МОТОГОНКИ.РУ, 5 августа 2024 - AJS Porcupine 500, такой же, какой был у Леса Грэма в 1949 году. К сожалению, не оригинал - тот сгинул где-то в частных коллекциях, и явно не в Британии, хотя он должен был бы принадлежать стране, которая его создала.
В 1949 году этого мотоцикла было достаточно, чтобы выиграть самый первый чемпионский титул в Королевском классе 500 куб.см., с которого и началась история MotoGP на острове Мэн. Откровенно говоря, AJS был полным отстоем даже для того времени.
Гран-При Великобритании - 75 лет Мото Гран-При: мотоцикл AJS самого первого чемпиона GP500 Лесли Грэма
перейти в фотогалерею
*** Сэмми Миллер заявляет, что именно этот AJS, отреставрированный его мастерами, и является тем самым байком, который принадлежал Грэму. Но специалисты не доверяют этому заявлению; тем не менее, именно этот байк несколько раз выставлялся на Гран-При Великобритании как оригинальный чемпионский Porcupine 500, в том числе, и в минувшие выходные ***
AJS Porcupine 500 из коллекции Сэмми Миллера
Двигатель спроектировали в AJS во времена Второй Мировой, причем, допускаю, что это было чем-то вроде внеклассных занятий для инженеров, создававших в те дни нечто не столь спортивное и гораздо более смертоносное, возможно, даже ради развлечения. Конструкция была совершенно непривычной для последних 50 лет: низкооборотистый и низкофорсированный мотор с турбонаддувом выдавал 29 л.с.
Двигатель AJS Porcupine 500
После Второй Мировой установка турбонаддува на гражданские транспортные средства в Британии была запрещена. В AJS следовало бы просто создать новый мотор посовременней, однако, они не нашли ничего лучше, как просто поднять степень сжатия и обороты. Таким образом, модель 1949 года выдавала 49 л.с.
Двигатель AJS Porcupine 500
Но появилась проблема, с которой AJS долгое время не могли справиться: двигатель грелся как печка, отвод тепла происходит естественным путем. Вот откуда на двигателе столько ребер охлаждения и своеобразных "шипов", за что байк и прозвали «Дикообразом». Ходили слухи, что в AJS даже хотели отлить головку цилиндра из серебра, поскольку этот металл лучше отводит тепло. Не подпишусь под этой идеей, что она была реальной, но...
Лесли Грэм, 1949, Isle of Man TT - Senior TT, в рамках которой разыграли первый Гран-При в истории MotoGP
Лес Грэм был пилотом бомбардировщика на войне и бомбил фашистов почем зря, а потом пересел с самолета на этот байк. После пилотирования громоздкого и неповоротливого Lancaster′а, AJS ему понравился.