МОТОГОНКИ.РУ, 3 февраля 2022 - Последние 3 сезона Aprilia RS-GP делал большие шаги вперед, улучшаясь всесторонне. Проекту из Ноале не хватало пилота, готового перешагнуть все пределы возможного ради первой победы. Теперь есть Маверик Виньялес, уже несколько раз доказавший, что готов бороться за титул.
К тому же, Aprilia Racing, несмотря на полноценное вступление в MSMA и прямой заводской контракт с Dorna Sports, сохраняет за собой ряд преференций "новичка" чемпионата. Команда использует поблажки ежеминутно. На тестах IRTA в Сепанге Маверик Виньялес накатал много кругов в рамках предварительного шейкдауна, куда не допускают призовых пилотов. Но у Виньялеса и Aprilia такой допуск был!
После того, как Альбезиано настоял на смене концепции двигателя RS-GP и отказался от 72-градусного V4 в пользу 90-градусного, прототип стал выдавать не только больше мощности, но также дал Алешу Эспаргаро уверенность на выходе из поворотов, где обратная связь с задним колесом так важна. Мотоцикл был проанализирован двумя пилотами, которые прежде никогда не работали с Aprilia: весной RS-GP в свои руки получил Андреа Довициозо, который всерьез рассматривал шанс на вступление в заводскую команду после серии испытаний; в августе место за рулем занял Маверик Виньялес. Очевидно, что ни Дови, ни Виньялес не претендовали на топовые позиции и рекорды круга сразу после смены мотоциклов, но Виньялес на нескольких этапах оказывался в ТОП-10, как минимум, по итогам свободных практик и даже проходил в Q2 с первой попытки. Но главное, ни у Довициозо, ни у Виньялеса не было такой цели - удивить кого-то. Завод избрал планомерную работу, подготовку к рывку в 2022-й.
Алеш Эспаргаро, который занимался развитием Aprilia RS-GP с 2017 года, видел все изменения, чувствовал их от и до. В 2021 году, сразу после тестов в Катаре он заявил, что прототип готов к взятию первого подиума. И хотя между этими словами и подиумом, взятым в Сильверстоуне, прошло 3 месяца, Алеш поставил точку в вопросе.
Романо Альбезиано считает, что Эспаргаро действительно доказал главное: в соотношении производительности к общему балансу RS-GP достиг пиковой формы, остались нюансы.
Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing
«Многие годы производительность была неплохой, даже динамика ускорения - мы в ней не уступали остальным. Но в целом мы всегда чуть-чуть проигрывали: там, тут, по-чуть-чуть. Особенно заметной была нехватка баланса в последней фазе торможения. Но в том году мы, наконец, решили это, радикально изменив двигатель. Гонщики, которые проигрывают на ускорении или из-за топовой скорости, обычно умеют отыгрываться на торможении. Но мы увидели, в чем была проблема на торможении, сконцентрировались на ее решении, и теперь байк в целом - лучше!» - говорит Альбезиано.
Основной работой, проделанной в 2020 году, был поиск оптимальной развесовки и центра масс RS-GP. Расширение угла между цилиндрами V4 до 90 градусов и перемещение двигателя в раме помогли решить все вопросы. Примерно тем же путем раньше, еще в середине 2000-ных решили проблемы с развесовкой в Ducati и Honda, которые также используют V4 (до 2007 года у Honda был двигатель V5). Уникальность ситуации с Aprilia в 2021 заключалась в том, что только у Ноале была возможность разработки и внедрения нового двигателя. Версия двигателя 2019 года была 72-градусной, редизайн был произведен в 2020, но внедрен именно в 2021.
Уникальные фото МОТОГОНКИ.РУ из гаража Aprilia Racing на тестах IRTA MotoGP в Валенсии, с дебюта самого первого предпрототипа RS-GP, когда у него еще не было имени. Как говорится, найдите 100500 отличий от нынешнего варианта:
«Теперь наш - полноценный 90-градусный, и мы здорово удивились, как это помогло с точки зрения баланса и производительности. Но все-таки, в этом году я настоял, чтобы команда сконцентрировалась на улучшении торможения. Сейчас это, наверное, самый дешевый способ, как улучшить времена круга - тормозить позднее или прямо в повороте. Если улучшить байк в этой области, можно добиться куда лучших результатов, чем вкладывать миллион евро в разработку более оборотистого двигателя или каких-то специальных материалов».
Шасси Aprilia RS-GP сегодня - это произведение искусства. Оно эволюционировало от RSV4 до истинного RS-GP на протяжении 6 лет. Но для Альбезиано, который работает в Aprilia с 1991 года, идеала в этой области просто не существует.
MotoGP 2015 - первые тесты сезона: Aprilia ART (2015) - первый запуск команды и прототипа, так не похожего на сегодняшний RS-GP
перейти в фотогалерею
«Искусство разработки шасси - это из области магии. Я борюсь за улучшение поворачиваемости мотоцикла с первого года своей работы в Cagiva, и с моей точки зрения, мне до сих пор не удалось заставить байк поворачивать достаточно хорошо. И я не знаю, есть ли на планете инженер, который бы мог сказать, что ему это удалось. В MotoGP шасси с каждым годом делают все тоньше и тоньше, и это действительно помогает. Но мне часто кажется, что недостаточно, и тогда я беру какое-нибудь старое-старое шасси, мы собираем байк, выкатываем его на трек и начинаем снова сравнивать, собирать данные... и убеждаемся, что новое - лучше со всех точек зрения».
А теперь главная тема: учитывая, что конкуренция в MotoGP стала очень жесткой, а результаты всё ближе и ближе, есть ли шанс преуспеть в ближайшее время?
«Да, это так. Но многое теперь зависит от пилотов, которые существенно улучшили свои навыки, стали еще точнее, - уверен Альбезиано. - Это суперлюди, они хотят быть идеальными на каждом быстром круге. Прекрасное стремление! Ведь в этом и состоит смысл спорта, не так ли? Психологические аспекты теперь не менее важны для победы. Уверенность в мотоцикле и своих силах - первое, что помогает пилота ускориться».
MotoGP IRTA Sepang - Sepang International Circuit: Маверик Виньялес, Aprilia Racing
перейти в фотогалерею
Виньялес пришел в проект с этой целью - кажется, он очень мотивирован. И похоже, что его интересуют не деньги. Ведь он отказался от 8 млн. евро, которые платили ему в Monster Energy Yamaha MotoGP, но которые Aprilia позволить себе пока не может. Не так ли?
«Именно! У него есть цель и мотив. Он считает RS-GP готовым к победам. Алеш был уверен в этом еще весной. Между ними [Алешем и Мавериком] есть большая разница в плане техники пилотирования, но с точки зрения психологии оба они готовы и хотят [побеждать]. Надеюсь, Алешу в новом сезоне больше удастся именно бороться, нежели заниматься разработкой. Маверик для этого и пришел. Да, мы намерены [побеждать]. Считаю, что мы готовы» - добавил Альбезиано.
По результата шейкдауна MotoGP IRTA 2022 года в Сепанге, где у Маверика было достаточно времени для возвращения в рабочий ритм, он легко и непринужденно подошел вплотную к рекорду круга Sepang International Circuit. На третий день тестов он уверенно закрепился внутри 1:58. Надо отметить, что тесты всегда проводятся в атмосфере, отличной от гоночного уикенда. Она больше напоминает пятничную FP1, когда у команд еще нет стресса и нервяка, нет гонки за проход в ТОП-10 и не используются все необходимые ресурсы для достижения пиковых показателей. Время круга внутри 1:58 Виньялес показал на стандартной гоночной резине Michelin модели 2021 года.
Что ж, теперь всё готово к тому, чтобы сравнить наработки осени с соперниками по паддоку! Романо Альбезиано в легком нетерпении: «Это будут решающие тесты, мы продолжаем использовать все имеющиеся у нас ресурсы и привилегии для сокращения отставания. Но по-моему, этот гэп уже минимален. Посмотрим, ждать осталось недолго!»