МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjc5hkoi
9 октября 2018 в 16:11 | 41526
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Inside MotoGP: Как в Гран-При справляются с экстремальными погодными условиями

Чемпионат мира по Мото Гран-При путешествует по планете, где никогда не бывает погодных условий «на заказ»: гонки под открытым небом всегда будут зависеть от условий, в которых они проходят здесь и сейчас. Как справляется MotoGP с самым трудным вызовом - погодой?
[970250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnjceYdXZ

МОТОГОНКИ.РУ, 9 октября 2018 - Ситуация в Сильверстоуне в конце августа 2018 года показала, как на самом деле легко разрушить планировавшееся несколько месяцев событие стоимостью 15 миллионов евро. Достаточно, чтобы сложились вместе всего два фактора: дождь и не протестированный в подобных условиях асфальт; но также и раннее просчитанные планы, нарушать которые никто, кроме Dorna Sports не собирался.

Не только холод, но и палящее солнце способно нарушить стройную схему организаторов, как было в 2013 году на Phillip Island.

Что тяжелее - жара или холод?


Если измерить средние температуры на поверхности асфальта на всех 19 треках из календаря MotoGP, до визита в Тайланд в 2018 году самым горячим был Losail International Circuit. Это причина, по которой 10 лет назад гонку в Катаре стали проводить в темное время суток. Однако, не стоит думать, что с наступлением сумерек в Аравийской пустые сразу холодает! Нет, температура там падает медленно. Если вечером, перед началом свободных практик термометр демонстрирует +34, с заходом солнца "холодает" только на 2-3 градуса. Но главное другое, что снижается температура на поверхности асфальта: на ярком солнце она может легко перевалить +52 градуса, а без солнца она быстро приходит в баланс с температурой воздуха, и превышает ее лишь на несколько градусов.

Свободные практики на закате: асфальт быстро остывает
Свободные практики на закате: асфальт быстро остывает


Обычно, температура катарского асфальта на 3-5 градусов выше температуры воздуха. То есть, если в паддоке +32, на треке +35-38 - это очень комфортные условия для работы. Разница в температуре обусловлена работой более 3600 прожекторов, подсвечивающих трек в ночное время. Каждый направленный прожектор все же греет. Еще 1000 прожекторов направлены таким образом, чтобы редуцировать эффект возникновения теней. Они расположены ниже и светят, преимущественно под крутым углом так, чтобы не слепить гонщиков.

Выступать и работать в Катаре гораздо комфортнее из-за ровного климата и низкой влажности воздуха. Иногда, с залива начинает надувать морской бриз, и тогда в Лосаиле просто шикарно!

Совсем другое дело, Sepang International Circuit или Chang International в Таиланде. Малайзия и Таиланд совсем рядом, их климатические условия схожи. Здесь тоже днем жарко, до +35. Но при этом, при 95% влажности воздуха наступают настоящие экстремальные условия. Чтобы подготовиться к ним, спортсмены за неделю до поездки в Малайзию начинают тренироваться в особых условиях: кто-то, как Андреа Янноне, тренируется в сауне; другие, как Марк Маркес, надевают дополнительные слои термобелья, чтобы повысить интенсивность потоотделения, «как в Сепанге».

Гидраторы или встроенные в комбинезоны емкости для воды позволяют поддержать температурный баланс в гонке, но из них можно пить!
Гидраторы или встроенные в комбинезоны емкости для воды позволяют поддержать температурный баланс в гонке, но из них можно пить!


В дополнение к этому, пилоты переходят на специальную диету, способствующую снижению дегидрации (потере жидкости или обезвоживанию). Конечно, сегодняшний дизайн гоночных комбинезонов позволяет носить с собой до 0.5 литра воды и пить ее прямо во время гонки. Но за каждую практику гонщик теряет гораздо больше - от 1 до 2 литров жидкости! А в гонке пилот может потерять до 2.5 кг своего веса.

Дегидрация (обезвоживание) приводит к загустению крови, ток ее снижается, ухудшается кислородный обмен, мозг начинает работать медленней, теряется концентрация.

Жаркая погода также сильно бьет по технической стороне гонок. В жару снижается насыщенность воздуха кислородом, что вкупе с высокой температурой бьет по производительности двигателей. Повышается износ и шанс поломки. В жару сильнее изнашиваются тормозные колодки и карбоновые роторы; от постоянного перегрева, они теряют часть своих останавливающих свойств. Но на первом месте стоят, конечно же, покрышки, которые стираются гораздо быстрее, чем могла запланировать команда.

Марк Маркес после победы в Тайланде - надо остыть!
Марк Маркес после победы в Тайланде - надо остыть!


Дебютный этап MotoGP в Тайланде прошел в уникальных погодных условиях: в день гонки влажность воздуха опустилась до 46% с 80% в четверг, но температура на поверхности асфальта все равно до достигла +50 градусов. Все это позволило найти дополнительный держак и скорость, но даже самые жесткие покрышки Michelin перегрелись к середине гонки.

В условиях жары, роль девушек с зонтиками на стартовой решетке - gridgirls - существенно возрастает, поскольку они выполняют очень важную функцию: не дают пилоту перегреться еще до начала изнурительной гонки. Пожалуй, это даже важнее, чем в случае, когда над стартовой решеткой накрапывает дождь...

Дождь и холод


С точки зрения неконтролируемых последствий, гонки в дождь и в холод опасней, чем в нестерпимую жару. Однако, современные технологии помогают пилотам ехать, «аки по суху» даже в проливной дождь.

Не дай себе замерзнуть!
Не дай себе замерзнуть!


Сам по себе дождь не так страшен, как в комбинации с холодной погодой. Еще 3-5 лет назад рабочей температурой на поверхности трека считались +22 градуса. При температурах ниже +20 шинники из Bridgestone уже переходили в авральный режим работы: число падений возрастало на глазах. Сегодня же, с вводом Michelin в эксплуатацию более современных компаундов можно работать комфортно даже при +15-17, это если сухо.

Silverstone Circuit и Twin Ring Motegi всегда были испытанием для команд, если они видели в прогнозе шанс дождя с пятницы по воскресенье. Уикенд Гран-При Британии в этом году проходил в самых, наверное, некомфортных условиях в истории, когда температура воздуха (и на поверхности трека) в день гонок не превысила +13 градусов. Даже на самых мягких дождевых покрышках гонки были бы опасными, и это даже без учета застоя воды в Stowe!..

Марк Маркес на Silverstone Circuit, FP4: внезапный ливень создал целые озера в низине
Марк Маркес на Silverstone Circuit, FP4: внезапный ливень создал целые озера в низине


Основная проблема в холодную погоду - это непредсказуемость поведения мотоцикла в переходных условиях, то есть, на торможении и разгоне, когда крутящий момент на заднем колесе меняется с 10% до 100% за секунду, аналогично уровню нагрузки на переднем колесе в момент торможения. При снижении уровня зацепа с асфальтом команды применяют разные хитрости, такие как снижение давления в шинах с целью увеличения пятна контакта. Но это чревато.

Michelin и Dorna Sports решили эту практику прекратить и заставили всех ставить в колеса бесконтактные датчики давления. В 2017 году было 3 инцидента с перегревом и взрывом задних покрышек, которые приводили к большим авариям (к счастью, без травм); расследование инцидентов привело шинников к выводу, что несмотря на рекомендации Michelin, команды игрались с настройками по своему разумению. В 2018 году так уже не делают, ибо все под контролем электроники и можно нарваться на солидный штраф.

Обязательная установка датчиков давления не только позволила следить за давлением, но и фиксировать тип используемой покрышки
Обязательная установка датчиков давления не только позволила следить за давлением, но и фиксировать тип используемой покрышки


Учитывая эти обстоятельства, пилотам MotoGP приходится аккуратнее действовать в условиях холодных и дождевых гонок: меньше газа, плавнее торможения, сверхмягкие настройки подвески, а иногда даже и меньше бензина на гонку - риск оправданный!

Электроника контролирует пробуксовку заднего колеса, уменьшая тягу. Но вот торможение - все в руках пилотов: ABS в MotoGP и World Superbike запрещено.

Защитный кожух на тормозном диске - отличное изобретение!
Защитный кожух на тормозном диске - отличное изобретение!


Еще два года назад команды MotoGP ни при каких обстоятельствах не использовали сверхцепкие карбоновые тормоза в дождевых гонках, поскольку мокрый карбон обеспечивает существенно худшие тормозные характеристики, чем сталь. Но в Brembo изменили состав и плотность волокна, из которого изготавливаются роторы для прототипов. Испытания новых дисков по ходу сезона 2017 года провели несколько заводских команд MotoGP.

Марк Маркес выиграл дождевую гонку Гран-При Сан-Марино 2017 года с карбоновыми тормозными дисками
Марк Маркес выиграл дождевую гонку Гран-При Сан-Марино 2017 года с карбоновыми тормозными дисками


Окончательно, «революция» произошла на Гран-При Сан-Марино: выиграв 12 сентября дождевую гонку в Мизано, Марк Маркес поставил точку в этой истории, и теперь в MotoGP многие пилоты используют карбоновые тормоза в любых погодных условиях. Но не все! Например, Дани Педроса предпочитает старые проверенные стальные диски.

Для дополнительной уверенности, сверху на передние роторы устанавливают легкие кожухи, которые препятствуют попаданию жидкости на диски и колодки.

Пилоты применяют иные детали экипировки в дождевых гонках. Так, меняют стандартные коленные слайдеры на более толстые, чтобы контролировать углы наклона в поворотах (слайдер здесь действует, как индикатор).

Толстые слайдеры на коленях и специальные, вентилируемые визоры на шлеме
Толстые слайдеры на коленях и специальные, вентилируемые визоры на шлеме


Для дождевых гонок у пилота есть специально подготовленный шлем с лучшей вентиляцией для предотвращения запотевания визора. Наконец, они надевают перчатки из более тонкой кожи, чтобы лучше чувствовать реакцию мотоцикла.

Но есть условия, при которых не работают никакие защитные гаджеты.

Сильный боковой ветер


Вероятно, это самое сложное, с чем приходится встречаться мотоциклисту в жизни - боковой ветер при быстрой езде. Он способен «переставить» мотоцикл на трассе из рада в ряд даже без какого-либо движения со стороны пилота. Ветер способен подхватить мотоцикл в повороте и либо распрямить его, либо подкинуть вверх.

Эффект, когда ветер поднимает мотоцикл в повороте и разгружает подвеску, часто ощущают на себе пилоты MotoGP и World Superbike на знаменитом Phillip Island Grand-Prix Circuit в Австралии. Одной из самых критических точек трассы в этом плане является дуга Lukey Heights, где мотоцикл следует в полном наклоне на скорости более 220 км/ч. На пике холма порыв ветра трижды опрокидывал Тома Сайкса на практиках и в квалификации WSBK, других пилотов ветром либо "сдувало" с траектории, либо распрямляло, так что они выезжали за пределы трека.

Марк Маркес в дождливой и ветреной Австралии
Марк Маркес в дождливой и ветреной Австралии


В Европе самым ветреным является Motorland Aragon. Расположенный в долине между двумя большими горными грядами автодром хорошо продувается с северо-запада на юго-восток. Порывистый ветер нередко вносит корректировки в квалификации и практики, увеличивая число инцидентов, особенно, на быстрых кругах. Когда по треку идет пелетон, этот эффект не столь заметен.

Вторая негативная особенность ветра, его естественное воздействие на покрышку - ее натуральное охлаждение. В Phillip Island это становится ключевым фактором при падении в нескольких правосторонних поворотах, следующих за длинными левыми дугами. Из-за ветра правая кромка покрышки остывает и на перекладке мотоцикл легко срывается в лоусайд. Аналогично и в Арагоне, причем, даже в самые жаркие дни: перепад температуры на двух сторонах покрышки многих сильных пилотов привел в гравий!

Совместно с Repsol Honda, HRC

Важные новости
 
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы

По просьбам читателей, расскажем все подробности о новинке мотосезона 2025 года – серии мотошлемов NOLAN X-903 Ultra Carbon. Чем же он отличается от своих топовых предшественников – X-803 Ultra Carbon RS и флагмана линейки NOLAN X-804 Ultra Carbon RS. И вообще, братья ли они?
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP

В Австрии состоялось первое заседание комитета по реструктуризации долговых обязательств производителя мотоциклов KTM AG, а также его дочерних предприятий. К сожалению, никаких поблажек не будет: кризисный менеджер уже объявил о ряде жестких мер по снижению затрат, среди которых обязательство закрыть программу в Мото Гран-При - во всех классах от Moto3 до MotoGP.
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9

Король умер. Да здравствует король! - это про Yamaha R-серии. Официальные списки FIM команд и участников чемпионата мира World Supersport 2025 года красноречиво говорят о едином тренде: Yamaha YZF-R6 - всё. Его больше нет с нами... Добро пожаловать в новый дивный мир Yamaha R9!
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1

Финальный список команд и пилотов чемпионата мира по Супербайку - World Superbike, World Supersport и World Supersport 300 образца 2025 года анонсирован: 87 пилотов в трех классах будут представлять 19 стран мира. Все стартовые номера и мотоциклы.
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!

В Зальцбурге, в знаменитом павильоне Hangar 7, принадлежащем Red Bull, Марк Маркес провел свой последний эфир в качестве пилота компании, с которой он шел рука об руку с 2008 года: подписание контракта с Ducati Lenovo Team на выступление в MotoGP с 2025 по 2026 годы означает необходимость разрыва с производителем энергетиков... Обычно, это происходит раз - и навсегда. Но Марк умный мальчик, и он уже знает хитрый ход, который может дать ему второй шанс - вернуться. Как? Читайте внимательно!
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию

Плохие новости для американцев пришли из Брюсселя: Liberty Media не разрешили безусловную покупку Dorna Sports и всех ее активов с первой попытки! Речь идет о приобретении владельцем прав на Формулу-1 ключевых гоночных серий по кольцевым мотогонкам - MotoGP, World Superbike, MotoE и WorldWCR. ЕК усмотрела в этом риск создания монополии в руках американской группы и объявила расследование, что вынудило стороны сдвинуть дедлайн по сделке на 6 месяцев.
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года

Ежегодная шоу-презентация заводских гоночных проектов Ducati Corse - Campioni in Pista пройдет традиционно с шиком на горнолыжном курорте Мадонна-ди-Кампильо в Трентино: на этот раз, там будут представлены три проекта - в MotoGP, World Superbike и чемпионате мира по мотокроссу, дебютный сезон в MXGP.
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP

По мнению менеджера и советника некоторых проектов из Мото Гран-При родом из Италии Дарио де Вета, коллапс KTM не был чем-то неожиданным для узкого круга вовлеченных в этот проект лиц, а значит, налицо явная махинация, что может оказать серьезное влияние на сделку по продаже чемпионата MotoGP американской Liberty Media. Де Вет высказал мнение, которое вовлеченные в MotoGP журналисты просто боялись озвучивать лично. Вот его доводы.
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta

Следом за рядом противоречивых новостей из Ширанны, что в Варези (Италия), MV Agusta поспешила опубликовать открытое письмо-обращение к неопределенному кругу лиц с заявлением о своей фактической независимости от KTM, несмотря на то, что австрийская компания по-прежнему владеет 50.1% акций итальянской компании.
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке

9 февраля 2025 года, сразу после завершения тестов в Сепанге все команды и пилоты MotoGP переместятся в столицу Таиланда Бангкок, где Dorna Sports устроит пышный праздник в формате MotoGP Awards с уличным шоу и красной дорожкой. Можно ли это будет увидеть на экране или придется лететь в Тай лично?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 9 октября 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1905338
годовая
аудитория
246440
читателей
за месяц
5835
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии