МОТОГОНКИ.РУ, 24 апреля 2025 - Сама история Circuito de Jerez - это история современного MotoGP. Вернее, это история MotoGP, каким мы его знаем под руководством Dorna Sports. Именно Dorna построила этот автодром и сделала из сельскохозяйственного захолустья Андалусии мировую Мекку мотоспорта, которая притягивает профессиональных гонщиков и любителей трек-дней круглый год.
Идеальные погодные условия с февраля по декабрь позволяют эксплуатировать Circuito de Jerez зимой, поздней осенью и ранней весной. Летом тут бывает даже слишком жарко, но трек всё равно расписан каждые выходные.
Немного истории
Circuito de Jerez построен в 1985 году. Субсидировали проект три стороны: правительство Испании, правительство Андалусии и несколько частных компаний, включая Dorna Sports SL. Именно Dorna консолидировала усилия по строительству трассы в своих руках, нашла партнеров и инвесторов. Одновременно с автодромом строили и аэропорт, потому что изначально, трассу строили под Формулу-1, но дизайн идеально подошел для мотогонок, а Формула-1 выбрала Барселону - конфликт интересов был улажен.
Если говорить начистоту, технические характеристики Автодрома имени Анхеля Нието морально устарели еще 2018 году. Этот трек сегодня идеально подходит для гранприйных серий в классах до Moto2 и Supersport, но 1000-кубовые супербайки и прототипы здесь уже чувствуют себя несколько скованно. От того, Circuito de Jerez и называют треком Stop-n-Go: он утратил былую плавность из-за постоянного роста пиковых скоростей.
Мекка мотоспорта
Трасса состоит из 13 поворотов, три из которых являются крутыми шпильками. Судьба очень многих Гран-При решилась в Т13, последнем повороте, ведущем к финишной линии. По своему дизайну, финальная секция с Т12 по Т1 напоминают Sepang International Circuit (или, скорее, наоборот): и в Хересе, и в Сепанге трек опоясывает узкую зону, образуя две прямых, связанных острой, медленной шпилькой. В Сепанге прямые почти равноценны по длине, в Хересе небольшой прямик у паддока "прямой" даже не считают («обратной прямой» здесь именуют скоростной спуск с холма из Т5 - к Т6). Но если в Сепанге последний поворот редко что решает, в Хересе шпилька Т13 играет особую роль: в ней можно либо всё выиграть, либо всё проиграть, заняв неверную позицию на входе. Количество вылетов по неосторожности здесь превосходит все остальные повороты, особенно, в младших классах PreGP, Moto3, Red Bull Rookies Cup, ETC и так далее.
Другим ключевым местом является Т6 - поворот Dry Sack, переименованный в Curva Dani Pedrosa в 2019 году после выхода Педросы в отставку. Поворот следует за длинной прямой, идущей под большой уклон с холма, так что все торможения перед Т6 проходят в стоппи. На входе в Т6 идет большая битва, чтобы занять выгодную траекторию, поскольку это дает преимущество в быстрой связке следующих двух поворотов.
Эта фотография, сделанная в Т5 по ходу движения по обратной прямой, прекрасно иллюстрирует гигантский перепад высот на пути к Dry Sack:
Т6 обеспечивает скорость на дуге Т7-Т8 и на подлете к Т9. Под естественными трибунами на холме происходит другая дуэль, которая обеспечивает преимущество на пути к паддоку (Т12-Т13). В общем, здесь всё взаимосвязано. Не даром Марк Маркес и Пекко Баньяя так ожесточенно бились именно в секции Т9-Т10 в 2024 году - при равном классе соперников, позиция в этом месте делает целый круг!
Т1 - прямая противоположность Т6, поскольку здесь пелетон подходит к повороту в горку. Торможение за 150 метров до виража - всегда в стоппи, потому что на прямой надо ехать в полный газ, а затем рвать «стоп-кран». Борьба в Т1 нежелательна: здесь надо заходить гуськом, нежно и аккуратно, ибо любой контакт приводит к вылету в зону безопасности.
Нововведение 2024 года - поребрик в стиле «Зубов дракона» с высокими, крутыми гранями был уложен на внешней кромке при выезде из Т1, чтобы обеспечить преимущество тем, кто аккуратно проходит вираж в границах трека. Те же, кто привык читерствовать, захватывая при поворотах всю ширину асфальтовой и бетонной зон, выехав за поребрик, теперь вынуждены прокатывать всю зону по траве, не имея шанса вернуться на асфальт - теряют на этом по 5-6 позиций в наказание.
Т2 или Curva Michelin - вот самое загадочное место Circuito de Jerez, еще одна шпилька, в которой регулярно происходят многочисленные вылеты. Секрет ее в том, что шпилька правосторонняя, очень узкая и короткая, а 50 метров асфальта перед ней всегда были не слишком ровными. Еще один нюанс: складка ландшафта образует естественную тень в этом месте, так что последние 50 метров асфальта всегда чуть прохладней, чем остальной трек. На торможении там происходит много касаний и лоусайдов.
Станет ли Ducati новым Honda
Honda удерживает за собой абсолютный рекорд побед в Гран-При Испании - 22 за всю историю трассы в Хересе-де-ла-Фронтера, включая 10 побед Новой эры MotoGP, с 2002 года. Марк Маркес лично принес Honda три победы здесь в 2014, 2018 и 2019 годах, еще две одержал Валентино Росси.
Yamaha на втором месте с 10-ю победами, и здесь Валентино рекордсмен с четырьмя победами (2005, 2007, 2009 и 2026).
Ducati занимает 3 место с 5-ю победами. Причем, первая победа была одержана Лорисом Капиросси в далеком 2006 году, а затем наступила пауза на 15 лет. И только в 2021 году Джек Миллер распаковал Херес на борту заводского Desmosedici GP21. Пекко Баньяя выиграл три следующих Гран-При Испании, включая прошлогоднюю гонку в схватке с Марком Маркесом.
Конечно, до 22 побед Honda заводу из Борго-Панигале еще очень и очень далеко, но именно Ducati может стать абсолютным властителем Circuito de Jerez на ближайшие годы. В чем их успешность?
Учитывая дизайн Circuito de Jerez, японцы всегда были в фаворитах по двум причинам: Honda RC213V всегда очень хорошо тормозили и стремительно выстреливали из узких шпилек, а Yamaha YZR-M1 имели подавляющее преимущество в corner speed при прокате длинных скоростных дуг.
В 2019 году Луиджи Даль′Инья нащупал баланс между жесткостью шасси и обеспечением прижимного усилия на Desmosedici, что дало прототипу Ducati идеальную комбинацию corner speed, стабильности на торможении и "выстрела" на выходе из поворотов.
Гонка Гран-При Испании регулярно ускорялась после 2019 года и достигла абсолютного рекорда средней скорости в 2023 году, когда дистанция в 110.5 км (25 кругов) была пройдена на 1 минуту быстрее, чем в 2020-м - за 39 минут 29.085 секунды
Температура на поверхности асфальта в Хересе - решающий фактор, который определяет скорости, времена круга и конкурентоспособность, и каждый год ситуация разная.
Пекко Баньяя здесь абсолютный рекордсмен Ducati: он улучшал рекорды трассы каждый новый сезон, всё ближе и ближе подбираясь вплотную к отметке в 1:36.0.
Рекорд Circuito de Jerez - 1:36.025 был установлен Баньяей не на квалификации Гран-При Испании 2024 года, а на зачетной практике в пятницу вечером
Облачность на преквалификации 2024 года и позволила Пекко проехать на 0.1 секунды быстрее - температура асфальта в ту пятницу опустилась до +35 градусов, тогда как годом ранее в тот же момент трек был под +50.
По итогам Гран-При Испании 2024 года весь ТОП-5 был оккупирован пилотами Ducati - Баньяя, Маркес, Беццекки, Алекс Маркес и Бастианини.
Ducati идет на новый абсолютный рекорд в истории MotoGP: в Херес завод из Италии приехал с 70 подиумами подряд
Такой последовательности не было ни у кого за последние 30 лет, кроме доминировавших в середине 90-х пилотов заводской Repsol Honda - это 83 подиума подряд с 1993 по 1999 года. Но Ducati может побить Honda в 2025 году, поскольку впереди более тринадцати Гран-При, а шансы на сохранение гегемонии в Королевском классе максимальны при участии 6-ти пилотов.
Брад Биндер в 2024 году стал первым не-Ducati, кто мог претендовать на подиумный финиш.
Пилот KTM Factory Racing превосходно разбирается в Circuito de Jerez и понимает, как использовать "недостатки" жесткого шасси KTM RC16 на этой узкой трассе типа Stop-n-Go. В 2023 году Биндеру и тогдашнему его напарнику Джеку Миллеру удалось сместить Пекко Баньяю с позиции лидера, но действующий чемпион Ducati знал свою главную силу - он сохранил запас резины на заднем колесе, чтобы прорвать оборону KTM и вернуть лидерство за 5 кругов до финиша.
Что касается Педро Акосты, в Хересе он обычно блистает. Но в 2024 году, именно этот этап остудил пыл Мурсианца, став его первым большим обломом с дебюта в MotoGP: на свободной практике и затем в квалификации Акоста дважды вылетел с трека, причем, в необычных, очень опасных местах. Этот неприятный опыт заставил Педро замедлиться и переоценить свой реальный потенциал после трех горячих схваток в Катаре, Португалии и Америке. Как Педро проедет гонку в статусе напарника Биндера в 2025 году, вопрос на миллион долларов, поскольку в Катаре возникли предпосылки, чтобы полностью переиграть неудачное начало сезона для KTM.
Все подробности - расписание и трансялции Гран-При Испании MotoGP 2025