МОТОГОНКИ.РУ, 1 февраля 2024 - У Aprilia RS-GP есть ряд явных конкурентных преимуществ перед Ducati, KTM и Honda, которые делают таких пилотов, как Алеш Эспаргаро невероятно быстрыми в сложных условиях гонок MotoGP, особенно, на треках, где общий уровень держака ниже среднего. Если бы таких трасс было бы много, Aprilia Racing уже взяла бы первый титул в Королевском классе. Но на счастье их соперников, асфальт на большинстве трасс обеспечивает надежный держак по всей длине трека, что уравновешивает шансы.
Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing
«Некоторые говорят, что, конечно, всё понимаю, но... иногда просто выпадают в осадок, теряясь в догадках - как же им [Aprilia] удается так валить на трассах, вроде Termas de Rio Hondo и в Барселоне!» - с улыбкой констатировал Альбезиано.
«На деле, RS-GP обеспечивает много держака на любой трассе. Просто там, где его традиционно ниже, у нас его достаточно, а там, где его много, у нас начинаются проблемы. Нам его надо снижать. Мы и сами еще не в полном объеме выстроили систему зависимостей, но понимаем большую часть того, что на что влияет. Это такая исследовательская работа, и она занимает много времени».
Вопрос работы с покрышками в MotoGP стал ключевым 2-3 года назад, и сегодня шины - всему голова, а не мотор или электроника. Только под шины можно настроить всё остальное, а не наоборот. Поэтому, аэродинамика становится такой важной: это путь, которым можно заставить покрышки остывать или, наоборот, напрягаться и греться сильнее.
Разница в температуре перед стартом, в гонке и на финальных стадиях заездов уже сыграла пару злых шуток с Алешем Эспаргаро: на Гран-При Индонезии из-за избыточного износа задней покрышки резина на ней "кончилась" слишком рано, и Алеш был вынужден выйти из схватки за позиции, сбавить темп и просто доехать до финиша. А в Таиланде из-за перегрева все Aprilia оказались в трудном положении, и у Эспаргаро вновь возникла проблема, которую электроника Michelin зафиксировала, но Aprilia отказалась принимать это, как нарушение, вступив в спор с Дирекцией. Тем не менее, на ThaiGP Эспаргаро стал первым, кого пенализировали на 3 секунды, лишили финишной позиции за некорректное давление в колесах.
«Chang Circuit - наша головная боль из-за высоких температур и высокого держака, в Мандалике проблема того же плана. В Индонезии Алеш получил предупреждение из-за того, что когда у него кончилась задняя резина, он так замедлился, что колесо остыло и давление в покрышке упало ниже лимита. На Chang он получил штраф за разницу в 0.00-чего-то-там бар ниже 1.88. Это было смехотворно! Но штраф был выписан».
В чем главная проблема «шинного казино» в плане давления? Почему так трудно найти решение? Почему в Индонезии инженеры не попали в рамки правил?
«Все так думают: приходит пилот к шефу бригады и просит - "сделайте мне давление пониже, держака будет больше, и я поеду быстрее". И вот, шеф бригады сидит и занимается высшей математикой и анализом, как изменится давление по ходу заезда - на 5-м круге, на 10-м круге... на 20-м круге, перед финишем. Это теоретически вычисляется. Но на Chang Circuit погодные условия изменились по ходу гонки, температуры изменились. У нас нет сегодня инструментов, которые могли бы просчитать этот вопрос. Эта тема просто с ума всех сводит!»
Чем холоднее, тем сильнее может скакать давление в колесах, и тем менее точными будут расчеты инженеров. И стартовая позиция теперь - это главная отправная точка в настройках шасси и давления в колесах!
«При прохладной погоде, если ты возглавляешь группу или гонку, если едешь один, не попадаешь в чей-то слипстрим, твои покрышки всегда примерно одной температуры. И давление в них стабильное. Но если вы стартуете не с поул-позиции или не с первой линии, в из глубины пелетона, риск ошибиться с давлением запредельный. Никто не знает, сможет ли он выйти в лидеры группы. А инженеру это не ведомо и подавно. Это перестает быть мотоспорта, а все чаще напоминает рулетку».
В начале недели, перед вылетом в Малайзию все представители MSMA провели конференцию по видеосвязи с Michelin и Dorna, в очередной раз обозначив суть проблемы. Повторная встреча с Техническим Директором MotoGP состоится уже в Сепанге.
«Считаю, что Michelin следует иметь всё это в виду и дать нам гораздо больший коридор в давлении. Никто не хочет нести ответственность за инциденты, произошедшие из-за их продуктов, но всем ясно, что сегодня нам нужна нижняя граница гораздо ниже 1.88 бар» - заявил Альбезиано.
Можно ли как-то решать проблемы с обдувом задней покрышки, одновременно, создавая достаточное прижимное усилие, увеличивая ground-эффект?
«Для нас это недопустимо, поскольку нельзя, чтобы в нижней части обтекателя были выпирающие элементы - он слишком близко к асфальту, ведь речь идет о наклоне до 60 градусов, и паддон обтекателя почти трется об асфальт уже сейчас. Можно увидеть, как мы пытались решить это, установив небольшие гребни, чтобы контролировать эти потоки. Когда мотоцикл в глубоком наклоне, там возникает отрицательное давление... в общем, это то, что мы считаем недопустимым к использованию в чистом виде. Есть еще один момент, это потеря баланса из-за избыточного прижимного усилия. В автогонках это хорошо работает, в мотоспорте - нет».