МОТОГОНКИ.РУ, 1 июня 2021 - Действительно, у Honda получилось три совершенно разных истории – это Adventure Sport модели 2018 года, новый Adventure и Africa Twin 2020 года.
«Покоритель Континентов» - напичканный электроникой флагман Honda Adventure Sports последнего поколения теперь куда больше ориентирован на ДОП (с асфальтом или без него). Тот же Adventure 2018 года был настоящим танком, способным взять на таран автомобиль и, как ни в чем не бывало, в тот же день совершить полуторатысячный маршбросок, пересечь Россию с юга на север, взобраться в горы, раскрыть секреты каменоломен и через день вернуться назад.
Honda CRF1100: Жили-были два родных брата, родные по крови, но не по духу...
Подробнее: Два плюс один - всё о Honda CRF1100L 2020 года
Africa Twin в базовой комплектации оставалась в тени флагмана последние четыре года. И вот, осознав это, Honda целенаправленно разделила линейки - по назначению.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021)
Сегодня, Africa Twin и Adventure Sports не только предназначены для разных целей, но и едут совершенно по-разному. При этом, сохраняя всю ту же начинку: у них абсолютно одинаковые двигатели, набор электроники, мультимедийная станция на борту, DCT, рама и маятник.
В чем главная разница?
На бумаге и, если поставить мотоциклы рядом, ее не видно на первый взгляд вообще.
Схема: разница в посадке и по силуэту - на бумаге
Но стоит прикоснуться к каждому мотоциклу в отдельности, а затем по очереди, проехать на каждом, и тут всё тайное становится явным.
Разниц - три: посадка, шасси и реально ощущаемый вес.
Первое, разница в весе ощущается мгновенно! На бумаге, сухая масса CRF1100 DL (Africa Twin с DCT) и CRF1100 A4L ES (топовая версия Adventure Sports с DCT на полуавтоматической подвеске Showa EERA) отличается всего на 4 кг. Веса «адвенчеру» добавляет защитная навеска, дополнительный актуатор заднего амортизатора и два блока управляющей электроники, а также гораздо более тяжелая вилка, плюс, бензобак на 24 л (он сам по себе массивней). С полным баком разница уже больше 10 кг.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021) и Adventure Sports (2021)
По шасси и подвескам, и здесь на бумаге как бы все один в один: Honda ликвидировала разницу в высоте подвески между Adventure Sports и Africa Twin, и теперь оба мотоцикла имеют равный рабочий ход вилки и амортизатора 230/220 мм. У них одинаковая высота по седлу (минимум 850 мм). Но совершенно разная форма самого седла и бензобака, и это совершено меняет ход игры!
Даже если мотоциклы просто катать руками по площадке, чувствуется, насколько Adventure массивней. Сказывается всё. Даже то, что у него бескамерные покрышки, а у Africa Twin - камерные. С одной стороны, бескамерные покрышки это здорово. Они легче сами по себе, у них иной каркас, который обеспечивает большую стабильность в поворотах. Компаунд бескамерных покрышек имеет одну особенность: будучи горячим, даже получив прокол, он может держать воздух продолжительное время во время езды (мягкие гранулы резины расширяются и заволакивают дыру). И как только бескамерная покрышка с проколом остывает, она мгновенно сдувается, и тут уже ничего не поделаешь. Зато, бескамерную покрышку можно починить простым жгутиком с клеем, что делает ремонт быстрым. А в путешествии такие моменты могут быть на вес золота.
Honda CRF1100L Adventure Sports (2020) на таком же, только бескамерном Bridgestone Adventurecross
Но бескамерные покрышки ориентированы на применение в паре с литыми колесными дисками, имеющими монолитную конструкцию. Спицовка для бескамерных покрышек имеет свои конструктивные особенности: если спицы на камерных колесах устанавливаются в один ряд (по центру обода) и по этой причине их диаметр может быть меньше, то в бескамерных требуется двухрядная установка спиц в торец обода, а для обеспечения надежности, диаметр спиц, установленных под углом, больше. Спицовка под бескамерную резину гораздо технологичней, однако, дороже и тяжелее ободов для камерной резины. И она обеспечивает худшую амортизацию на неровностях из-за вдвое большей жесткости конструкции. Плюсом является возможность более точной балансировки такого колеса для езды на высоких скоростях.
Разница в весе сказывается, как только колесо начинает вращаться. Вместе с дополнительной массой вилки и полуавтоматического амортизатора Adventure Sports во всем ощущается тяжелее базовой Африки. Вы не почувствуете этого на шоссе с хорошим асфальтом, но достаточно съехать на грунтовку, et Voila!..
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021): Василий одобряет!
Эргономика и развесовка Africa Twin рассчитана на продолжительную езду в стойке. Короткое («спортивное») стекло обтекателя - чтобы не мешалось. Базовое сиденье CRF1100L - высокое, плоское и жесткое. Но если вы ростом 180+, то оцените это простецкое решение!
Предполагается, что ездить на Africa Twin нужно не в интеграле и не во флип-апе, а в кроссовом шлеме с очками или эндурном закрытом шлеме со стеклом, типа Shoei Tour-X. Если сидеть, то посадка выше и агрессивней, чем на Adventure Sports. И если вы едете по грунтовке или гравию, а впереди идет напарник или машина, то все мелкие камешки и мусор летят вам в лицо, шею и грудь.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021): базовое сиденье - высокое, плоское и жесткое
Africa Twin модели 2020-21 года ориентирован на эгоистов. Он для тех, кто хочет газнуть в пампасы. По своей сути, это огромный кроссовый мотоцикл, в котором реализовано много идей из чемпионского кроссача CRF450R - геометрия и концепция. Но это не тот легкий эндуро-«четвертушка» и совсем не Honda CRF300 Rally, с которыми вот запросто можно нырнуть в любые кусты.
Это мотоцикл для того, чтобы съехать с асфальта на жесткий и пересеченный off-road, но без экстрима в виде поваленных деревьев и жидких говен по самые оси. Для преодоления экстремального бездорожья лучше ехать в компании, потому что вытягивать 230-килограммовый мотоцикл из болота и перекидывать его через вековые стволы в одиночку - то еще удовольствие. А с Adventure Sport этим заниматься вообще не стоит: 70% мотоцикла вот так там навсегда и останется в виде обломков.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021)
Работа штатной подвески на Africa Twin читается гораздо лучше, чем «вязкая» Showa EERA у Adventure. Стоит спрыгнуть с асфальта, как это сразу же сказывается: вы привстаете на подножках и амортизируете слегка согнутыми коленями, CRF1100L прыгает под вами так, как ему хочется (и как ЕМУ надо); в руль - и плечи - приходит совсем немного, и от того езда в стойке кажется очень комфортной. Можно чуть сместиться вперед и поддать газку, чтобы из-под заднего колеса Africa Twin по все стороны полетел фаршмак - и это никак не скажется на прямолинейности движения.
Вилка Africa Twin легко глотает неровности высотой/глубиной плюс-минус 70-100 мм, будто их нет вовсе, а установленные на Africa Twin по-умолчанию агрессивные Bridgestone Battlax Adventurecross превосходно цепляются за грунт практически любой степени жесткости, даже за бетон! Но для езды по глубокому песку и жидкой глине требуется установка «тракторных», очень зацепистых покрышек. Все же, слово «Adventure» в названии резины превалирует.
Базовые камерные покрышки Honda Africa Twin - Bridgestone Battlax Adventurecorss
Совсем не так ведет себя Honda Adventure Sports с Showa EERA c теми же самыми Bridgestone, только бескамерными. В некоторых версиях 2020 года мотоциклы поставлялись с METZELER Karoo Street, еще более «асфальтовыми» покрышками. Поведение электронной вилки, даже переведенной в режим «Off-Road», трудно назвать мягким и предсказуемым. Колесо упирается в препятствие и Showa «задумывается», и при этом не факт, что покрышка успеет зацепиться за бортик... Во время прошлогоднего теста Adventure Sports я попал дважды таким образом: не самые глубокие колеи вдруг стали для мотоцикла непреодолимым препятствием...
...и эти же самые колеи, спустя неделю я легко и изящно перелетал на Africa Twin с обычной, «механической» вилкой и теми же самыми Bridgestone Adventurecross. Мотоцикл сразу же напомнил о первом знакомстве с Honda CRF1000L модели 2016 года и двухнедельную прогулку к вершинам швейцарских Альп. Тогда, в сентябре 2016 года я не испытал ни одного «oh, shit!!»-момента за всю поезку, хотя «paved roads» в горах заканчиваются на отметке в 2000 м даже в Европе.
Вот эта самая разница и отличает сегодняшние Adventure Sports от Africa Twin: свобода действия на грунтовке и гравии и ощущение подконтрольности, даже если у вас нет большого опыта эндуро на тяжелом мотоцикле.
Шпили-вилли
Первое же ощущение (на асфальте), что «базовый» CRF1100L кажется и едет агрессивней, на нем хочется поддать газу, похулиганить. Он по повадкам похож на большой мотард. В настройках трекшн-контроля и ABS есть специальный режим для тех, кому нечего терять - «отключить все ограничения и контроль» (подробности - в следующих абзацах).
Adventure Sports позволяет легко разгоняться до 215 км/ч, а развитая ветрозащита способствует продолжительной езде на скоростях свыше 160 км/ч (например, по автобанам Европы или по М11).
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021)
В седле Africa Twin «отрывать голову» начинает уже на 140, а при достижении 170 держаться за руль нужно очень крепко. Плюс, любой боковой ветерок сразу меняет уровень комфорта. Но максималка та же - 215 км/ч.
О том, что «Красную Африку» до меня другие тест-пилоты нещадно «жарили» для красивой картинки (да и просто, для удовольствия), рассказал средний расход потраченного за 864 км «обкатки» - 8.9 л/100 км. Вообще, для CRF1000L и CRF1100L это просто дохрена! То есть, на мотоцикле ездили перманентно быстрее 160 км/ч и скорее всего на заднем колесе, потому что блок управления DCT снова пришлось ресетить и проводить обкатку с нуля (крышу у «робота» уже начало срывать от безжалостного убийства, и реакции блока управления DCT были не совсем адекватными).
Отресетить DCT после измываний других тест-пилотов - святое!
Для сравнения, в период обкатки Adventure Sports с нуля тот же показатель при пройденных 1400 км составил 5.6 л/100 км. Зато, как только одометр перешагнул магическую отметку «1200», а DCT и ECU автоматически перешли в рабочий режим, потенциал двигателя раскрылся в полной мере. Чего и другим настоятельно рекомендую: не пожалейте день-другой на неспешную обкатку нового мотоцикла с DCT, нужно всего 1200 км!.. А если взяли second hand, свозите байк к официальному дилеру и обресетьте блок управления DCT (на блоке управления двигателем это не скажется): тогда мотоцикл научится работать ДЛЯ ВАС и У ВАС, а не у тех, кто его насиловал перед вами.
Но в Honda уже в 2019 году поняли, что такой мотоцикл, как CRF1100L с DCT все равно будут безбожно мучить всеми способами, поэтому компания сделала все, чтобы облегчить ему участь. Во-первых, здесь появился легко управляемый режим Wheelie (у предыдущей версии с этим эффектом электроника боролась изо всех сил).
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021)
Теперь же, стоит отключить трекшн-контроль и свести Wheelie Control к минимуму, при активном открытии ручки газа в режиме S2 мотоцикл стремится поднять переднее колесо вверх.
Другой прикольной фишкой для тех, кому нужен чистый адреналин, является режим работы ABS RR – подключенный передний контур с отключенным задним.
Постоянное скольжение заднего колеса (при активном ускорении или при торможении) добавляет езде пикантных ноток. Когда мы тестировали технику, Подмосковье буквально взорвалось асфальтовым бумом – повсеместно снимали старый и старались в самые сжатые сроки положить новый. Свежеуложенный асфальт всегда скользкий, и в случае с Africa Twin - это так прикольно!!! Отличный зацеп на слегка перегруженном front-end′е и постоянный букс на заднем – с этими длинными черными линиями, которые оставляет покрышка на асфальте – wow! Своеобразный режим «Supermoto» - только для опытных райдеров, поскольку мотоцикл все же весит чуть побольше 235 кг с бензином, не забывайте об этом.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021)
CRF1100L легко наклоняется в повороте, несмотря на не слишком «спортивную» резину. Он доставит массу удовольствия на извилистых дорожках и на серпантинах (вот бы только до них добраться!)
Уже за первый же день теста успел спалить два бака. Да, у Africa Twin он существенно меньше, чем у Adventure Sports - 18.8 л по бумагам, но мне ни разу так и не удалось осушить его полностью, хотя «18.5» на колонке увидел. Кончается этот бензин быстро, потому что на мотоцикле все время хочется ехать резко и агрессивно. И если честно, я вообще перестал считать расход после 2-й заправки.
Полностью электронная приборная панель с цветным тач-скрином и мультимедийным центром
Как он в целом едет по асфальту, если хочется укатить от города на 300-400 км?
Да, в этом тоже фишка Honda Africa Twin: он позволяет уматать туда, где можно хорошенько газнуть. А в условиях сегодняшней урбанизации, таких мест поблизости от города все меньше, и для получения удовольствия от покатушек нужно проехать 200-250 км, прежде чем... начать получать удовольствие от покатушек - без трафика и всяких других сторонних угроз, вроде скоростных камер и грузовиков.
...и снова, приходит на ум слово «вязкий» в отношении Adventure Sport: поведение CRF1100L в туринговом исполнении, то есть на автостраде - это настоящий электровоз, который встал на рельсы - и поехал вперед. Ни встречный, ни боковой ветер, ни легкие неровности на поверхности асфальта не нарушат комфорта и покоя райдера. Шасси «адвенчера» вязкое и оно вгрызается в асфальт, обеспечивая ему феноменальную устойчивость.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021)
Africa Twin реагирует на любое прикосновение к рулю, но также и на ветер. Речь ни о намеках на вобблинг (его здесь нет, не было и не будет), а о том, что на скорости свыше «140» мотоцикл может плавно переставить на полметра в сторону.
Итого?
Обычно, я тут подвожу итоги. Но в случае с тремя Африками, у меня нет единого вердикта. С точки зрения драйва и общей целостности кайфа от езды, я бы все равно взял себе Adventure Sports модели 2018-2019 годов: он больше соответствует самому понятию, которое Honda впервые применила в 1989 году - скоростной танк, способный пересечь пустыню Сахара в очень короткое время. Он требует особого навыка в пилотировании на off-road, но удовольствие и возможности мотоцикла поражают воображение - абсолютно всепролазный, легкий и подконтрольный одновременно.
Honda CRF1000L Adventure Sport (2018) - да, вот это мой танк!
Но электронная начинка и единый мультимедийный центр Honda CRF1100L переворачивают наши представления о мотоцикле для дальних поездок.
Можно ли взять Honda CRF1100L Africa Twin и превратить его в Adventure Sports? Сегодня это простая задача. Именно так я бы и поступил!
Далее - исключительно частное мнение: мне совершенно не нужны электронные подвески (минус 200 т.р.); установить комфортное седло на Africa Twin - можно (оно есть в аксессуарах, плюс, появилось у множества aftermarket брендов); навесить на Africa Twin разного багажа - легко; высокое стекло взамен "коротыша" - еще легче. А все остальное, что под «капотом», у обоих CRF1100 - идентично.
Тест-драйв Honda CRF1100L Africa Twin (2021): установить комфортное седло? Легко!
Разница по-прежнему будет в запасе хода из-за 6 литров дополнительного бензина у Adventure Sports.
Это позволяет проехать на нем 210 км за 1 час (повторю: то есть проехать 210 км подряд со средней скоростью 210 км/ч). Запаса хода у Africa Twin в этом же случае будет на 170 км. Реальная разница на длинном маршруте - 30-35 км каждый час. Для тех, кто мотается далеко и быстро, это значит, что за 10 часов Adventure Sports уедет, как минимум, в 200 км дальше стандартной Африки. В действительности, это преимущество будет гораздо больше, потому что держать темп даже в 160 км/ч длительное время на Africa Twin CRF1100L 2021 года - это выматывает.
С другой стороны, на Africa Twin можно срезать через поле...
Фото: автора и Dee Troy