МОТОГОНКИ.РУ, 1 февраля 2024 - У Aprilia RS-GP есть ряд явных конкурентных преимуществ перед Ducati, KTM и Honda, которые делают таких пилотов, как Алеш Эспаргаро невероятно быстрыми в сложных условиях гонок MotoGP, особенно, на треках, где общий уровень держака ниже среднего. Если бы таких трасс было бы много, Aprilia Racing уже взяла бы первый титул в Королевском классе. Но на счастье их соперников, асфальт на большинстве трасс обеспечивает надежный держак по всей длине трека, что уравновешивает шансы.
![Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202402012018192.jpg)
Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing
«Некоторые говорят, что, конечно, всё понимаю, но... иногда просто выпадают в осадок, теряясь в догадках - как же им [Aprilia] удается так валить на трассах, вроде Termas de Rio Hondo и в Барселоне!» - с улыбкой констатировал Альбезиано.
«На деле, RS-GP обеспечивает много держака на любой трассе. Просто там, где его традиционно ниже, у нас его достаточно, а там, где его много, у нас начинаются проблемы. Нам его надо снижать. Мы и сами еще не в полном объеме выстроили систему зависимостей, но понимаем большую часть того, что на что влияет. Это такая исследовательская работа, и она занимает много времени».
Вопрос работы с покрышками в MotoGP стал ключевым 2-3 года назад, и сегодня шины - всему голова, а не мотор или электроника. Только под шины можно настроить всё остальное, а не наоборот. Поэтому, аэродинамика становится такой важной: это путь, которым можно заставить покрышки остывать или, наоборот, напрягаться и греться сильнее.
Разница в температуре перед стартом, в гонке и на финальных стадиях заездов уже сыграла пару злых шуток с Алешем Эспаргаро: на Гран-При Индонезии из-за избыточного износа задней покрышки резина на ней "кончилась" слишком рано, и Алеш был вынужден выйти из схватки за позиции, сбавить темп и просто доехать до финиша. А в Таиланде из-за перегрева все Aprilia оказались в трудном положении, и у Эспаргаро вновь возникла проблема, которую электроника Michelin зафиксировала, но Aprilia отказалась принимать это, как нарушение, вступив в спор с Дирекцией. Тем не менее, на ThaiGP Эспаргаро стал первым, кого пенализировали на 3 секунды, лишили финишной позиции за некорректное давление в колесах.
«Chang Circuit - наша головная боль из-за высоких температур и высокого держака, в Мандалике проблема того же плана. В Индонезии Алеш получил предупреждение из-за того, что когда у него кончилась задняя резина, он так замедлился, что колесо остыло и давление в покрышке упало ниже лимита. На Chang он получил штраф за разницу в 0.00-чего-то-там бар ниже 1.88. Это было смехотворно! Но штраф был выписан».
В чем главная проблема «шинного казино» в плане давления? Почему так трудно найти решение? Почему в Индонезии инженеры не попали в рамки правил?
«Все так думают: приходит пилот к шефу бригады и просит - "сделайте мне давление пониже, держака будет больше, и я поеду быстрее". И вот, шеф бригады сидит и занимается высшей математикой и анализом, как изменится давление по ходу заезда - на 5-м круге, на 10-м круге... на 20-м круге, перед финишем. Это теоретически вычисляется. Но на Chang Circuit погодные условия изменились по ходу гонки, температуры изменились. У нас нет сегодня инструментов, которые могли бы просчитать этот вопрос. Эта тема просто с ума всех сводит!»
Чем холоднее, тем сильнее может скакать давление в колесах, и тем менее точными будут расчеты инженеров. И стартовая позиция теперь - это главная отправная точка в настройках шасси и давления в колесах!
«При прохладной погоде, если ты возглавляешь группу или гонку, если едешь один, не попадаешь в чей-то слипстрим, твои покрышки всегда примерно одной температуры. И давление в них стабильное. Но если вы стартуете не с поул-позиции или не с первой линии, в из глубины пелетона, риск ошибиться с давлением запредельный. Никто не знает, сможет ли он выйти в лидеры группы. А инженеру это не ведомо и подавно. Это перестает быть мотоспорта, а все чаще напоминает рулетку».
В начале недели, перед вылетом в Малайзию все представители MSMA провели конференцию по видеосвязи с Michelin и Dorna, в очередной раз обозначив суть проблемы. Повторная встреча с Техническим Директором MotoGP состоится уже в Сепанге.
«Считаю, что Michelin следует иметь всё это в виду и дать нам гораздо больший коридор в давлении. Никто не хочет нести ответственность за инциденты, произошедшие из-за их продуктов, но всем ясно, что сегодня нам нужна нижняя граница гораздо ниже 1.88 бар» - заявил Альбезиано.
Можно ли как-то решать проблемы с обдувом задней покрышки, одновременно, создавая достаточное прижимное усилие, увеличивая ground-эффект?
«Для нас это недопустимо, поскольку нельзя, чтобы в нижней части обтекателя были выпирающие элементы - он слишком близко к асфальту, ведь речь идет о наклоне до 60 градусов, и паддон обтекателя почти трется об асфальт уже сейчас. Можно увидеть, как мы пытались решить это, установив небольшие гребни, чтобы контролировать эти потоки. Когда мотоцикл в глубоком наклоне, там возникает отрицательное давление... в общем, это то, что мы считаем недопустимым к использованию в чистом виде. Есть еще один момент, это потеря баланса из-за избыточного прижимного усилия. В автогонках это хорошо работает, в мотоспорте - нет».