МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
33496
7 апреля 2022 в 14:35
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

День рождения MotoGP - большой юбилей 20/500

Гран-При Америк 2022 года станет совершенно особенным событием в истории MotoGP и Dorna Sports как промоутера чемпионата мира: в Остине Большие Мотоциклетные Призы отпразднуют 20-летие перехода с 2-тактной на 4-тактную технологию 500-й гонкой Королевского класса.

МОТОГОНКИ.РУ, 7 апреля 2022 - Dorna отмечала 30-ю годовщину правления в чемпионате мира в прошлом году, но этот сезон действительно особенный.

Последний сезон GP500
Последний сезон GP500

К середине 90-х 2-тактные технологии достигли впечатляющих высот. В 1997 отношение мощности к массе прототипов перешагнуло отметку «1.5». А на пике, 103-килограммовые «пластиковые ракеты» с 2-тактными двигателями 499 куб.см. развивали до 180 л.с., то есть соотношение выросло до 1.75. И хотя этот рост мог продолжаться до бесконечности, без технической революции двигаться вперед было уже невозможно, потому что прочие технологии (системы торможения и подвесок, компаунды резины) просто не поспевали за бурным ростом скоростей. Ведь понятия «управляющая электроника» не существовало, системы питания - основа контроля над силовым агрегатом были карбюраторными, то есть механическими; вся электроника концентрировалась в транзисторных блоках зажигания, соединенных в системой питания и выпуска несколькими датчиками для стабильной выработки искры. Контролировать мощность мог только гонщик с помощью чуйки, кисти правой руки и встроенного в голову ограничителя уровня собственного безумия.

Впрочем, это мало кого интересовало, потому что гонки были впечатляющими - истинные бои гладиаторов, где вылет с трассы на скорости 160 км/ч во время дуэли за победу не был редкостью

Большую роль во всем сыграли новые экологические нормы, принятые в Европе, а затем и США. Японские заводы, ориентирующиеся на рынки этих стран, были вынуждены внять тенденции. В 2000 принят первый пакет - концепция под общим названием «ЕВРО», ставшая к 2006 году конкретным сводом норм, классом ЕВРО-2. Смысл «ЕВРО» был в плавном, но значительном сокращении вредных выбросов транспортными средствами в течение 10-15 лет. Японским и европейским заводам дали 5 лет, чтобы перестроить свои производства. 2-тактной технологии, несмотря на ее (условное) совершенство, не оставили шансов. Так, под давлением Большой Четверки японских заводов чемпионат мира по Мото Гран-При, как флагман технологий будущего, принял новую концепцию - 4-тактную.

Дебют MotoGP 2002 года: 2Т и 4Т прототипы на одной стартовой решетке
Дебют MotoGP 2002 года: 2Т и 4Т прототипы на одной стартовой решетке

В 2001 году Dorna Sports презентовала новый чемпионат - класс MotoGP, который в 2002 должен был заместить GP500 (2Т 500 куб.см.) Учитывая сложности перехода с 2Т на 4Т, в первый год командам разрешалось использовать, как новые прототипы с 4Т 990-кубовыми моторами, так и старые 2Т с двигателями 499 куб.см. Это был грандиозный эксперимент, в котором Dorna и MSMA хотели продемонстрировать всему передовому человечеству, что более мощные и тяжелые 4-тактные прототипы лучше во всем, дабы поддержать основных спонсоров чемпионата - японских производителей.

7 апреля 2002 года на Suzuka Circuit в Японии состоялась первая в истории гонка, где на старт вышли одновременно 2-тактные и 4-тактные прототипы двух поколений

Заводские команды Honda и Yamaha выставили 4-тактные прототипы RC211V и YZR-M1. Но не все! Как у Honda, так и у Yamaha были саттелиты, плотно работавшие с заводами, по сути являвшиеся неофициальными заводскими командами. Так, Валентино Росси в 2000 году выступал за Nastro Azzurro Honda, созданной HRC для дебюта юного итальянца и получившей 100% заводские Honda NSR500V и инженеров для схватки за титул, который Валентино взял в 2001. Часть таких команд в 2002 году продолжили выступать на 2Т прототипах, потому что никто не был уверен в превосходстве новой формулы. Соотношение 2Т и 4Т прототипов на стартовой решетке в Suzuka было примерно 50/50.

Гран-При Японии MotoGP 2002, Suzuka Circuit
Гран-При Японии MotoGP 2002, Suzuka Circuit

Гран-При Японии 2002 года прошло под дождем, но стабильность и плавность работы 4-тактных двигателей и новых систем передачи мощности сделали свое дело и задали чемпионату новый вектор.

На подиум первой гонки сезона взошли три представителя заводских команд - Валентино Росси (Honda), Акира Рио (Suzuki) и Карлос Чека (Yamaha), и все они выступали на 4-тактных прототипах! Вторая гонка, которая состоялась через 3 недели в Южной Африке, на Phakisa Freeway, подтвердила тренд: победу взял напарник Росси по Repsol Honda Тору Укава (Honda RC211V), вторым стал Росси, третьим на подиум взошел Лорис Капиросси.

Валентино Росси и Тору Укава (Repsol Honda) на подиуме MotoGP в ЮАР 2002 года
Валентино Росси и Тору Укава (Repsol Honda) на подиуме MotoGP в ЮАР 2002 года

Капиросси представлял другую половину - он выступал на 2-тактном West Honda NSR500V. Но опыт Лориса уникален: в отличие от большинства коллег, он проехал весь сезон на NSR, не пересаживаясь на RC211V, что значительно ограничило его потенциал во второй половине чемпионата.

Большинство же команд сменили технику на 4Т. Массовый переход начался после Гран-При Германии (в июле) и Чехии (в августе). После Гран-При Тихого океана (в Мотеги в октябре) на старте осталось всего 2-3 прототипа старой формации.

Валентино Росси против Тору Укавы (Repsol Honda) в схватке за титул MotoGP 2002 года
Валентино Росси против Тору Укавы (Repsol Honda) в схватке за титул MotoGP 2002 года

Доминирование новой технологии наглядно продемонстрировали лидеры чемпионата MotoGP: Валентино Росси, Макс Бьяджи и Тору Укава регулярно занимали подиум, а пересевший в Мотеги на Honda RC211V Алекс Баррош стал завсегдатаем пьедестала во второй половине сезона.

Валентино Росси - первый чемпион в истории 4-тактного MotoGP и единственный в мире, кому удалось взять титул на 2-тактном 500-кубовом и 4-тактном прототипе

Судьба технологии была решена: на старт сезона-2003 участники вышли на 4-тактных прототипах. Исключение сделали для команды Кенни Робертса - проекта Proton KR3, пилотировали который Нобуацу Аоки и Джереми МакВильямс. Proton стал последним 2Т прототипом в истории: шасси для уникального 3-цилиндрового V-образника строило французское ателье FTR, дальнейшую разработку вели Робертсы. В 2004 Proton KR3 сменил KR5 с 4Т двигателем, но конкурировать с Honda, Yamaha, Suzuki и Ducati частные разработчики не могли и вскоре вышли из игры.

Зато, переход чемпионата MotoGP на 4 такта открыл путь в Большие Призы для завода Ducati

Когда в Борго-Панигале узнали о планах Dorna по переформатированию Королевского класса, незамедлительно начали разработку своего прототипа.

Дебют Ducati в MotoGP, 2003
Дебют Ducati в MotoGP, 2003

Дизайн мотоцикла начали создавать уже в 2001, а рабочая версия Desmosedici была продемонстрирована по wildcard на Гран-При Италии 2002 года в Муджелло, официально Ducati вступили в чемпионат с 2003 года с прототипом Desmosedici GP3. Desmosedici в буквальном смысле означало D16 - Desmodromic 16-valve (десмодромный 16-клапанный), GP3 означало - Grand Prix 2003 (соответственно, GP22 - модель 2022 года).

Дебютная победа Ducati в MotoGP, 15 июня 2003, Circuit de Barcelona-Catalunya
Дебютная победа Ducati в MotoGP, 15 июня 2003, Circuit de Barcelona-Catalunya

Первое же выступление Ducati GP3 принесло успех: Лорис Капиросси поднялся на подиум вместе с Росси и Бьяджи на первом этапе сезона-2003 в Suzuka. Вместе с Троем Бейлиссом Капиросси заработал для завода 8 подиумов, включая дебютную победу Ducati в Барселоне 15 июня 2003 года.

Продолжение: больше фактов и статистики MotoGP за 20 лет - на МОТОГОНКИ.РУ

Важные новости
 
Финал чемпионата мира по эндурансу FIM EWC 2025 - Bol d′Or 24 стартовал на автодроме Paul Ricard
Финал чемпионата мира по эндурансу FIM EWC 2025 - Bol d′Or 24 стартовал на автодроме Paul Ricard

88-я редакция знаменитой 24-часовой мотогонки на выносливость - финальный этап FIM EWC 2025 года, Bol d′Or стартовал на автодроме Paul Ricard: решающая гонка стартует днем в субботу, 20 сентября и финиширует в воскресенье, 21 сентября. Главные вводные и расписание.
Энциклопедия Zontes 703F TOUR - туристический эндуро глазами инженера
Энциклопедия Zontes 703F TOUR - туристический эндуро глазами инженера

Еще одна тысяча километров пройдена в ходе длинного испытания туристического эндуро Zontes 703F TOUR, но на этот раз мы передали его в заботливые руки гоночного инженера QTM Motorsport Вячеслава Горбунова, который не остановился просто лишь на обкатке мотоцикла. Залезем вместе с ним под капот Zontes, чтобы узнать это чудо техники получше!
Расписание трансляций и особенности финала чемпионата по Супермото и минимотарду в Рязани, АСК Атрон
Расписание трансляций и особенности финала чемпионата по Супермото и минимотарду в Рязани, АСК Атрон

В эти выходные нас ждет финальный, 6-й этап мега зрелищного и напряженного традиционного чемпионата по Супермото и минимотарду от АвтоМотоАльянса в Рязани, на АСК Атрон, одном из лучших международных картодромов с омологацией FIA/РАФ в России. Расписание трансляций - они будут на этот раз!
Супермото: Глеб Алексеев одержал безупречную победу на Лидере, но Мосин возглавляет класс S1
Супермото: Глеб Алексеев одержал безупречную победу на Лидере, но Мосин возглавляет класс S1

Наступил сентябрь, а значит, близится финал традиционного чемпионата по Супермото и Минимотарду, который пройдет 21 сентября на АСК Атрон в Рязани. И перед финалом есть пара очень горячих интриг. В частности, в главном спортивном классе Supermoto S1 - там два явных фаворита, но есть третий, который запросто вмешается в их спор.
Трамповские релоканты: три самых популярных мотоцикла Harley-Davidson больше не производят в Америке
Трамповские релоканты: три самых популярных мотоцикла Harley-Davidson больше не производят в Америке

Harley-Davidson как бренд и явление очень быстро стал частью американской культуры. Поэтому трудно себе представить, что три самых популярных мотоцикла из актуального модельного ряда с середины лета 2025 года не производятся в Америке и не планируют возвращаться. Кто эти релоканты и куда их решили сбагрить?
Электромотоцикл Honda WN7 пополнит модельный ряд японского завода в 2026 году
Электромотоцикл Honda WN7 пополнит модельный ряд японского завода в 2026 году

Honda WN7 - официальное имя одного из трех новых 100% электрических мотоциклов, которые в скором времени пополнят модельный ряд Honda Motor Co., в том числе, в Европе. Представленный на Миланском Мотосалоне EICMA 2024 года концепт, воплощен в жизнь. Его характеристики и потенциал полностью соответствуют реалиям сегодняшнего дня.
MotoGP: Баньяя не сломлен! О происходящем в Ducati, исследовании в Мизано и помощи Стоунера
MotoGP: Баньяя не сломлен! О происходящем в Ducati, исследовании в Мизано и помощи Стоунера

Драма Франческо Баньяи - один из ключевых эпизодов всего чемпионата MotoGP 2025 года: из абсолютного фаворита итальянский флагман вдруг превратился в пилота с посредственными результатами, которые ухудшаются от этапа к этапу. Что вообще происходит? Над чем работают в команде Пекко? Что имел в виду Даль′Инья, посылая месседж о потере терпения? Обо всем по порядку
MotoGP и ДВС побеждают: у электромотоцикла нет  будущего - чемпионат мира по MotoE закрывается
MotoGP и ДВС побеждают: у электромотоцикла нет будущего - чемпионат мира по MotoE закрывается

FIM и Dorna Sports заявили, что у чемпионата мира по MotoE - чемпионата Гран-При среди электромотоциклов нет будущего, и серия прекратит свое существование по завершении сезона MotoGP 2025 года.
Гран-При Сан-Марино: классическая гонка Moto3 в Мизано - Руэда идет на титул, но Килес - звезда!
Гран-При Сан-Марино: классическая гонка Moto3 в Мизано - Руэда идет на титул, но Килес - звезда!

Знаменитый автодром Misano World Circuit принес зрителям одну из самых зрелищных гонок уикенда MotoGP Гран-При Сан-Марино - гонку в классе Moto3, где призеров вновь разделяли с помощью фотофиниша. Хосе Антонио Руэда доказал свое право на титул, а новобранец Гран-При Макс Килес, что станет новой суперзвездой паддока в ближайшее время. Видео обзор и результаты SanMarinoGP Moto3.
Видеоблог Мэта и Питера из Мизано на русском - это всё, что надо знать о SanMarinoGP MotoGP 2025
Видеоблог Мэта и Питера из Мизано на русском - это всё, что надо знать о SanMarinoGP MotoGP 2025

Мэт Оксли, один из старейших журналистов-фрилансеров в паддоке MotoGP, который когда-то сам был гонщиком Гран-При, тест-пилотом британского Superbike, теперь писатель. В частности, он пишет официальную биографию Марка Маркеса, и титул, который Марк возьмет в 2025 году, это последняя глава этой книги. Питер Бом - известный дата-инженер из паддока Гран-При, с которым мы знакомы с 2009 года, когда он еще работал в Kiefer Racing с Владимиром Леоновым и Штефаном Брадлем. Всё, что они говоря, имеет смысл слушать. Поэтому, не сделать русификацию этого блога мы просто не могли! Тем более, что это его первая видео версия, наконец-то!
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 7 апреля 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


6.7 МЛН
годовая
аудитория
676483
посетителей
в месяц
13263
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island