МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Календарь Энциклопедия Контакты
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама : bmcmoto.ru
2 марта 2021 | 47065
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP: Все секреты Yamaha YZR-M1 - Mission One как борьба за место под солнцем

Yamaha претендовала и забрала Triple Crown в MotoGP пять раз с тех пор, как Валентино Росси присоединился к заводской команде в 2004 году. Прототип YZR-M1 (Mission One), созданный под руководством Масао Фурусавы в 2001 году, эволюционировал, но сохранил первоначальную философию. В чем она заключается, и благодаря чему YZR-M1 сегодня является самым сбалансированным прототипом MotoGP?
Реклама : motogonki.ru/adv.html

МОТОГОНКИ.РУ, 2 марта 2021 - С тех пор, как чемпионат мира по Мото Гран-При перешел на 4-тактную платформу, в Yamaha сменились три генеральных конструктора, каждый из которых одновременно возглавлял проект Mission One в MotoGP (Project Leader). Этот пост после ухода на пенсию Фурусавы принял его ближайший соратник Куити Тсудзи, а после него, в 2019 - Такахиро Суми, который руководит программой сегодня.

История Mission One

В 2000 году перед новым лидером проекта Yamaha в Гран-При поставили задачу - создать прототип под новый регламент. Первым требованием FIM был 4-тактный двигатель объемом 990 куб.см., что по расчетам консультантов Федерации примерно равнялось по мощности имевшимся на вооружении в тот момент 2-тактным 500-кубовым двигателям (205-210 л.с.) Технология создания и тюнинга 2-тактных моторов достигла своего пика примерно к 1998 году, когда мощности их впервые достигли отметки в 200 л.с., а энерговооруженность - показателя 1.5 л.с./кг. Новые показатели должны были колебаться в тех же пределах при новых ограничениях сухой массы в 145 кг для 4-5-цилиндровых моторов и 135 кг для 2-3-цилиндровых. В регламенте был и пункт насчет 6-цилиндровых машин (155 кг), но ни один производитель не решился создать прототип такого форм-фактора - слишком дорого. Большинство почти единогласно сошлись во мнении, что 4 цилиндра для нового MotoGP будет более, чем достаточно. Исключением стал прототип Honda RC211V, V-образный двигатель которого оснастили пятью цилиндрами. Но и он в итоге эволюционировал в классический V4 к 2012 году.

Масао Фурусава, крестный отец и создатель проекта Yamaha Mission One
Масао Фурусава, крестный отец и создатель проекта Yamaha Mission One

Инженеры Yamaha остановили свой выбор на L4 - рядном 4-цилиндровом двигателе, поскольку в распоряжении завода уже была технология производства успешных спортбайков подобного формата. Но Фурусава решил, что шасси YZF-R1 было слишком «дорожным» для прототипа с двигателем на 70 л.с. мощнее. Поэтому, за основу YZR-M1 0WM1 взяли шасси YZR500 модели 0WL9 (1999) - алюминиевую раму, к которой крепился маятник, а двигатель подвешивался сверху. Разработчики также добавили инновационную систему торможения двигателем: проскальзывающее сцепление, уровень допустимого скольжения которого контролировался отдельным блоком управляющей электроники.

Дебют в MotoGP

2002 год был годом испытаний и обучения и показал, что Honda удалось реализовать новую концепцию с V5 в алюминиевом шасси лучше. Yamaha на старте представляли шесть пилотов, трое из которых получили сразу YZR-M1 (0WM1), а еще трое ездили на усовершенствованном YZR500. Макс Бьяджи и Карлос Чека вышли на 4-тактных YZR-M1, но гонки показали ряд недостатков решения Фурусавы: мотоцикл был недостаточно стабильным, чтобы приносить победы в каждой гонке. В итоге, Бьяджи завершил сезон 2-м, проиграв новой звезде Honda, Валентино Росси 140 очков.

Двигатель и шасси Yamaha YZR-M1 0WM1 с 942-кубовым мотором
Двигатель и шасси Yamaha YZR-M1 0WM1 с 942-кубовым мотором

0WM1 по-началу имел 942-кубовый мотор мощностью около 190 л.с. На этой фотографии, сделанной на TT Circuit Assen, представлен именно такой прототип. Бьяджи не выиграл с ним ни одной гонки, хотя трижды взошел на подиум. Команда выявила пару важных негативных моментов, одним из которых был слишком высокий уровень гибкости шасси (из-за конструкции рамы). Начиная с Гран-При Чехии, Yamaha заменила двигатели на 990-кубовые, чтобы полностью соответствовать регламенту. Это придало необходимое ускорение пилотам Yamaha: Макс Бьяджи сразу выиграл гонку в Брно, а затем взял победу в Сепанге и завершил сезон на подиуме в Валенсии. Новый двигатель объемом 990 куб.см. выдавал ровно 200 л.с., но весил почти на 25 кг больше, чем его 2-тактный предшественник.

Важные новости
 
Уходят в отрыв: Баутиста возглавил ТОП-4 лидеров европейской предсезонки WorldSBK 2023 года
Уходят в отрыв: Баутиста возглавил ТОП-4 лидеров европейской предсезонки WorldSBK 2023 года

Сразу четыре гонщика World Superbike, трое из которых входят в список наиболее вероятных претендентов на титул 2023 года, оказались внутри абсолютного рекорда Autodromo do Algarve по итогам финальной серии европейских тестов. Их отрыв от стальных уже очень велик.
Мотокросс: Чемпионат мира - Календарь MXGP 2023 года - финальная версия
Мотокросс: Чемпионат мира - Календарь MXGP 2023 года - финальная версия

Все даты и места проведения Гран-При чемпионата мира по мотокроссу 2023 года в Премьер-классе MXGP и MX2, наконец, определены: в этом сезоне чемпионат посетит Вьетнам, Турцию, дважды - Индонезию, объедет всю Европу и вернется в Швейцарию, и все-таки не поедет на Ближний Восток и в Соединенные Штаты. Финальная версия календаря FIM Motocross World Championship 2023 MXGP/MX2 опубликована!
Новая эра MotoGP 2023: финальная версия календаря чемпионата мира по Мото Гран-При
Новая эра MotoGP 2023: финальная версия календаря чемпионата мира по Мото Гран-При

Обратный отсчет до старта новой эры MotoGP - сезона 2023 года осталось менее двух месяцев, 53 дня или 7 недель, все ставки сделаны, календари, бюджеты и логистические планы утверждены. Только вперед: утвержденный календарь MotoGP 2023 года.
Пять с плюсом: путь Yamaha к возврату титулов в World Superbike - фото, видео и карьера пилотов
Пять с плюсом: путь Yamaha к возврату титулов в World Superbike - фото, видео и карьера пилотов

Поддерживаемые заводом из Иваты и Yamaha Europe команды World Superbike - PATA Yamaha Prometeon WorldSBK, GYTR GRT Yamaha WorldSBK, GMT94 Yamaha WorldSBK, а также новобранец Yamaha Motoxracing WorldSBK Team Брадли Рэй официально представили свою программу на сезон 2023 года! Это сильнейший состав гонщиков завода за всю историю чемпионата. Презентации, фотографии и профили пилотов.
MotoGP - документальный фильм: Марк Маркес - Стать сильнее
MotoGP - документальный фильм: Марк Маркес - Стать сильнее

Как 6-кратный чемпион MotoGP Марк Маркес готовится к реваншу после трех сезонов сплошного кошмара, травм, операций и полной утраты Honda позиций в Королевском классе? Откровенный инсайд и интересная информация из первых уст - от самого пилота Repsol Honda! С русскими субтитрами в правильном переводе.
Джеффри Херлингс продлил контракт с Red Bull KTM в чемпионате мира по мотокроссу MXGP
Джеффри Херлингс продлил контракт с Red Bull KTM в чемпионате мира по мотокроссу MXGP

Джеффри Херлингс стал самым долгоиграющим гонщиком заводской команды KTM в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, продлив сегодня свой контракт с KTM Factory Racing еще на 2 года.
Все даты презентаций команд MotoGP 2023
Все даты презентаций команд MotoGP 2023

С Новым Годом! Сезон MotoGP 2023 официально объявляется открытым, и команды Королевского класса уже забронировали даты для своих презентаций, поскольку теперь организацией и координацией этих шоу также занимается Dorna Sports. Регулярно обновляется. Готовьте закладки!
AMA Supercross 2023 - 3 этап 450SX: первая Тройная Корона сезона - Видео всех трех гонок Anaheim-2
AMA Supercross 2023 - 3 этап 450SX: первая Тройная Корона сезона - Видео всех трех гонок Anaheim-2

В Анахайме была разыграна первая в 2023 году «Тройная Корона» AMA Supercross: смотрите полностью все три заезда 450SX, полных ошибок у лидеров Американского Суперкросса - трансляция гонок из Angel Stadium Anaheim-2.
AMA Supercross: Обзор и результаты Anaheim-2 450SX - Провал Томака и первая победа Секстона
AMA Supercross: Обзор и результаты Anaheim-2 450SX - Провал Томака и первая победа Секстона

Элаю Томаку не удалось продолжить успешную линию после доминирующей победы в Анахайме и Сан-Диего в начале сезона AMA Supercross 2023 года: победа на этапе досталась новому лидеру Team HRC Чейзу Секстону, Кен Рокцен вернулся на подиум, а Томак и Уэбб допустили ряд ошибок. Смотрите видео обзор и результаты 3-го этапа 450SX - Anaheim-2.
MotoGP: Джино Борсои - Большая команда - это проблема; достигнуть целей проще в маленькой
MotoGP: Джино Борсои - Большая команда - это проблема; достигнуть целей проще в маленькой

Ключевая персона в крупнейшей испанской команде Мото Гран-При - в Aspar Racing на протяжении 15 лет - Джино Борсои неожиданно для многих решил сменить гараж: сезон 2023 года он встречает с командой MotoGP Pramac Racing. Итальянский специалист мотогонок объяснил главную причину, по которой он пошел на радикальную смену обстановки.
 


Yamaha YZR-M1 (0WN3) 2003 года
Yamaha YZR-M1 (0WN3) 2003 года

Вторая версия YZR-M1 (0WN3) получила алюминиевую раму, созданную с нуля специально для нового двигателя и новой мощности, который уже питался инжекторной системой с цифровым зажиганием, имел полностью программируемый блок управления ECU. Отдельную систему торможения двигателем заменила система ICS (Idle Control System), интегрированную в общую систему управления системой питания. Это дало дополнительный рост базовой мощности и помогло лучше контролировать торможение двигателем. Новая рама получилась на 14% жестче в продольной плоскости и обеспечила на 11% большую жесткость на скручивание.

Yamaha YZR-M1 (0WP3) 2004 года
Yamaha YZR-M1 (0WP3) 2004 года

«Истинный» Mission One, каким мы его знаем, родился только в 2004 году - версия 0WP3, созданная летом 2003 года и доработанная осенью, а затем зимой 2004-го в сотрудничестве с Валентино Росси. Приглашение Росси для Фурусавы была ставка ва-банк. Как позже рассказывал Масао, когда он делал предложение Валентино, то совершенно не надеялся на лояльность со стороны действующего чемпиона Honda. Однако, Росси принял вызов - неожиданно для обеих сторон!

Ключевым изменением в подходе к проектированию мотоцикла для Фурусавы стала передача мощности на заднее колесо, поскольку прототипы MotoGP уже достигли показателя энерговооруженности 1,6 и даже 1,65 л.с./кг, и эту мощность нужно было контролировать.

Валентино Росси на Yamaha YZR-M1 2004 года - летит к первому титулу с Yamaha
Валентино Росси на Yamaha YZR-M1 2004 года - летит к первому титулу с Yamaha

Управляющая электроника 0WP3 уже позволяла использовать несколько разных карт зажигания и питания с возможностью переключения по ходу заезда («полносильная» и «экономичная»). Также, благодаря изменению дизайна и объема воздухозаборника, Yamaha удалось получить значительный прирост мощности двигатель - до 20-25 л.с. Еще в 2003 году удалось достичь скоростей свыше 320 км/ч. Пиковая же мощность YZR-M1 еще на осенних тестах составила 240 л.с. После тестов с Росси в Валенсии (в ноябре 2003) внесли еще ряд изменений. Маятник удлинили значительно (почти на 80 мм), чтобы сделать колесную базу больше и повысить устойчивость на прямых. Двигатель в раме сдвинули вперед, заодно понизив его позицию для улучшения развесовки. Жесткость рамы чуть уменьшили, вернув шасси гибкость. В итоге, получился мотоцикл, который привел Валентино к титулу в 2004 году с первой попытки.

С тех пор, философия мотоцикла в целом не менялась. Но что же стало главной фишкой Yamaha YZR-M1, что принесло Yamaha Factory Racing пять «тройных корон» - титулы в личном и командном зачетах, а также Кубок производителей в 2005, 2008, 2009, 2010 и 2015 годах?

Продолжение: эволюция развития Yamaha YZR-M1 с 2004 по 2010 год

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 2 марта 2021
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2023 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2023 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1231579
годовая
аудитория
121599
читателей
за месяц
6246
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2023

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message