МОТОГОНКИ.РУ, 16 марта 2023 - Transalp никогда не был мотоциклом для off-road. Но он также не был рожден для установки рекордов скорости. По дизайну он предназначался для путешествий в горы, и туда, где дороги условны, но все же не в Сахару.
Этимология
Происхождение названия мотоцикла принадлежит итальянцам и корнями уходит в те годы, когда Италия только объединилась, став республикой. В XIX веке Европа была серьезно разобщена: Альпы, самая высокогорная их часть естественным образом отделяла Францию от Италии, перевалы были «окнами» к соседям и открывались только летом. Одним из важнейших перевалов в отношениях между Францией и Италией был La Bonette, прежде служивший чуть ли не единственным торговым путем, а в 1860 года ставший стратегически важным - Наполеон построил через него дорогу, по которой осуществил вторжение в западную Италию. Дорогу назвали Route de la Bonette, является она самым высокогорным перевалом нацпарка Меркантур - 2715 м - и действует по сей день. А украшает эту дорогу пик Col de la Bonette на высоте 2802 м.
Col de La Bonette, самый высокогорный перевал нацпарка Меркантур между Францией и Италией
Под трансальпийскими переходами до постройки туннелей под Монбланом и в других местах и подразумевали походы через перевалы, в частности, через Route de la Bonette. Хотите знать больше? Читайте большой опус про трансальпийские путешествия на МОТОГОНКИ.РУ!
Иными словами...
Transalp - это о серпантинах!
50-сильный V2 SOHC объемом 583 куб.см., который Honda поначалу создала для Africa Twin, оказался неплохой базой для постройки кроссовера - мотоцикла, больше предназначенного для езды по дорогам с жестким покрытием, чем по грязи. Под жестким покрытием подразумевается также и гравий, жесткие и сухие горные тропинки - трейлы.
Honda XL600 Transalp (Gen 1), 1986
Honda XL600V Transalp имел характерное для вседорожных мотоциклов ходовое и мягкое шасси, а также 21" переднее колесо и шоссейное 17" заднее, что позволяло съехать с жесткой дороги на грунтовку в любой момент. При этом, клиренс в 195 мм в ненагруженном состоянии намекал на ограничения при преодолении реальных говен. Максимальная скорость его не превышала 165 км/ч, а комфортная крейсерская на деле составляла 125-130 км/ч. Ключевой разницей между Africa Twin и Transalp тех лет было поведение на полном бездорожье, которое XRV650 мог пересечь поперек, не снижая хода.
Honda XL650V Transalp (Gen 2), 2000
Апгрейд 2000 года превратил Honda XL650V Transalp в более интересный дорожник. Прибавка в мощности символическая, всего 3 л.с., но обновление шасси и аэродинамики, а также эргономики места пилота сделало байк комфортным на шоссе. Лучше всего мотоцикл чувствовал себя на серпантинах, где требовалось больше уверенности в поворотах и на торможении.
Honda XL700V Transalp (Gen 3), 2008
Последний "классический" Transalp представили на EICMA-2007: модель получила увеличенный до 680 куб.см. двигатель и современный дизайн. Honda решила больной вопрос с нехваткой аксессуаров: их для XL700V сразу же вышел целый каталог. 59-сильный байк стал разгоняться до 175 км/ч, но прибавка мощности требовалась для повышения грузоподъемности: мода на дальние путешествия набирала темп, багажа становилось больше даже в эконом-классе. В таком виде XL700V выпускался до 2012.
XL600V | XL650V | XL700V | XL750 | |
---|---|---|---|---|
1986-1999 | 2000-2007 | 2008-2012 | 2023+ | |
Двигатль | V2 SOHC | V2 SOHC | V2 | Рядный 2-цил., с 270-град. коленвалом |
Объем | 583 куб.см. | 647 куб.см. | 680 куб.см. | 755 куб.см. |
Диам/Ход | 75 / 66 мм | 79 / 66 мм | 81 / 66 мм | 87 / 63.5 мм |
Питание | карбюратор 1986-95: Mikuni 32мм 1996-99: Mikuni 34мм | карбюратор
Mikuni 34мм | инжектор PGM-FI | инжектор PGM-FI |
Мощность | 50 л.с. @ 8000 | 53 л.с. @ 7500 | 59 л.с. @ 7750 | 92 л.с. @ 9500 |
Момент | 53 Нм @ 6000 | 54 Нм @ 5500 | 60 Нм @ 6000 | 75 Нм @ 7250 |
Вилка | 41 мм, ход 200 мм | 41 мм, ход 220 мм | 41 мм, ход 177 мм | Showa 43мм SFF-CA, 200мм |
Задняя подвеска | Monoshock, 187мм | Pro-link, 172мм | Pro-link, 173мм | Pro-link, Showa, 190мм |
Тормоза | 1986-96: 1x 276мм, 2-поршн. 1997-99: 2x 256мм, 2-поршн. | 2x 256мм, 2-поршн. | 2x 256мм, 3-поршн. (ABS) | 2x 256мм диска, 2-поршн. (ABS) |
Колеса | 90/90-21 130/80-17 | 90/90-21 120/90-17 | 100/90-19 130/80-17 | 90/90-21 150/70-18 |
Электр. | нет | нет | ABS | ABS, TC, Ride modes |
Сн.масса | 205 кг | 212 кг | 219 кг | 208 кг |
Honda XL750 Transalp (Gen 4), 2023
Зачем Transalp в 2023 году?
В 2012 Transalp потерял актуальность. На рынке свирепствовала «битва моторов» - производители на перегонки представляли приключенческие мотоциклы с двигателями 1100+, напичканные модной электроникой и гаджетами. У Honda был VFR1200X, а сегменте 600-750 появился NC700x. Однако затем было принято радикальное решение - о перезапуске проекта Africa Twin…
С появлением Africa Twin в 2016 компания на 5 лет погрузилась в эйфорию: CRF1000L, а затем CRF1100L стал абсолютным бестселлером, объединив в себе плюсы сразу двух классов - от 800 до 1200.
Конкуренты всё это время искали альтернативы. С точки зрения правильно подобранного ассортимента, ответ на Africa Twin был только у BWM, баварцы почивали на лаврах.
BMW F800GS и KTM 790 Adventure несколько опередили Honda Transalp, но являются ли они его прямыми конкурентами?
«Ковидный» 2020 год расставил всё по местам: тяга к эскапизму за тот период превысила все мыслимые рамки, но спрос на флагманские космолеты упал. Из-за локдаунов резко сократилось производство в самой Японии, нарушилась часть традиционных схем поставок - топовые мотоциклы стали дефицитом и взлетели в цене. И вдруг оказалось, что не всем нужен ультимативный покоритель пустынь с DCT и подключением к iPhone. Covid-19 отменил моду на смену техники каждый новый сезон, вернув людей к пониманию, что лучшее - враг хорошего.
Свое слово успели сказать и китайцы, получившие в свои руки современные технологии от KTM - так, Маттигхофен решили внести смуту на азиатские рынки, и это ему удалось!
В общем, японцам требовалось перестать играть друг перед другом мускулами, а вместо этого вернуть на рынок реального «середнячка» – внедорожник легкого поведения: недорогой, комфортный, самодостаточный и без лишнего пафоса, каким всегда и был Transalp.
Платформенная революция
В конце 2010-х для возрождения Transalp не было подходящей платформы. Honda NC750X перекрывал большинство нужд клиентов по всем факторам, кроме комфорта на off-road. Но маркетинг неумолимо диктовал иные требования для конкуренции с европейцами. В Yamaha приняли решение – бабахнуть жесткий внедорожник Tenere 700. В Honda не спешили: подавляющее большинство покупателей NC, согласно дилерским опросам, никогда не съезжали с асфальта. Да и исследование аудитории BMW показало, что жесткий off-road мало интересует бюргеров. Поэтому, долгое время в Honda делали ставку именно на Africa Twin, который закрывал нишу дальнобойных эндуро на 100%.
Базовый двигатель Honda CB750 мощностью 92 л.с. модели 2022 года
Следом за универсальной платформой CRF1100 появилась та самая недостающая часть паззла – 2-цилиндровый рядный двигатель CB750 в стальной раме, на базе которых, могла бы родиться целая серия мотоциклов среднекубатурного класса с характеристиками, превосходящими большую часть конкурентов. Новый двигатель изначально не предназначается для работы в комплектации с DCT, что переводит его в иную ценовую категорию.
Новый «750» целенаправленно не стали делать a'la Africa Twin, но наделили ощущениями от езды, как на объемном V-Twin, при этом сделав его более компактным и агрессивным.
Внешность Transalp очень и очень напоминает NC750X последнего поколения. Присмотритесь:
Дизайн Honda NC750X и XL750 Transalp
Первенец Honda CB750 Hornet с этим двигателем ставили в один ряд с гипернейкедом CB1000R серии Neo Sports Cafe. Transalp же изначально не предполагалось делать «маленькой Африкой», хотя как раз по мощности эти мотоциклы отличаются значительно меньше, чем CB750 и CB1000R.
XL750 Transalp получил мотор мощностью 92 л.с., всего на 10 л.с. меньше, чем у Africa Twin (102 л.с. при 7500 об./мин.)
Но при этой мощности, у него совершенно иные ходовые характеристики. Honda ориентирует XL750 Transalp на Центрально- и Южноевропейский рынок, поэтому тест-драйвы откладывались на последний момент. Наконец, можно оценить отзывы тест-пилотов профессиональных изданий – какой же он, новый Transalp в натуре.
Тест-драйв Honda XL750 Transalp (2023)
Прежде всего, испанцы: они предпочитают брать мотоциклы в аренду, нежели покупать их новыми и пользоваться много лет. Что они думают - надо брать?
Что там, под капотом
Дизайн рамы здесь такой же, как у CB750. Но сама рама не «1 в 1» к дорожной версии! Здесь ряд серьезных изменений относительно нейкеда: рама усилена, чтобы обеспечить лучшее поведение на высоких подвесках именно на off-road. В частности, стальная трубчатая конструкция, удерживающая двигатель спереди, подрамник на 125 мм длиннее и на 48 шире, он усилен по бокам, и в его производстве используется труба сечением на 0.6 мм толще, чем у CB750. Еще есть масса усилений по всей раме. При этом, всё шасси Transalp по-прежнему легче, чем у CB500X на 10% и весит 18.3 кг, но это на 1700 г тяжелее, чем у Hornet, пишет Motociclismo.
Шасси Honda XL750 Transalp (2023)
«Подвески здесь принципиально иные, нежели на Africa Twin. Honda ориентирует Transalp на дорожное применение с регулярным выездом на грунтовые дороги (трейлы). Для этого, подвески должны быть ходовыми, но более мягкими ради общего комфорта. Я не знаю, имеет ли смысл сравнивать его с KTM 790 Adventure или Yamaha Tenere 700, хотя некоторые детали у них схожи, например, конфигурация колес, размерность покрышек. Но они разные, и Transalp выглядит комфортней во всем» - продолжает Пепе Бургалето. «Honda явно хотела сохранить историческую связь с прежним Transalp, который несколько десятилетий был очень популярным у нас в стране, как и в Италии. И им это удалось: с пассажиром мне было бы комфортно путешествовать именно на Honda, нежели на достаточно экстремальных ее соперниках».
Тест-драйв Honda XL750 Transalp (2023)
Action!
Хотя высота по седлу здесь умеренная – 850 мм, в целом, посадка привычная для мотоцикла, предназначенного для лайтового off-road и трейлов. Я легко доставал ногами до грунта в любой ситуации, садиться и слезать с байка очень легко. Седло явно рассчитано на езду с пассажиром и гораздо комфортней, чем на KTM.
Схема эргономики Honda XL750 Transalp (2023)
Ветровое стекло не слишком широкое, но достаточно высокое, чтобы за ним можно было полностью укрыться в случае дождя. Экран контрольной панели виден отчетливо в любом положении тела и при любом освещении, всё контролируется с левого пульта буквально одним пальцем. Эта часть настолько хорошо работала всё время, что... вообще не заняла и минуты внимания. Хотя в наборе настроек двигателя есть «Пользовательский» режим для детальной настройки мощности и т.д. под себя. На экране можно отключить работу ABS, если хочется немного попылить.
Honda XL750 Transalp (2023)
Осенью мы поездили на Hornet. Так вот, двигатель на Transalp абсолютно такой же. По-моему, для мотоцикла средней кубатуры это настоящий идеал! В средине оборотов он обеспечивает абсолютно ровную работу без каких-либо вибраций, но стоит чуть-чуть открыть дроссель, он подхватывает, и мотоцикл совершает стремительный рывок вперед. Это характер Hornet, и это то, чего никогда не было, ни у XL600, ни у XL700.
Схема аэродинамики Honda XL750 Transalp (2023) со стандартным стеклом
Шестая передача просто бесконечная, и мне показалось, что этот мотор запросто разгонит байк от 70 до 270 км/ч. Благодаря этой характеристике, за время теста средний расход составил 5.6 л/100 км. Я не уверен, что мы достигли пика скорости, но я видел «220 км/ч» на спидометре, что даже выше, чем у Africa Twin.
Одна платформа - разные мотоциклы
По сравнению с Hornet, XL750 Transalp гораздо стабильней ведет себя на прямых из-за длинной колесной базы и развитого обтекателя. И должен сказать, что мне это понравилось гораздо больше. Здесь нет ярко выраженных рывков на ускорении или торможении, хотя 4-поршневые суппорты осаживают front-end мгновенно. В целом, байк четко следует по любой заданной траектории, и дотянуться подножками до асфальта в поворотах не так уж сложно.
Тест-драйв Honda XL750 Transalp (2023)
Форма бака хорошо поддерживает ноги, упор четкий, можно наклонять байк в повороты и ездить с коленкой, если хочется. Единственное, что сдерживает от этого, базовые выносливые покрышки Dunlop Mixtour, предназначенные для асфальта только на 60%, а на 40% рассчитанные на езду по легкому бездорожью.
Тест-драйв Honda XL750 Transalp (2023)
Quickshifter как обязательное дополнение
Хондовский квикшифтер стоял на моем тестовом байке, и теперь я не могу без него ездить! Хотя он является аксессуаром, но существенно упростил езду, а четкость его работы была безупречной, особенно, при скоростной езде на шоссе.
Тест-драйв Honda XL750 Transalp (2023)
У Honda XL750 очень мощное торможение двигателем, а при использовании двустороннего квикшифтера, эта операция становится частью повседневного вождения и экономит время и нервы.
Итого
Honda добилась своей цели! Новый Transalp - это именно то, как он выглядит и называется: комфортный, когда ты спокоен и хочешь уехать далеко, но и достаточно быстрый, если у тебя шило в одном месте. Мы прострелили через несколько пробок на автостраде, будто и не замедлялись вовсе...