МОТОГОНКИ.РУ, 29 декабря 2022 - В результате напряжения в отношениях в заводском гараже Yamaha в 2010 году, Валентино Росси демонстративно не стал продлевать контракт, предложенный ему японской компанией, а заключил 2-летний контракт с главным конкурентом - Ducati. Однако, как по мнению самого Росси, так и по обоюдному согласию всех экспертов, сезоны 2011-2012 годов стали абсолютной катастрофой для 9-кратного чемпиона мира.
Когда Валентино вступил в Ducati Team, это подавалось не иначе, как воплощение многолетней мечты всех итальянцев, где бы они не жили: Rossi in Rosso (Росси в красном, т.е. на Ducati) - это было нечто феноменальное, брак, заключенный на небесах... так все хотели видеть, так всем казалось поначалу. Но брак распался, не состоявшись. Во-первых, Росси вступил в сезон-2011 после сложной травмы и операции на связках правого плеча. Он не успел восстановиться к марту, форму набрал только в мае, потеряв массу времени и не сумев освоить Desmosedici GP11.
Во-вторых, летом 2011 года у Росси появилось слишком много претензий к тому, как команда под руководством Филиппо Прециози в целом работает в MotoGP. Росси был уверен, что гоночный департамент Ducati просто тратит время попусту: его не слушали, а реакции инженеров на некоторые важные жалобы приходилось ждать до 2-3 месяцев. Так пролетел целый сезон.
Валентино считал, что шасси Desmosedici практически «нерайдабельно». В то время, ключевой особенностью прототипа Ducati была 100% карбоновая рама-монокок, двигатель-несущий элемент шасси и карбоновый маятник. В Ducati буквально достигли нирваны в умении выпекать карбоновые элементы с заданными характеристиками: они делали рамы и маятники под конкретные треки, меняя углы формирования карбоновой сетки, время и температуру запекания смолы и другие характеристики. Но жесткость шасси не нравилась Валентино Росси - он никак не мог освоиться с Desmo после многих лет пилотирования Yamaha M1 с алюминевым «дельтабоксом».
В результате 10-месячного противостояния с самым уважаемым гонщиком в истории MotoGP, генеральный конструктор Desmosedici Филиппо Прециози сдался и родил совершенно новый прототип GP11.1, в основе которого лежала алюминиевая диагональная рама. Идею стали развивать в 2012 году, но Росси уже понял провал своей миссии с Ducati и заключил контракт на 2013 год с Yamaha, где его ждали с распростертыми объятиями.
Росси в Ducati: что мы еще не попробовали?
Прециози, в итоге, также был вынужден покинуть пост руководителя Ducati Corse - гениальный инженер не выдержал после двух лет постоянной критики с обеих сторон, от пилота и заводского руководства...
Валентино Росси, пришедший в Ducati 9-кратным чемпионом мира, не выиграл ни одной гонки за 2011 и 2012 год, и практически утратил свою уверенность. Росси многократно подтверждал в самых разных интервью, что после 2012 года у него практически не осталось мотивации - продолжать карьеру в MotoGP, и только волевым усилием он смог вернуться на победный путь с Yamaha (на хорошо знакомом ему байке).
Росси в Ducati (2011)
И действительно, в 2015 году между ним и Хорхе Лоренцо состоялась эпичная битва за титул, судьбу которого решили считанные очки в самой последней гонке сезона. Некоторые считали, что переход Росси в Ducati был своего рода диверсией со стороны Yamaha.
Клаудио Доменикали, который вступил в должность Президента Холдинга Ducati в 2013 году, до сих пор считает, что Валентино Росси подложил его компании самую большую свинью, которую только мог.
Президент Ducati Holding Клаудио Доменикали
«Мы просто не могли с этим мириться, но и изменить ситуацию также не могли - это был колоссальный удар по компании! - признался Доменикали, вспоминая лучшие и худшие моменты истории Ducati в MotoGP. - Когда подписываешь контракт с самым известным итальянским гонщиком, 9-кратным чемпионом мира, и не можешь выиграть ни одной гонки, это просто катастрофа для имиджа».
«Я вступил на пост CEO в 2013, как раз, когда Росси покинул нас, и мне пришлось собирать компанию буквально по частям. В тот момент, единственное, что мы могли, это просто стиснуть зубы и вернуться к работе... почти с нуля. Потому что изменилось всё. Филиппо [Прециози] однажды заявил, что утратил мотивацию к работе, и как бы мы не старались, не удалось его удержать - он вышел из проекта. Только приход Джиджи [Луиджи Даль′Иньи] помог нам воскреснуть. Два года это заняло, он действительно совершил чудо...»
Новая попытка Ducati сделать ставку - все на Лоренцо - провалилась в 2017 году
Однако эмоциональное заявление Доменикали необходимо оценивать объективно. Да, Валентино явно не справился, к тому же, его авторитет задавил авторитет генерального конструктора, и компания пошла по несвойственному ей пути. Но факт, что вторая попытка - нанять самого топового гонщика MotoGP (Хорхе Лоренцо) за страшные миллионы затем потерпела такое же фиаско, как и в истории с Росси! Впрочем, Лоренцо подобрался с раскрытию тайны Desemosedici гораздо ближе Валентино. Вновь эмоции Доменикали сломали всю игру - Хорхе был, вероятно, в шаге от прорыва и битвы за титул для Ducati, но его... уволили.
Также, нельзя игнорировать совершенно ясные и четкие тенденции, которые происходили в Ducati Corse после 2010 года (расставания с Кейси Стоунером). Во-первых, Стоунер покинул Ducati и перешел в Honda, потому что столкнулся с теми же проблемами, которые затем стал озвучивать Росси! В HRC Стоунеру удалось быстро наладить контакт с заводскими инженерами, и он выиграл титул MotoGP в 2011 году, а также запросто выиграл бы его в 2012, если бы не травмы и потеря мотивации.
Луиджи Даль′Инья, занявший пост босса Ducati Corse после Прециози, получил в свои руки компанию в серьезном запустении. Слова Клаудио Доменикали о том, что ему «пришлось собирать компанию буквально по частям» на 100% подходят и к работе Даль′Иньи. Джиджи получил в наследство разруху и полное отсутствие коммуникаций между R&D в Борго-Панигале и гоночной командой, работавшей на гоночном треке -- это, кстати, полностью подтверждает слова Валентино Росси об отсутствие связей в Ducati Team образца 2011-2012 годов!
Так что Доменикали прав, но лишь от части. И Валентино Росси с ним не согласен в плане того, что он уничтожил имидж Ducati. Его вступление в команду лишь раскрыло темные стороны проекта...
Валентино Росси в гараже Ducati Team: очередное "эмоциональное" обсуждение
«Когда я работал с ними, то думал только об одном: это я стал старым и медленным или байк не едет?! Ну, не может же он не ехать! Значит, проблема во мне... Представляете, какой ущерб это наносит ментальности гонщика?! Мы с JB [Джереми Бёржессом, бессменным шефом команды Росси, прим. МОТОГОНКИ.РУ] работали над тем, чтобы улучшить байк - любыми способами: какую настройку еще попробовать? что в нем еще поменять? Это занимало всё наше время. Мы часами беседовали с Филиппо, но результат приходил слишком медленно. Впрочем, мы добились кое-чего в 2012. Не могу сказать, что всё это время было потрачено впустую» - ответил Валентино.
После возвращения в Yamaha Росси так и не удалось стать чемпионом в 10-й раз. К 2015 году проект достиг своего пика: два претендента на титул - оба пилоты заводской команды Yamaha; а YZR-M1 - лучший прототип сезона без всяких оговорок, и это было ясно еще на тестах IRTA в Сепанге; заводская команда стала лучшей досрочно, с огромным отрывом от конкурентов... Тройная корона, самая эмоциональная и драматичная битва за титул в истории MotoGP - один из самых ярких чемпионатов!
Затем, Росси сказал: «Очень трудно, проигрывая, сохранять улыбку на лице. Особенно тяжело, когда раньше ты побеждал много. Только страсть помогает. Если ты хочешь продолжать участвовать в гонках, но понимаешь, что будешь проигрывать и дальше, возможно, гораздо больше, чем побеждать, то единственное, что удерживает от ухода, это страсть. И ты продолжаешь».
Но после 2015 года всё пошло не так. Завершив карьеру в MotoGP, Росси анализирует ситуацию более независимо и объективно:
«В Yamaha всегда концентрировались на идеальном балансе байка. Это очень легкий в управлении и подконтрольный мотоцикл, идеально входящий в повороты. Остальное - мощность, скорость, трекшн - все было на втором плане. Но что было, то было: феноменально подконтрольный мотоцикл! У наших конкурентов всегда были "особенности" - я бы сказал, что проблемы - с поворачиваемостью (для этого требовалось прилагать слишком много усилий). Но теперь отрыв Ducati слишком велик. Как только они нашли решение проблем с поворачиваемостью, остальное тут же было возведено в абсолют. Должен сказать, что Ducati за последние годы всех загнали в тупик - все японские заводы оказались в большой беде. Почему? Возможно, что по тем же причинам, по которым у нас ничего не получилось с Ducati в 2011: они не успели перестроиться к новым условиям, пытались играть по-старому».
«Сегодня в Ducati работают совершенно иначе, чем 10 лет назад. Они стали агрессивней и напористей, а инженерный департамент буквально живет в гараже. Плюс, множество разных версий Desmo на стартовой решетке - это помогает лучше анализировать данные. Сегодня в Ducati просто феноменальная производительность труда! Поэтому, они быстро сделали несколько шагов вперед по сравнению с японскими производителями. И тем, (прежде всего, Yamaha), нужно решиться на большие перемены: игра меняется, она требует большего вовлечения, большего количества инженеров, больше денег... Нет, прежним MotoGP уже не будет!» - заявил Валентино. И убедительно добавил: «Ducati пожинает плоды многолетнего труда Джиджи Даль′Иньи, который изменил компанию изнутри, заставил ее работать. Думаю, что сегодня Ducati - лучший байк в MotoGP».