МОТОГОНКИ.РУ, 21 декабря 2023 - По мнению Хуана Мартинеса, в этом году был ряд потрясающих событий, но есть некоторые чисто негативные, которые его расстроили.
Лига выдающихся кабальеро: 4+1 - Форкада, Мартинес, Хименес, Аурин и Санти Эрнандес
Мартинес родился в Барселоне и попал в школу гоночной инженерии Кобаса в конце 80-х. Его путь по Мото Гран-При впечатляет: будучи ведущим инженером Showa в Европе, Хуан долгое время работал в заводском проекте Honda с такими пилотами, как Мик Дуэйн, Алекс Кривье, а затем и с Валентино Росси. Затем, он перешел в заводской гоночный проект Ducati MotoGP и работал там с Сетом Жибернау и Никки Хейденом, после чего оказался в Ohlins и обслуживал в качестве ведущего инженера компании буквально весь паддок. Мартине затем стоял у основ компании Andreani, где он работает и сегодня.
Подробнее на МОТОГОНКИ.РУ: Лига выдающихся кабальеро
Испанский телеканал DAZN устроил Хуану большой допрос с пристрастием после завершения чемпионата 2023 года...
Первое - и, вероятно, самое болезненное для инженера, посвятившего почти 10 лет своей жизни работе с Honda и в Repsol Honda, - это, очевидно, плачевные результаты японцев:
«Я бы сказал, что мое внимание в этом году было приковано к Honda... Теперь уже можно сказать: по-моему, у Honda был самый неповоротливый и тяжелый мотоцикл, этакий "упитанный пони", наверное, самый тяжелый за все время, что я видел в паддоке. Это мое впечатление о нем. Для меня как подвесочника это плохой симптом» - начал разговор Хуан Мартинес.
Хуан Мартинес с Repsol Honda, начало 2000-ных
Но ведь затем они его облегчили, не так ли? На тестах в Валенсии - это же был уже совсем другой байк...
«Болтали многое. По моей оценке, они сбросили 7-8 кг. Но там еще большой путь для облегчения и реконструкции. Можно сравнить с путем, который мы прошли в Ducati во время работы с Никки и Валентино Росси. Тот Desmosedici был абсолютно провальным проектом, несмотря на превосходную эргономику. У него было явное несоответствие массы и мощности, а также жесткости шасси. Причем, я говорю и о том карбоновом прототипе, который был при Филиппо [Прециози], и об алюминиевом, который сделали затем. Ducati пришлось пройти большой путь по облегчению мотоцикла. Поначалу, считали, что все это из-за двигателя: он типа такой... и - всё, ничего не можем изменить! Двигатель у Ducati был, действительно, очень тяжелый в те годы».
"Много весит" - сегодня в MotoGP это сколько? Какой вес является критической массой?
«15 кг перевеса - это уже критичное. Прикиньте, что это почти полный бак бензина. То есть, в начале гонки вам приходится орудовать с двойной нагрузкой. Снижение сухой массы прототипа на 8 кг, это решение половины проблемы».
А было что-то очень позитивное, что прямо заставило порадоваться за коллег?
«Несомненно - и неудивительно, что Ducati стал эталонным байком MotoGP. Вступление в проект Джиджи Даль'Иньи действительно произвело революцию в Ducati Corse, ему пришлось всё там перестроить. Он очень много внимания уделяет именно техническим аспектам и поиску решений. Второе, это спортивные решения, которыми занимается Паоло [Чьабатти]. Спортивный менеджмент у них сегодня оказывает наибольшее влияние на результат. В Сепанге... Чьабатти в субботу заявляет, что есть идея - а не включить ли Мартина в заводскую команду? И что мы увидели?! Бастианини выигрывает Гран-При Малайзии на следующий день!!! Гениальный ход».
Карло Пернат был очень недоволен этим...
«Ха-ха-ха! Конечно, публично недоволен. Но мы-то знали, что это игра. И он знал, наверное, лучше других. Однако, сегодня такие публичные заявления имеют большое значение для мотивации молодых пилотов. Они понимают, что где-то что-то упускают, и их это мобилизует. Даже если никогда не было такой идеи с Мартином... но не берусь утверждать».
ОК, а еще?
«KTM. Я вижу изнутри, как у них идет развитие. Технически - очень много, спортивно гораздо хуже, чем в истории с Ducati. Но в целом, баланс более-менее был соблюден. Вот в Aprilia я вижу, что между Мавериком и Алешем нет на самом деле внутренней конкуренции, и это не очень хорошо для команды. Нет яркости и противоречия. Но уверен, что Виньялес сегодня среди самых перспективных пилотов 2024 года. У него потенциал, которого он не показывает. Нарочно или его что-то сдерживает, не знаю. Но он покажет Эспаргаро, что быть "капитаном" команды это не иммунитет от прямого поражения от руки напарника».
«Когда мы работали с Хейденом и Росси [в Ducati], выяснилось однажды, что Валентино может видеть нашу дату, а мы его - нет. На спортивном уровне это было оскорблением для Никки»
Даль'Инья в этом году отпустил удила, позволил всем пилотам Ducati бороться за победу, навязывая борьбу Пекко. Это хорошо или плохо?
«Джиджи отличный стратег и умеет видеть сквозь стены! Он поступал правильно буквально во всем, что делал. У конкурентов Ducati нет этого видения: они не видят возможности, лазейки в правилах, как этим можно пользоваться. Джиджи - видел: он использовал любой момент в свою пользу, и выстроил на этом настоящую систему. И то, что сегодня на Ducati может выиграть любой, правда. Но даже среди множества всегда есть исключения, и два реальных претендента - это Пекко и Мартин. Среди них Баньяя - истинный чемпион, которому удалось побороть стресс, совладать со всеми проблемами. В сложные моменты он реагировал подобающе, очень по-чемпионски!»
Хуан Мартинес с Никки Хейденом, Ducati Team, 2011
Обмен данными между всеми восемью гонщиками Ducati - это хорошо или плохо?
«Тут есть два уровня. Технический (на уровне Ducati) и спортивный (на уровне пилотов). Когда мы работали с Хейденом и Росси, выяснилось однажды, что Валентино может видеть нашу дату, а мы его - нет. На спортивном уровне это было оскорблением для Никки. Теперь ситуация более сбалансированная, каждый может видеть дату своих коллег. Но... влияет ли это на победу сегодня? Думаю, что нет. Опять же, это гениальная задумка Джиджи. Он знает больше нас всех и, очевидно, видит ситуацию иначе, понимая, что его пилоты настолько разные, что им чужие данные никак не помогут».
«Но если говорить за спорт, думаю, что в рамках уикенда данные соперников должны быть изолированы. Каждый компьютер должен иметь доступ только к своей базе данных. Заводской команде Ducati этот доступ может дать преимущество над частной командой, но не наоборот. Я бы этот доступ ограничил».
Может ли Даль'Инья допустить, чтобы пилот саттелитной команды Pramac - Мартин или кто-то другой стал чемпионом, отняв у Баньяи и заводского гаража №1?
«Это в любом случае трудно. Я начинал работу в MotoGP в 1994 году; находясь внутри этой истории, вы видите массу странных вещей, которые трудно объяснить. Некоторые вгоняют вас в ступор. Другие наталкивают на мысли о заговоре. Плюс, все же друг с другом общаются, масса слухов, спекуляций, манипуляций. Я не верю в заговоры, потому что это настолько сложно организовать, чтобы никто об этом не узнал со стороны. Сегодня, наверное, это почти невозможно. Но разговоры об этом всегда будут. Потому что, когда ты за что-то сражаешься изо всех сил, и вот, в шаге от победы вдруг цепочка прерывается... а ты же всё сделал, чтобы твой пилот выиграл! Конечно, первая идея - кто-то не хочет этого, кто-то что-то предпринял. Но я не верю в теорию заговора. Просто... никто не хочет признавать, что проиграл. А если покопаться в деталях, всегда можно найти ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ, когда привел к поражению. Он мог произойти сильно раньше, но повлек за собой цепочку каких-то событий, деталей. Когда побеждаешь, всё, что было ДО ЭТОГО, уже не имеет никакого значения, потому что вокруг все благосклонны. Но как только проигрываешь... Главное, это правильно оценку провести, найти ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ и понять, как избежать его в будущем».
«О провале Мартина: Где-то по ходу уикенда в Катаре у Хорхе или его инженеров "порвалась цепочка". Или ее и не было, но они решили, что нашли решение... в субботу»
Многие говорят о шинах. Случай Мартина в Катаре - что это было? Что так могло повлиять на производительность задней покрышки?
«Это именно то, о чем я говорю! Однажды, вы попадаете в порочный круг. Вам всё удается, дается легко, но где-то есть нехватка тонких ощущений. И эта нехватка однажды сказывается. Где-то по ходу уикенда в Катаре у Хорхе или его инженеров "порвалась цепочка". Или ее и не было, но они решили, что нашли решение... в субботу. Помните, как он вдруг поехал? Что-то изменилось».
«То, что я точно могу утверждать, что у Баньяи в Монтмело произошло точно то же самое! За день до гонки он прямо заявил, что у него нет четкого чувства при работе с той покрышкой. Он так ведь и сказал: «У меня не было никаких ощущений с этой покрышкой, давай использовать другую». Но на гонку они почему-то поставили ее. И что? Он поймал хайсайд в 3-м повороте. Вот, прямое следствие ошибки, недостаточно проработан момент, нет четкого ощущения. В лучшем случае, вы тормозите не так, как обычно, разгоняетесь не так, как обычно. В худшем, однажды вас просто выкидывает из седла. Вам кажется, что покрышка не работает. Но она такая же, какой была вчера. Зачем делать на нее ставку?»
«Ключевая ошибка Мартина? Мартин давит на Пекко, прямо заявляя на камеру: "я его побью!" Думаю, что он даже мысли не допускал, что что-то может пойти не так, как он хочет»
А если смотреть на это с чисто спортивной, а не технической точки зрения?
«Тогда Баньяя справился лучше в целом. [В Монтмело] он, вероятно, понимал, что идет на риск, но посчитал его оправданным. Мартин просто шел ва-банк в каждой гонке. Подход Баньяи к воскресным гонкам в целом лучше и целостнее, чем был у Мартина. Каждый раз в конце первого дня происходит встреча всех инженеров в боксе команды с пилотом. Я обратил внимание на язык тела и жестов Баньяи и Мартина, и каждый раз они говорили одно и то же. Баньяя всегда осторожен и сомневается. Мартин всегда как бы говорит: "я его сделаю!" И в интервью после гонок, на публику они ведут себя аналогично. Мартин давит на Пекко, прямо заявляя на камеру: "я его побью!" Думаю, что Мартин даже мысли не допускал, что что-то может пойти не так, как он хочет. Баньяя же после Монтмело быстро расставил мысли по местам. Мартин всегда был быстр и на пределе. У Пекко всегда был запас, потому что он всегда сомневался в себе. Каков итог? Мартин едва не врезался ему в колесо в Валенсии, ошибся, выехал, вернулся, потерял время, силы, нервы - и всё! Один небольшой момент - и всё!»
Марк Маркес оказался в Ducati после всего. Если бы вы были руководителем Ducati, вы бы запустили козла в огород?
«Ух... Это очень объемный вопрос на самом деле! Думаю, что Ducati с Маркесом больше потеряет, чем приобретет. Они ковали себя как бренд всё то время, что Маркес ассоциировался с Honda как чемпион мира. Ducati удалось сделать сильным свой бренд, когда результат не зависит от одного человека или пилота. Если Маркес станет чемпионом в 2024 году, все скажут - это заслуга Маркеса. Это будет хорошо для чемпионата, для зрителей. Маркес докажет, что человек (гонщик) важнее бренда. Если Маркес выиграет на Ducati, это не будет победа Ducati в чистом виде».
«Думаю, что Ducati с Маркесом больше потеряет, чем приобретет»
«В общем, пожалуй, будь я у руля Ducati, я бы постарался отказать. Но есть такая штука: чем выше вы поднимаетесь по лестнице успеха, тем меньше преград перед собой видите. Я говорю о Джиджи. Он сегодня настолько уверен в своих силах и силе Ducati, что считает, что легко справится с возможными потерями. Я не уверен, то Даль'Инья вообще теперь способен работать где-бы то ни было, кроме как в Ducati. По-моему, он должен остаться там навсегда. Потому что он теперь неотъемлемая часть бренда, и если его позовут в Honda, как говорят, это будет ущербное сотрудничество, и для него, и для Honda. Марк Маркес в той же самой ситуации: он настолько хорош, что ему нигде больше нет места! Его присутствие создает больше проблем, чем положительных моментов. Прежде всего, вес его репутации - главная проблема для Ducati. Его приход в Ducati - это проблема для пилотов Ducati, прежде всего, для Баньяи. Сам факт наличия у Маркеса такого же байка является угрозой психологическому здоровью Пекко. Всё сказанное Чьабатти и Даль'Иньей об отсутствие планов предлагать Марку контракт с заводом, это слова, адресованные Пекко, чтобы успокоить его».