МОТОГОНКИ.РУ, 28 июня 2011 - "В 1967 году мы с друзьями ездили из Италии в Лондон. Я был на "Веспе", кое-кто из парней на "Морини", кто-то на "Ламбреттах"... Помню, что поездка завершилась на Carnaby Street. Это была очень активная улица, полная интересных людей, играли Beatles - времена были забавнейшие! Тогда я впервые увидел супербайки - Notron, BSA и другие британские марки. Райдеры были одеты в черные кожаные Lewis. Отчетливо помню, они походили на кавалеристов с Дикого Запада. Я как раз был в поиске своего жизненного пути, и вот - нашел! Там меня впечатлило увиденное в Лондоне..." - Когда Лино Дайнез рассказывает, как пришел в индустрию, его глаза наполняются светом. Глядя на его офис, переполняет ощущение, что перед вами человек, движимый страстью к тому, чем он занимается, к продукции, которую выпускает, и к людям, которые ее одевают.
На стене, за моей спиной - два гоночных комбинезона, каждый в своем личном прозрачном чехле. Один принадлежал Барри, судя по нашитому на рукаве номеру "7", другой - безупречному Валентино Росси. В комнате бесчисленное число стелажей, на которых выставлены и гоночные шлемы, многие - после аварий. Не трудно угадать, какой какому гонщику принадлежал: каждый подписан лично Лино Дайнезом. Их владельцы знают, как встреча с Лино изменила их жизнь, и как он изменил всю концепцию безопасности на треке и за его пределами.
Мистер Дайнез - человек, живущий в паддоке или около него. Его собственная судьба переплелась с судьбами легендарных пилотов 80-х, 90-х, нулевых... Людей, для кого езда на мотоцикле - словно жизнь или смерть, таких же как он сам, страстных поклонников мотогонок. Но как он вообще пришел в это?
"Мой отец был банковским служащим, ну так и я предполагал, что продолжу его путь. Отец тоже так хотел, но я решил, что сам буду вести бизнес. Тогда не знал как, что, каким образом. Пока мы не съездили в Лондон, будущее для меня было туманным. Там я четко решил: буду делать мотоциклетную кожу! Я не был портным, совершенно без опыта работы или создания одежды из кожи. Но Мольвена - регион, необычайно богатый скорняжными традициями. Я познакомился со многими из мастеров, первые образцы сделали они. Я открыл Dainese в 1972 году. Первым продуктом, с которого мы начали, были кожаные штаны для мотокросса. Но скоро я сделал кожаные штаны и куртку для шоссейных мотоциклов."
В отличие от черной "кожи", увиденной в Лондоне в 1967, продукты Дайнеза несли в себе итальянский стиль: "В 1973, на Миланском мотошоу мы представили целую серию очень цветастых комбинезонов. Это был невероятный успех! Что-то совершенно новое, необычное: все делали черные кожаные куртки, а у нас - синие, красные, желтые и зеленые, так что парней на улицах можно было легко узнать. Но главное, что это сделало их езду более безопасной. Скоро это стало модным!"
Имя, пришедшее с улиц, достаточно быстро попало в мотогонки. Первым спонсированным пилотом в 1974 году стал Дитер Браун. Именно благодаря ему Dainese к 1976 году стал известным на весь мир: Лино всерьез заинтересовался улучшением своих комбинезонов с точки зрения безопасности.
"В один момент, я неожиданно понял, насколько опасными были гонки Гран-При. У парней не было вообще никакой защиты, так что я немедленно добавил вставки в локти и плечи во многие модели. Вставки пришивались изнутри в специальных стретч-панелях - для большего комфорта. Я хотел, чтобы комбинезоны стали для пилотов "второй кожей", но защищенной."
Как только Агостини примерил на себя кожу от Dainese, и другие пилоты заинтересовались его продукцией. Барри Шин стал спонсироваться Dainese в 1978, и сотрудничество с ним сыграло заметную роль в развитии компании: "Тогда атмосфера в паддоке была расслаблена и свободна, не то, что сейчас, - рассказывает Лино Дайнез, - Не трудно было встретиться с Барри и пригласить его на нашу фабрику в Мольвену. Шин использовал для защиты спины какую-то мягкую губку, которую сам где-то находил. Мы сделали первый серьезный протектор где-то в 1981 для Фредди Спенсера. Мы назвали этот элемент "лобстером", потому что по форме он напоминал его хвост - состоял из горизонтальных чешуек."
Но самой прогрессивной технологией, которую внедрил мистер Дайнез, стали коленные слайдеры. Удобную и стильно выглядящую "нашлепку", которая помогла бы одновременно защитить колени и выглядеть достойно, разработали в 80-м для Кенни "Короля" Робертса: "И благодаря ему, прежде всего! - отмечает Лино, - Он так быстро подкатывал к поворотам, что при наклоне мотоцикла, буквально упирался в асфальт коленями. Сначала мы использовали куски покрышек, но затем придумали "porcupine" [жесткие пупырчатые слайдеры, которыми можно было тереть об асфальт, не рискуя зацепиться и упасть]. Для Кенни."
Другой аксессуар - аэродинамический горб - также изобретение ателье Дайнеза. Как он появился? Было ли это специальное приспособление или модный, необычный элемент?
"Мы придумали горб по многим причинам, но прежде всего, чтобы улучшить аэродинамику. Во-вторых, чтобы снизить нагрузку на шейные позвонки. Не многие догадываются, но горб появился потому, что мотоциклы управлялись очень плохо в то время. Мы поняли, что во время езды шеи пилотов были постоянно в напряжении, их колбасило из стороны в сторону из-за постоянного вобблинга на прямых. Мы думали, как бы встроить в комбинезон что-то, для защиты шеи... Так, с горбом, они могли откидывать голову назад, шлем упирался в него и положение становилось более стабильным."
В середине 80-х к разработке защиты подключились врачи. Огромный вклад внес доктор Коста - главный врач Мото Гран-При: "Мы получали множество информации и отзывов от работающих на гонках врачей. Доктор Коста рассказывал нам, как с медицинской точки зрения, можно улучшить защитные элементы: что страдает при падениях прежде всего, что можно защитить полностью, а что - частично. Наконец, это стало по-настоящему эффективно! Скоро он сказал, что число сильных травм снизилось, благодаря нам."
А что же означает логотип? "Перед тем, как начать разработку своего первого продукта, я много думал над лого. Это лого - не дьявол, это - нимфа, дерзкий, развязанный характер. Она, как байкер - смотрит вокруг, пытаясь найти что-то новое и забавное. Может быть, я выбрал ее потому, что не хотел быть похожим на отца-банкира..."
С кем из легендарных чемпионов было интереснее работать? "Каждый великий чемпион - это обязательно великий персонаж с великим характером. Если вы посмотрите на Агостини, Шина, а теперь и Росси, они все - невероятные индивидуальности, и непревзойденные гонщики!"
Origin: Jon Urri, Fast Bikes 06/11