МОТОГОНКИ.РУ, 31 марта 2025 - Дождя не было. Гонка, объявленная Дирекцией MotoGP «дождевой», должна была изначально быть «сухой». Но ошибка Дирекции привела к тому, что один отдельно взятый гонщик в большим именем и регалиями - Марк Маркес решил воспользоваться системой, чтобы переиграть ситуацию. Он сделал так, потому что... имел на это право, согласно правилам MotoGP. И его манипуляция сработала. Потому что остальные решили последовать его примеру - на то и был расчет.
Итак, что произошло перед стартом AmericasGP?
Семеро пилотов изначально решили рискнуть и выйти на старт на сликах. Среди них были Пекко Баньяя и Фабио Куартараро. Но Куартараро грохнулся на середине ознакомительного круга, доказав остальным, что состояние трека далеко от понятия «сухого». Баньяя тут же попросил механиков поменять свои слики на "дождь". Кое-кто еще поступил так же.
Маркес изначально вышел на "дожде", однако, дал распоряжение команде подготовить 100% сухой мотоцикл про запас. Оценив ситуацию после установочного круга, Марк изменил свое первоначальное решение за 7 минут до старта гонки - он решил ехать в гонку на сликах. Однако, если бы он один ушел на пит-лейн, он бы ничего не выиграл, поскольку ему предстояло бы стартовать последним.
Ему в голову пришел хитроумный план, как перезапустить процедуру старта, чтобы на пит-лейн вернули всех. Если бы план не удался, он просто стартовал бы последним, потеряв время. Но психология...
Его схема сработала бы, если хотя бы 10 пилотов или более покинули решетку следом за ним... и он рискнул. И хотя план сработал не совсем так, как он думал, риск оправдался.
Когда Дирекция объявила 3-минутную готовность, Маркес бросился бежать к боксу Ducati Lenovo Team. Поняв, что именно происходит, к своим запасным мотоциклам бросились еще несколько пилотов, включая Баньяю. Запасные мотоциклы уже были в боксах, они были настроены на сухую гонку - покрышки, тормоза, подвеска.
Оставшиеся стоять на стартовой решетке пилоты недоумевали: что происходит?
Они уже были готовы стартовать, получив преимущество из-за отсутствия на решетке лидеров квалификации - те должны были бы стартовать с пит-лейна...
Глядя на ситуацию, Дирекция выкинула красные флаги, остановив процесс и объявив рестарт - манипуляция Маркеса сработала на 100%!
Вышедшие на сликах пилоты оказались в неоднозначной ситуации.
Марк Маркес не скрывал, что использовал систему и правила и сманипулировал на психологическом состоянии соперников, в частности, Баньяи. Но довести дело до успеха Марку не удалось из-за падения, которое он допустил сам в середине гонки. Баньяе повезло оказаться в нужной позиции, чтобы выиграть Гран-При Америк.
Оба сильно рисковали, когда убежали за запасными мотоциклами. Если бы за ними не пошли остальные, они бы стартовали с пит-лейна и догоняли бы пелетон в качестве "штрафа".
Dorna выложила в эфир подробности ситуации из первых рук - видео крупным планом с обсуждением Маркеса и его шефа Ригамонти. Вот их диалог дословно:
Марк Маркес: «Если я решу заменить байк, мне предстоит стартовать с пит-лейна после warm-up, а затем занять последнюю позицию на решетке, правильно? И без всяких Long Lap?»
Марко Ригамонти: «Да, стартуешь с последней позиции»
Маркес: «И без штрафа, верно?»
Ригамонти: «Ага»
Маркес: «Не уверен, что это сработает, но... Скажи мне, когда [запасной] байк будет готов» и добавил: «Никому не говори пока».
Марко Ригамонти обратился к Давиде Традоцци с целью прояснить ситуацию, но Тардоцци сказал, что Маркес в этом случае должен будет пройти ride-though (проезд через пит-лейн). Ригамонти уточнил, что не должно: «Нет, без заезда на этом байке в пит-лейн. Если он просто стартует со вторым байком с пит-лейна, а этот останется здесь». Маркес добавил: «Уверен, что просто стартую последним. Без штрафа».
Никакого нарушения правил... потому что это просто не прописано там.

Ригамонти уточнил у Тардоцци момент по правилам
Наконец, когда Марк решился, он сказал Ригамонти: «Когда объявят 3-минутную готовность, и механики начнут уходить в боксы, я тоже рвану. Действуем по плану»
Манипуляция Маркеса состояла в том, что данная ситуация в действительности не была прописана в правилах. Он подгадал две вещи. За 3 минуты до старта любое изменение на решетке - это аврал, и Дирекция, загнанная в угол, вынуждена действовать не по регламенту. А также то, что Баньяя и многие другие поймут, что делает Марк, и сделают так же.
Майк Уэбб, Директор гонок MotoGP и менеджеры команд рассуждают на эту тему, когда пыль уже улеглась...
«Мы запросили задержку старта, а затем выкинули красные флаги и объявили быструю процедуру рестарта исключительно из соображений безопасности, - говорит Майк Уэбб. - На стартовой решетке и пит-лейне находилось слишком много сотрудников команд, механиков, мотоциклов и пилотов, и начать прогревочный круг вовремя просто не представлялось возможным - было бы опасно. Полный рестарт представлялся самым логичным и безопасными способом отреагировать возникшие поистине на беспрецедентные обстоятельства».
В конечном счете, Уэбб признался, что доволен, что удалось так легко разрулить сложившуюся ситуацию:
«Данная конкретная ситуация не прописана в правилах. Нам повезло, что мы вовремя сообразили, как из нее выйти».
Уэбб очень осторожно отреагировал на вопросы о возможных санкциях для Маркеса и других пилотов, покинувших решетку, оставив свои мотоциклы там вместе с механиками:
«Мы проанализируем ситуацию вместе с командами, мы пересмотрим правила, поскольку ситуация возникает не первый раз»
Половина команд крайне недовольна исходом Гран-При Америк. Давиде Бривио из TrackHouse Racing и менеджер KTM уверены, что права их пилотов были нарушены. В то же время, никто не стал подавать официальных протестов.
Бривио был откровенно недоволен решением Дирекции: «Мы осознанно шли на риск, и, как оказалось, приняли более верное решение, чем многие другие. Но красные флаги перечеркнули нашу стратегию. На это повлияли действия некоторых гонщиков. Они сделали свой выбор, так почему должны страдать остальные? В итоге, они не позволили нам реализовать собственный выбор. Мы не поняли, почему Дирекция приняла такое решение. Я очень расстроен. Так не делают».
Алекс Маркес, став 2-м после падения Марка и победы Баньяи, также подчеркнул, что ситуация возникла крайне нетипичная, и в возникшем хаосе никто не успел сообразить, как действовать, в просто начал действовать по своему усмотрению.
«Думаю, чтобы избежать повторения подобного хаоса, нам нужны более четкие правила для подобных ситуаций. Эта была крайне непонятно и неоднозначной. Я не думал, как действовать, а просто последовал за парнями... Обычно, если ближайшие соперники предпринимают какие-то активные действия, ты стараешься делать то же» - сказал Алекс Маркес уже после финиша, на пресс-конференции.
«Они сказали, что остановили процедуру старта только из-за хаоса на решетке и пит-лейне? Определенно, это неверное решение. Если в правилах сказано, что покинуть стартовую решетку можно, то им следует получше организовать прием пилота на пит-лейне. Также ясно, что те пилоты, кто решил сразу выйти на сликах, рискнуть, разочарованы - отмена старта была несправедливой по отношению к ним».
Пекко Баньяя, увязавшийся за Маркесом-старшим и, в итоге, получивший самую большую выгоду от всего случившегося, вместе с этим разделяет мнение Младшего:
«Определенно, парням, выбравшим слики просто обломали шансы. Представляю их настроение. У них гораздо больше поводов злиться из-за того, что произошло. В то же время, мы обсудили ситуацию: в правилах нет четко описанной процедуры. Должна ли она быть описана? Да, несомненно, чтобы это было единым для всех».
Хорхе Мартин, хотя и не участвовал в Гран-При Америк, наблюдал за ситуацией молча из бокса Aprilia Racing.
После гонки он дал короткий комментарий по сложившейся ситуации:
«В этой ситуации чрезвычайно сложно трактовать правила. Единственное, что я точно могу сказать: не хотелось бы мне сегодня оказаться там, на стартовой решетке. Обидно за парней, которые выбрали слики, потому что они сделали верную ставку, приняли риск, который должен был окупиться. Но их надежды рухнули. Я не хотел бы обсуждать причины».