МОТОГОНКИ.РУ, 7 апреля 2022 - Предпосылки к переходу чемпионата с 2-тактных моторов на 4-тактные назрели в 2000, когда Еврокомиссия объявила о смене экологической политики Европы и стремлении к существенному сокращению вредных выбросов в течение следующих 5 лет. Подробнее о том, как произошел переход от GP500 к MotoGP, читайте здесь: День рождения MotoGP - большой юбилей 20/500.
Президент Dorna Sports Кармело Эспелета - 30 лет у руля MotoGP
За 20 лет промоутер чемпионата, Dorna Sports организовал и провел 499 гонок Гран-При во всех классах, и в эти выходные в Остине, штат Техас (США) будет разыгран юбилейный 500-й Большой Приз.
Из всех состоявшихся гонок именно в категории MotoGP состоялось 349 до прошлого воскресенья, и Гран-При Аргентины стало 350-м
33 разных гонщика выигрывали гонки MotoGP, но самым успешным из всех был и остается Валентино Росси, на счету которого 76 побед. Марк Маркес следует за ним на второй строчке с 59 победами, существенно опережая Хорхе Лоренцо (47) и Кейси Стоунера (38), пятерку самых успешных замыкает Дани Педроса (31). Стоит отметить, что из всех в ТОП-5 только Марк Маркес продолжает свою карьеру, так что у него есть теоретический шанс опередить Росси в ближайшие 2 года.
Но с каждый новым сезоном эта задача все усложняется и усложняется, потому что число разных гонщиков, вступивших на подиум с 2016 года значительно возросло. Иными словами, чемпионат мира по MotoGP становится более равным по уровню пилотов, по их шансам взять призы по итогам каждого заезда.
В список обладателей призов в MotoGP входят 54 имени, и половина из них появилась там именно в период с 2016 по 2022 год
Опять же, Валентино Росси возглавляет рейтинг среди самых успешных гонщиков MotoGP - в его домашней коллекции 176 кубков (включая 76 Гран-При); Лоренцо на второй строчке со 114, Педроса - третий со 112, у Маркеса - 99, у Стоунера - 69.
Алеш Эспаргаро из Aprilia Racing, выиграв Гран-При Аргентины в прошлое воскресенье, вошел в очень короткий список пилотов MotoGP, которые взяли всего один Большой Приз за всю свою карьеру с 2002 года. Это очень интересный момент, если пробежаться по списку. В нем всего 9 имен, кроме Алеша.
За первые 18 лет истории MotoGP по одной победе одержали - Трой Белисс, Тони Элиас, Крис Вермюлен, Бен Спис и Андреа Янноне.
Великие имена, мы знаем их как чемпионов мира в Супербайке, как ярких звезд Больших Призов, но ни один из них никогда не имел ни малейшего шанса на битву за титул в MotoGP!
Но за последние два года список пополнили - Алеш Эспаргаро, Жоан Мир, Энеа Бастианини и Хорхе Мартин - сразу четверо. Кроме них есть несколько гонщиков нового поколения, которые оформили уже по две победы, включая Брада Биндера и Мигеля Оливеру.
Парадокс сезона-2020 заключается в том, что Жоан Мир, выиграв только одну гонку, стал чемпионом мира! Эта тенденция развивается. Она свидетельствует о том, что при большом числе претендентов на победу и подиум, само понятие «фаворит» расплывается. Стабильность результата в каждой гонке становится важнее конкретных достижений, если речь идет о битве за титул - и Фабио Куартараро, чемпион 2021 года - живое доказательство этому.
С 2002 по 2019 год в MotoGP преобладали яркие личности, доминировавшие над остальными, благодаря комбинации качеств - целеустремленности, желанию победить, уровню пилотажа, особому подходу к работе с мотоциклом и так далее. Они боролись за победу в каждой гонке, каких бы усилий им этого не стоило. И благодаря этому, схватки были прекрасны во всем. Но доминирование альфа-пилотов над остальными вырисовывалось слишком явно, как итог, мы получил четверку неприкасаемых «пришельцев» - Росси, Лоренцо, Стоунера и Педросу, наиболее вероятных претендентов на титул. Затем, Стоунера в этой группе сменил Маркес.
За первые 17 лет чемпионами стали только пятеро: Валентино Росси и Марк Маркес - оба по 6 раз, Хорхе Лоренцо трижды, Кейси Стоунер дважды и Никки Хейден один раз.
Но в 2020 и 2021 году мы узнали сразу два новых имени чемпионов - Жоан Мир и Фабио Куартараро.
Парадигма MotoGP прошлого уходит, новая меняет ее: цель - не победа в каждой гонке, а борьба за чемпионский титул; методология - не тактическая борьба в каждой гонке, а стратегия, которая может привести к цели (титулу)
Испания и Италия были и остаются главными странами-поставщиками звезд MotoGP, благодаря большой работе Dorna Sports по продвижению мотоспорта. Dorna удалось превратить мотогонки в колоссальный и успешный бизнес, который теперь можно сравнить с шоу-бизнесом, а звезд гонок с рок-звездами - такие они популярные и высокооплачиваемые! Это трудный путь, который для 95% вступивших на него завершается ничем. Но ради 5% успеха имеет смысл рискнуть благосостоянием своей семьи...
Стоимость «входного билета» в MotoGP сегодня - это 1.7-2 млн евро, а также 7-8 лет постоянных инвестиций и упорного труда.
Чисто с коммерческой точки зрения возврат средств, вложенных в юного гонщика, начинается, если он достиг уровня заводской команды Moto3; в остальных случаях - только в MotoGP, что еще труднее. Поэтому, чемпионат невероятно ускорялся последние 7-8 лет: юные претенденты на место в Королевском классе рвались вперед всё агрессивнее.
За 20 лет существования MotoGP пилоты из 10 разных стран брали Гран-При:
1 место - Испания - 161 победа
2 место - Италия - 119
3 место - Австралия - 43
4 место - Франция - 8
5 место - Португалия - 4
6 место - США - 4
7 место - Великобритания - 3
8 место - Бразилия - 3
9 место - Япония - 3
10 место - Южная Африка - 3
Читая названия стран, вы сразу же можете увидеть в них и назвать имена победителей гонок! Очевидно, что все три победы ЮАР принес Брад Биндер, Бразилии - Алекс Баррош, а Великобритании - Кэл Кратчлоу.
Австралийцев среди победителей гонок MotoGP уже больше - трое: это Крис Вермюлен, Кейси Стоунер и Джек Миллер... И конечно же, Бейлисс - четвертый, но тут вот какой момент: Трой выиграл один единственный Большой Приз, причем, уже... после официального завершения карьеры в MotoGP. Так случилось, что он оказался куда успешней в WorldSBK, и вот, став 3-кратным чемпионом мира по Супербайку, он получил от Ducati внезапный подарок - wildcard на замену травмированному Сету Жибернау в заводской команде Ducati на финал в Валенсии 2006 года.
А вот теперь вопрос с подвохом: а можете ли вы назвать имена японцев и американцев?
Знаете ответ? Напишите нам: страница МОТОГОНКИ.РУ в сети ВКонтакте
В качестве подсказки - статистика самых быстрых производителей в истории класса.
Honda неизменно возглавляет этот рейтинг со 156 победами, опережая Yamaha (122) и Ducati (59), тогда как Suzuki с KTM взяли лишь 6 побед за всё время, ну, а Aprilia открыла счет в Termas de Rio Hondo только 3 апреля 2022 года.