МОТОГОНКИ.РУ, 5 декабря 2022 - Всё больше идей и технологий в MotoGP инженеры черпают из Формулы-1, пытаясь переиграть друг друга в лабораториях, чтобы затем выиграть на треке. Но в отличие от Ф-1, Мото Гран-При всегда был чемпионатом пилотов - больше, чем их машин. Талант, стиль пилотирования, обостренные чувства - вот, что решало исход гонок и чемпионатов на протяжении десятилетий. И даже средние по характеристикам прототипы могли выигрывать Большие Призы, благодаря пилотам, которые ими управляли и совершенствовали их в ходе своей работы.
Ярчайшие примеры - сезоны 2004 и 2007 годов: в первом случае, приход Валентино Росси в заводскую команду Yamaha навсегда изменил облик MotoGP; во втором, дебют молодого Кейси Стоунера принес Ducati «Тройную корону», о чем завод даже мечтать не мог. Вступление Марка Маркеса в Repsol Honda в 2013 - третий хороший пример. В каждом из случаев, выдающийся гонщик сделал завод победителем и на годы вперед задал тренд. До Росси, Стоунера и Маркеса многие пытались, но никому не удавалось подчинить машину на 100%.
Марк Маркес: «Прямо сейчас, гонщик пока еще важнее машины... по крайней мере, мне в это хочется верить»
Совершенно новая тенденция появилась в чемпионате MotoGP в 2019 году, когда в Ducati Corse решили сломать принцип с одним топовым гонщиком, создав выдающийся прототип, подходящий для всех. Что было сделано? Это обсуждалось многократно. Прежде всего, так совпало, что именно заводской проект Ducati оказался лучше готов к переходу на Michelin после своевременного перевооружения электронной начинки Desmosedici. Затем, нарастив группировку до максимума за всю историю MotoGP (до 8-ми прототипов на старте), Ducati Corse стала вести разработку день за днем, то есть по ходу сезона, внедряя и проверяя новые гаджеты почти каждый уикенд. В игре участвовала все пилоты, от заводских до частных. Для Ducati это был единая "семья" - поставщик данных телеметрии и тестовая система. Плюс, Луиджи Даль′Инья успешно использовал принцип, «что не запрещено прямо, то разрешено», внедрив массу инновационных элементов, использование которых на протяжении многих лет было негласным табу в среде японских разработчиков. Будучи в меньшинстве с 2003 по 2014, Ducati придерживались принципов, диктуемых лидерами MSMA - Honda и Yamaha. Проекту из Борго-Панигале не хватало такого дерзкого и сильного лидера, как Даль′Инья. Он пришел и начал менять MotoGP под себя. Понимая, что эта политика работает и представляет реальную проблему, японские заводы были вынуждены включиться в «гонку гаджетов», отказавшись от собственных принципов, которые сдерживали "роботизацию" мотогонок.
И это не плюс, а большой минус для MotoGP, считает Марк Маркес
«Топовые парни всегда будут быстрейшими, как ни крути. Он будут быстрейшими в больших гонках и в спринтах - всегда! Проблема в том, что год от года, каждый раз машина становится всё важнее и важнее гонщика, - заявил он, общаясь с испанским порталом. - Прямо сейчас, гонщик пока еще важнее машины... по крайней мере, мне в это хочется верить. Но каждый раз ты зависишь от мотоцикла больше, чем хотел бы. Очевидно, уже сегодня, если у тебя нет конкурентоспособного байка, ты ничего не можешь поделать».
Основная разница между современными MotoGP и Формулой-1 в том, что выходя на старт, пилот Мото Гран-При оказывается один на один с соперниками, тогда как водитель Ф-1 по сути просто рулит болидом: гонщик подчиняется стратегии по пит-стопам, ему поступают рекомендации из команды, которая удаленно наблюдает за показателями телеметрии, наконец, всеми процессами в самом болиде управляет компьютер. Если разработчик и команда не успели подготовить болид к началу сезона, скорее всего, чемпионат заранее проигран, и от гонщика уже ничего не будет зависеть, как бы он не старался.
«К счастью, [в MotoGP] пока еще всё не так [плохо], как в Формуле-1, но мы движемся в этом направлении, и нам следует быть осторожными на своем пути. Именно так я и сказал на Комиссии по безопасности: парни, нам нужно сохранить гонщика в центре ситуации, чтобы он был важнее байка» - продолжает Маркес.
«С нынешними байками быстрейшие парни всегда будут в топе; в этом году это - Бастианини, Баньяя, Куартараро, Алеш [Эспаргаро]. Но у меня есть хорошее предчувствие: сейчас мы более-менее сравнялись по потенциалу, потому что пределом для их достижений являются их мотоциклы. В прошлом были заводские мотоциклы и мотоциклы для сеттилитов, которые различались по своему потенциалу. Теперь у всех команд "официальные" моторы, у всех одинаковые инструменты. Посмотрим, сможем ли мы с ними бороться».
"Роботизация" прототипов значительно упростила управление ими, поэтому пилоты без опыта стали быстрее вкатываться и достигать результатов. Опыт вообще стал проблемой для ветеранов, поскольку современная электроника и гаджеты позволили молодым пилотам MotoGP ехать, не оглядываясь на возможные ошибки. Раньше, они бы просто поубивались. Да и сегодня инциденты случаются регулярно, поскольку даже самая современная электроника не способна исключить все недочеты пилотирования, связанные с нехваткой опыта.
Марк Маркес считает, что пилоты старой школы, которые привыкли полагаться на свой опыт и чувства, по-прежнему имеют некоторое превосходство над молодыми конкурентами, потому что они могут себе позволить перешагнуть через лимиты, заданные электроникой:
«Что изменилось в техническом плане? Когда я только вступил в MotoGP, воткнув 4-ю передачу на прямой, нельзя было реализовать весь поток крутящего момента: тебе приходилось балансировать с помощью wheelie, заднего тормоза и, активно перемещая тело, менять загрузку шасси».
«Но имея в руках хоулшот девайс, можно пульнуть в полный газ на 2-й или 3-й передаче, и аэродинамика позволит умчаться в даль, будто это Moto3. Сегодняшние прототипы гораздо менее "мануальные". Раньше, они требовали ручного управления, чтобы пилот мог контролировать больше нюансов, благодаря своим чувствам и опыту - и это делало разницу между гонщиками. Сейчас всё более-менее одинаково, но пытаясь контролировать ситуацию в ручном режиме, ты можешь допускать больше ошибок, что естественно. Стало [большинству гонщиков] труднее извлекать максимально возможный потенциал из байка: когда потенциал ограничен электроникой и доступен каждому, всё кажется простым. Так что я верю в то, что у нас всё еще есть кое-какое преимущество».