МОТОГОНКИ.РУ, 31 марта 2025 - Прежде всего, надо отметить, что Circuit of the Americas отказался публиковать цифры посещаемости MotoGP, поскольку по оценке тех, кто там был, они оказались даже хуже, чем в 2024 году - не более 40000 человек в день гонок, что очень хорошо прослеживалось на полупустых трибунах. Режиссерам трансляции не удалось выхватить ни одного красивого кадра с аншлагом на главной трибуне. Зато фотографы зафиксировали "серый фон" из пустых посадочных мест в самых массовых ранее зонах с доступными билетами. Liberty, приди! MotoGP спаси!..
Гран-При Америк AmericasGP MotoGP 2025 от старта до финиша
Реальный психоз
Погода целиком и полностью изменила это событие. Дождь, которого ждали с утра, накатил на Circuit of the Americas перед стартом гонки Moto2. Не дождь в полном смысле этого слова, а изморозь, висевшая в воздухе вода. Мгла накрыла Остин и окрестности, сделав день мрачным и неприветливым.
...а мексиканский мальчик в традиционном костюме эль мариачи, поющий гимн США на предстартовой процедуре только добавил сюрриализма.
Дирекция долго думала, как обозвать состояние трассы перед выпуском пилотов MotoGP на старт. В Moto2 у них это было как «DRY», но в MotoGP уже как «WET». Пилоты посовещались с командами и решили, что нифига подобного. Шесть гонщиков рискнули выйти на сликах, остальные все же обулись в дождевую нарезку.
Но Фабио Куартараро ответил сразу на все вопросы: француз, выехавший с пит-лейна на сликах, грохнулся на ознакомительном круге, успел поднять байк и добраться до стартовой решетки. Глядя на него, остальные смекнули: слики дурно пахнут!
Поднялась невообразимая суматоха. Марк Маркес после совещания с гоммистом Michelin выбрал «дождь», а Пекко - слики. Но когда оба пилота Ducati Lenovo заняли позиции на решетке и увидели Куартараро, Баньяя мгновенно изменил свое мнение - попросил поставить «дождь».
Но через 10 минут все, абсолютно все резко переменили свое мнение и сбежали на пит-лейн. Что дождя не будет, стало ясно за мгновения до 3-минутной готовности к старту, когда обратного пути уже не было бы. Дирекция оказалась в дураках - стартовая решетка опустела в мгновение ока, как на Termas de Rio Hondo в 2018 году. Ничего не оставалось, как объявить быстрый рестарт - для всех, и уже без всяких санкций, потому что без исключений.
И это, как рукой сняло всё временное помешательство: событие поделилось на до и после. Когда пилоты MotoGP выстроились на решетке во второй раз, уже на сликах, атмосфера вновь изменилась - психоз ушел, ситуация нормализовалась.
И снова - интрига!
Изначально, гонка представлялась очень скучной. Дождь успел намочить асфальт COTA, но не везде, плюс, за ознакомительные круги и warm-up пилоты MotoGP определили для себя узкую, около метра "безопасную" траекторию, хорошо прорезиненную и уже подсушенную колесами - при виде с вертолета она четко выделялась на фоне асфальта.
Старт должен был определить победителя: возглавивший гонку мог бы комфортно контролировать ситуацию в рамках этой сухой траектории, обгоны на сликах представлялись крайне опасным делом.
Марк Маркес именно так и решил - ринулся вперед, сделав всё, чтобы обеспечить себе шестую подряд победу с начала сезона MotoGP 2025 года. И он бы выиграл заезд, поскольку успел отъехать от соперников более чем на 2 секунды. Но на 9-м круге Марк допустил нетипичную для себя ошибку, слишком круто зайдя в 4-й поворот.
Здесь произошло то, о чем говорил Баньяя накануне: Маркес получал преимущество над соперниками, благодаря феноменальному доверию к держаку, который обеспечивал комплект покрышек на Ducati; он наклонял Desmosedici гораздо ниже, чем это делали остальные пилоты группировки, включая Пекко, что давало ему больше corner speed. Но в этот раз он наехал на разметку поребрика обоими колесами. У него мгновенно сорвало переднее колесо - Маркеса вышвырнуло по диагонали через 5-6 повороты. Но он не отпускал сцепления, что позволило ему незамедлительно поднять упавший байк и вернуться в гонку.
«Полностью моя ошибка: я слишком сильно наклонил байк, и у меня сорвало переднее колесо, - прокомментировал ситуацию Марк после гонки. - Этот поребрик не был более скользким, чем другие, поскольку я уже срезал их до этого. Просто на этот раз я зашел в него слишком уж агрессивно... На всей трассе я чувствовал себя в безопасности, но здесь, вероятно, переоценил ситуацию»
При скольжении через змейку поворотов, Ducati Маркеса лишился ряда деталей, включая защиту рычагов, винглет, ветровое стекло, но что важнее, правую подножку. Вернувшись, Маркес пытался бороться за позиции, не имея точки опоры.
Подобно Дмитрию Седину на первом этапе LEMARC чемпионата России 2024 года в Игоре, он нащупывал правой ногой какие-то элементы, в которые мог бы упереться, чтобы продолжить заезд. Впрочем, в таком виде его темп оказался примерно на 5-6 хуже среднего по пелетону, и когда Маркес опустился ниже 18-й позиции, он понял, что такой паровоз никуда не полетит и сдался - съехал на пит-лейн. Вполне вероятно, что на том или следующем круге ему бы показали черный флаг - продолжение гонки на сломанном мотоцикле уже стало представлять опасность, как для него, так и для остальных.
Такое шоу, конечно, без поп-корна смотреть было - время попусту терять!
Вторая часть представления
Пекко Баньяя признался после спринтовой гонки, что понял суть плана Маркесов. И хотя, по мнению Пекко, Марк все равно был недосягаемым, Алекса он планировал чпокнуть, поскольку хорошо понял, где и как это можно сделать, и в чем слабое место Младшего.
Алекс и Марк вновь пытались разыграть ту же комбинацию, что и в субботу: как только Пекко прорывался на 2 позицию за Марком, Алекс начинал агрессивно атаковать, пытаясь вклиниться между ними, создав непреодолимую преграду. Но Пекко уже знал, как он пройдет вперед и отошьет Младшего без шанса на контратаку. И помог Баньяе всё тот же асфальт Circuit of the Americas, ставший скользким жарким днем субботы, но остывший под дождем и вернувший себе держак в воскресенье.
Баньяя дважды перетормаживал Алекса, который старался следовать более плавной сухой траектории и входил в повороты плавнее. На 4-м круге Пекко на слипстриме прошел Младшего в шпильке Т12 и окончательно закрыл перед ним калитку в Т14.
И здесь было очень важно понять - действительно ли Алекс сдерживал Пекко, или у них был равный темп, и просто Пекко не мог расправиться с пилотом Gresini раньше? После прохода на 2-ю позицию, Баньяя тут же разорвал дистанцию - у Маркеса-мл. после этого уже никогда не было шанса догнать пилота заводской команды. Марк Маркес к тому моменту оторвался от них на 1.5 секунды и увеличил отрыв от до 2.2, но затем случилось, что случилось - и Пекко оказался лидером гонки!
Поняв, что Марк выбыл, Алекс спокойно доехал гонку 2-м, что позволило ему заработать еще 20 очков и выйти в лидеры чемпионата MotoGP 2025 года - впервые это произошло в его карьере!!!
Опасения Алекса за состояние трека были обоснованны. На асфальте тут и там еще оставались влажные пятна, вместе с известными кочками они создали предпосылки для вылета Педро Акосты, Жоана Мира, а в самом конце и Жоана Зарко. Брад Биндер по заявлению команды выбыл из-за проблем технического характера. Доехать до финиша 2-м - это было разумное достижение!
Наконец, на подиум взошел Фабио Ди Джианантонио, выигравший дуэль со своим партнером по VR46 Racing Team Франко Морбиделли, который этому совсем не порадовался, что было видно по его общей реакции - не на 4 место он планировал приехать сегодня!..
Снова удивил Фермин Альдегер
Под конец гонки новобранец MotoGP пошел в атаку с 12-й позиции и за два круга выехал на 5-ю, но затем прогнозируемо отправился бороздить гравий Т15 с переднего колеса. Впрочем, ему простительно: молодому испанцу не хватило опыта и чуйки - он еще не знает динамику расхода резины и ощущения, когда пора остановиться.
Тем не менее, прорыв Альдегера выглядел впечатляюще. Он выиграл все навязанные им дуэли со значительно более опытными соперниками - Энеа Бастианини, Марко Беццекки, Жоаном Зарко и Джеком Миллером, и в какой-то момент ехал на 2 секунды быстрее всех на трассе! Этот себя еще покажет...

Кевин Шванц
Легенда MotoGP, чемпион 1993 года Кевин Шванц, дежуривший вместе с бригадой комментаторов в Остине в роли репортера на пит-лейне, отметил, насколько тонкая грань на Circuit of the Americas между безмерным держаком и его полным отсутствием на новом асфальте, уложенном частями в сентябре 2024 года.
«Каждый чувствует, что это вот есть. Но в горячке схватки легко забыться в какой-то момент, понимаете? Пекко сегодня показал еще раз, что он - чемпион: он атаковал там, где чувствовал себя комфортно, и не лез там, где понимал риск. Думаю, он все же оказал определенное давление на Марка, что заставил его допустить ту ошибку с наездом на поребрик...»
Сезон перезапущен!
Выиграв свой 30-й Гран-При в карьере, Пекко Баньяя съел хот-дог - отсылка к победе на Гран-При Италии, где ему устроили "пикник на обочине". Баньяя догадывался, что ему удастся переломить ситуацию в споре с Маркесами, если не здесь и сейчас, то, вероятно, в Катаре.
«Эту победу я хочу посвятить своей команде, поскольку с самого начала сезона она заслуживала большего, чем 3 место, - сказал Баньяя. - Мы всегда пытались перевести ситуацию на технический язык, чтобы описать все нюансы, и это окупилось. Стратегия на гонку была, как мне кажется, ясна с самого начала: пройти Алекса и оторваться от него в надежде на то, что удастся догнать Марка. И я супер счастлив по той причине, что это в целом не моя лучшая трасса, и я здесь впервые выигрываю. Мы знаем, что наша работа еще не окончена. Но да, сезон сегодня был перезапущен!»
После всего, что произошло сегодня в Остине, в чемпионате MotoGP 2025 года сложилась следующая ситуация:
1. Алекс Маркес (Gresini/Ducati) - 87 очков
2. Марк Маркес (Ducati Lenovo Team) - 86
3. Пекко Баньяя (Ducati Lenovo Team) - 75
4. Франко Морбиделли (VR46/Ducati) - 55
5. Ди Джианантонио (VR46/Ducati) - 44
6. Аи Огура (Trackhouse/Aprilia) - 25
7. Жоан Зарко (LCR Honda MotoGP) - 25
8. Марко Беццекки (Aprilia Racing) - 24
9. Лука Марини (Team Honda HRC) - 20
10. Джек Миллер (Pramac/Yamaha) - 19
...