МОТОГОНКИ.РУ, 29 февраля 2024 - MotoGP следует примеру Формулы-1. Но иногда происходит обратное движение, и кое-что полезное организаторы F1 черпают у мотоциклетных коллег. В данном случае, пилоты Формулы больше не могли сдерживаться. Они считают, что постоянный рост числа гонок вредит чемпионату - приводит к его обесцениванию, превращая спортивное событие в постоянное телешоу нон-стоп.

Марк Маркес - самый независимый пилот MotoGP, который не рискует потерять всё из-за сказанного слова
В MotoGP уже прозвучали призывы немного урезать марш. Пилотам MotoGP летом 2022 года резко дали понять, что они абсолютно бесправны и от их мнения вообще ничего не зависит. Сегодня, они лишь часть шоу, массовка улыбающихся и предельно политкорректных золотых мальчиков. Однако, у них есть голос, и время от времени, они его подают.
Наверное, единственный по-настоящему независимый MotoGP - это Марк Маркес. Маркес часто выражает свое мнение по поводу развития чемпионата. Но выступая за заводскую команду Honda, представляя Repsol, он всегда был политически сдержан.

Фабио Куартараро всерьез переживает за свою жизнь и здоровье
Другое дело, Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP: гонщик, на котором держится добрая половина аудитории Гран-При Франции, призвал Dorna Sports уменьшить количество спринтовых гонок по примеру Формулы-1:
«Я уверен, что нет никакой необходимости проводить спринтовые гонки каждый уикенд. Они регулярно ведут к многочисленным травмам, что становится проблемой для всех. Наша дисциплина и так достаточно опасна. Как гонщик, я то знаю наверняка, что на некоторых этапах устаю гораздо сильнее обычного. Причем, часто, усталость чувствуется больше именно в спринтовых гонках, чем в Гран-При. Чем дальше, тем наши мотоциклы становятся всё сложнее, всё более требовательными к физическим качествам пилота. Но времени на восстановление - всё меньше и меньше».
Большинство команд MotoGP в буквальном смысле живут в паддоке. Они возвращаются домой, к своим семьям лишь на 2-3 недели в году. Их дети растут, не зная, как выглядят отцы. У большинства членов команд есть вторая или даже третья «жена» в разных регионах мира: например, европейская и азиатская. Потому что не все члены команд могут возвращаться домой 1-м классом после каждой гонки, а вынуждены путешествовать со всем цирком, и если Тихоокеанское турне длится 6 недель, то эти полтора месяца они путешествуют вместе со своими ящиками и мотоциклами эконом-классом.

Неожиданная пресс-конференция на Гран-При Байхрейна Формулы-1 2024 года
Пилоты Формулы-1 пару лет воздерживались от критики. Формула-1 гораздо богаче в целом. Команды чемпионата могут держать несколько региональных бригад, чтобы обеспечивать их работоспособность при постоянном турне с марта по декабрь. Домой могут возвращаться только призовые пилоты, звезды F1 с миллионными контрактами.
Но вот, и они начали говорить!
Чемпион мира Макс Ферстаппен заявил сегодня на конференции с Бахрейне: «Я чувствую, что мы уже работаем за пределами возможностей, это как-то не слишком... sustainable, я бы сказал. Не ведет нас к устойчивому развитию, а скорее, к устойчивому износу» - грустно пошутил Макс.
Карлос Сайнс-мл. из Ferrari добавил: «Определенно, мы близки к пределу выносливости, и это касается всех - пилотов и их команд, даже организаторов. У нас больше нет личной жизни за пределами паддока. Я лишь надеюсь, что они не придумают сделать больше 24 гонок в следующем году. Потому что Формула-1 в этом случае рискует стать слишком частым шоу: гонки каждый уикенд, это постоянное телешоу нон-стоп, но это одновременно и снижает саму ценность Формулы-1. Думаю, Формула-1 должна сохранить свою эксклюзивность».
Поддержал коллег и Льюис Хэмилтон: «Близок конфликт интересов количества и качества, это точно! Мы также думаем, какое воздействие всё это оказывает на мир. Стабильное развитие - это не то, что сейчас происходит. Это - экспансия, а развитие - оно должно идти от самого сердца, это должно быть в каждом решении».
По мнению Фернандо Алонсо, промоутер Формулы-1 обманул команды и участников чемпионата: «Когда Liberty Media пришла в Формулу-1, они обещали, что чемпионат не будет расширяться больше чем на 20 гонок. А теперь у нас на 4 больше! Даже если действующий чемпион считает, что это явный перебор, что тогда должны думать мы, кто не борется ни за какой результат? Как по мне, чемпионат был великолепен в формате 16 этапов. Ну, я лишь только надеюсь, что кто-нибудь там поймет, что это наносит чемпионату непоправимый урон здесь и сейчас».

Могут ли пилоты Формулы-1 отстоять свою точку зрения?
Промоутер MotoGP Dorna Sports обещал командам чемпионата, что формат чемпионата мира по Мото Гран-При не должен выйти за рамки 20-22 гонок за сезон.
Попытка привести календарь MotoGP 2024 к формату 22 гонок уже провалилась: оказалось, что количество предложений от трасс совершенно не соответствует качеству серии.
Вот, что происходит сегодня
Из 22 запланированных на этот год событий, Гран-При Аргентины уже отменено из-за неожиданно возникших политических и финансовых проблем в стране. И заменить площадку оказалось нечем.
Гран-При Казахстана, уже отмененное в 2023 году из-за провала сроков с завершением строительства на автодроме, рискует рецидивом, хотя 5-летний контракт с Dorna Sports в действии. На Sokol International Racetrack нет ни инфраструктуры для приема мирового события, ни готового к работе маршальского штата. Никто не уверен, что до июня успеют и достроить, и собрать команду. Даже если вызвать специалистов с опытом организации подобных событий из России, выглядит всё это сомнительно.
Великий проект возвращения MotoGP в Финляндию с треском провалился из-за банкротства Kymiring. Не помогли все усилия по привлечению инвесторов, на которые пошли в Dorna - проект изначально был убыточным.
Новая трасса, желавшая принять Гран-При Венгрии - Balaton Park оказалась не готова к омологации даже для World Superbike. Ей уже обозначили дедлайн для ответа на болезненные вопросы промоутера.
Гран-При Индии на Buddh International Circuit приходится спасать властям страны, вкладывая в поддержку события более 1 млн долларов, что вряд ли сделает событие самоокупаемым и экономически выгодным.
У Великобритании уже выработалась толерантность против слишком дорогих событий уровня MotoGP: страна перенасытилась гонками, и проведение там двух событий за сезон противопоказано - гарантировано, второе станет финансово провальным.
И только Испания сидит и скучает. Там есть 4 великолепных автодрома, каждый из которых готов круглогодично проводить Гран-При и трек-дни, но с точки зрения «устойчивого развития» это не так красиво - проводить 4 гонки в одной и той же стране. И с точки зрения прибылей не входит в планы Dorna, поскольку испанский промоутер жаждет окучить больше регионов, где шоу, подобное MotoGP, пока еще востребовано массами.