МОТОГОНКИ.РУ, 24 декабря 2024 - Liberty Media сейчас пожинает плоды большой закулисной работы, которую американская компания проделала в Формуле-1 в 2020-22. Солидный рост общей аудитории (телевизионной в первую очередь), начавшийся в 2023-м, продолжился и в 2024-м.
Формула-1 против NASCAR
Телевизионная аудитория Формулы-1 всегда была огромна по сравнению со всеми другими гоночными сериями, и в сравнении с MotoGP в первую очередь. После инвестиций, которые Liberty Media сделала в медийное продвижение F1 в 2019-20 годах, в 2021 и 2022 последовал стремительный рост телеаудитории.
Формула-1 против NASCAR
Что интересно, в США, которые для Liberty Media являются ключевым рынком, Формула-1 никогда не была главным спортивным шоу. Ну, там бейсбол, американский футбол и прочие национальные виды спорта десятикратно перекрывают просмотры гонок. Конкурировать с ними просто бессмысленно. Но внутри ниши моторного спорта целью Liberty всегда было - вывести F1 на уровень другого национального развлечения, а именно NASCAR. А чтобы этого достичь, сначала надо преодолеть другой рубеж - конкуренцию с IndyCar.
В 2018 году рынок эти три серии между собой делили примерно так: NASCAR имел аудиторию в 3.34 миллиона телезрителей, IndyCar - в 1.1 миллиона, а Формулу-1 смотрели только 550 тысяч человек.
Что сделала Liberty, привело к чуду. Только в США у медиахолдинга ESPN рост продаж пакетов, включающих Формулу-1, с 2019 года составил +100% к 2022 году - скачок составил от 554 тыс. к 1.2 млн зарегистрированных зрителей, и на этом уровне он держится и по сей день. Цель №1, победа над IndyCar была, наконец, зафиксирована в 2024 году - аудитория Формулы-1 вышла на 2 место!
Но Америка - Америкой, а большая часть человечества все же проживает за пределами США!
Точной цифры глобальной аудитории Формулы-1 в конце 2024 года пока не публиковали, но известны показатели по прошлым годам. Первая отметка в 1.5 миллиарда была пройдена в 2021 году. Тогда, чемпионат отчитался, что каждую гонку в среднем смотрели более 70.3 миллиона телезрителей по всему миру. В 2022 году аудитория выросла до 1.55 миллиарда.
Льюис Хэмилтон, пилот Формулы-1 и фанат MotoGP
Согласно исследованию агентства Nielsen Sports, реальная лояльная аудитория Формулы-1 в 2024 году достигла отметки в 750 миллионов человек по всему миру. Подразумевается, что половина всей ранее анонсированной Liberty аудитории интересуется F1 на регулярной основе.
А как ее оценить - живую, свою, родную, любимую?
Автодромы полны: Формула-1 снова в плюсе
А здесь начинают действовать иные правила. Главную позицию в отчетности начинают занимать цифры реальной посещаемости трибун автодромов, то есть, читай - продажи билетов для тех, кому не лень и очень-очень хочется. Это и есть суть лояльная, истинная аудитория.
И тут Формула-1 отчиталась о достижении отметки в 6 миллионов проданных билетов на трибуны и в паддок своих Гран-При, события-рекордсмены были ожидаемы. Но общий итог оказался лучше ожиданий в целом.
Если сравнивать показатели предыдущих трех лет, очевидно, что именно влияет на успехи в математике Liberty Media - это очевидный фактор: стремительное расширение календаря, как географически, так и по сезону
Если в 2019 году при 21 этапах Формула-1 перешагнула отметку в 4 миллиона проданных билетов, то в 2022, стоило расширить календарь всего на одну гонку, удалось шагнуть за пределы 5 миллионов. Календарь 2024 года в 24 этапа закрепил достижение на отметке выше 6 миллионов. Речь идет о суммарной проходимости каждого этапа за весь уикенд, т.е. считается каждый 1-й проход человека с билетом через турникеты в день. Это условно верная методика, поскольку ее можно поделить на стоимость проданных пакетов доступа (только на Гран-При, воскресенье+суббота или all weekend access), определив, сколько условных билетов было продано за деньги. Затем, аналитические программы показывают, каких билетов было продано больше, и какие пакеты эффективней с точки зрения прибыли/привлечения аудитории.
Толпа зрителей на Silverstone Circuit
Гран-При Британии второй год подряд возглавляет рейтинг с посещаемостью за уикенд на уровне 480000 человек - это потолок, который может обеспечить Silverstone Circuit, который был достигнут уже в 2023 году. Секрет достижения рекордного показателя здесь с двойным дном: BritishGP проводится в расширенном 4-дневном формате, который себя прекрасно зарекомендовал... на самом деле, еще 30 лет назад!
На втором месте - Гран-При Австралии, событие, демонстрирующее второй год подряд неплохой рост и еще не исчерпавшее свой потенциал - 452055 человек. Именно в Австралии впервые был опробован расширенный до четырех дней формат уикенда. Это произошло в 1995 году, Аделаида собрала тогда абсолютно рекордную посещаемость для Формулы-1 за всё время - 520000 человек.
А на третьем месте - Мексика, где на трибуны пришли впервые почти 405000 человек. Гран-При Мексики прибавило чуть больше 1% по сравнению с прошлым годом.
Но самые большие изменения в посещаемости произошло (внимание!) в Италии: Гран-При Эмилии-Романьи обеспечило аншлаг в 200000 человек (сразу +54% к прошлогодним 130 тысячам), а Гран-При Италии - 335000 (+10% к прошлогодним 304 тысячам).
Ночная гонка Гран-При Катара Формулы-1 - самое быстро растущее ближневосточное событие F1
На Ближнем Востоке активней всего раскручивается Гран-при Катара на обновленном Lusail International Circuit: зрители прочувствовали глубину изменений, произведенных шейхами в Лусаиле и оценили нововведения по достоинству - сразу на 35000 зрителей больше прилетели в Доху в 2024 году (154973 против 120000 в 2023). Китай прибавил 25% - сразу 40000 человек. И так далее.
Зато Лас-Вегас и Red Bull Ring показали снижение, хотя и символическое.
Посещаемость Гран-При Формулы-1 в 2024 году
Есть мнение, что на росте посещаемости некоторых гонок Формулы-1 сыграли... предсказуемость и рост цен на билеты, как бы парадоксально это не прозвучало. Эксперты считают, что доминирование Макса Ферстаппена третий год подряд немного ломает интригу, поэтому зрители, которые по традиции заранее покупали билеты в 2022-23, не стали этого делать в 2024 году. Предзаказ и выкуп основной части "бюджетных" билетов еще зимой создает определенный уровень ажиотажа в сезон, и цены на оставшиеся в наличии билеты (в том числе, в кассах автодромов) взмывают до небес (не считая накрутки перекупщиков). Видимо, учитывая, что в 2024 году не было новых площадок и этапов, часть публики отложила покупку на последний момент. В итоге, уровень цен, хотя и поднялся в среднем, не менялся так сильно по ходу сезона, что позволило многим зрителям принять решение без спешки или даже в последний момент - и это привело на трибуны больше людей, чем обычно. Хотя, это лишь предположение. Для оценки эффективности решений у Liberty Media есть целый отдел, пусть работают и изучают причинно-следственные связи!
А что там в MotoGP 2024?
В этом году чемпионат MotoGP провел юбилейный, 75-й сезон - шикарный сезон с точки зрения событий, борьбы, интриг. Определенно, лучший после 2016 года. Безоговорочно, лучший пост-пандемийный. Dorna удалось показать всем, что чемпионат растет, а промоутер не боится экспериментов. Это и сыграло в пользу приобретения MotoGP той же компанией Liberty Media.
Что в итоге покупает Liberty? Какую аудиторию она присовокупит к своему портфолио в 2025 году?
Два года подряд MotoGP прибавляет в телевизионной аудитории и достигла к 2024 году глаз и ушей зрителей из 208 стран.
По статистике Dorna, в среднем каждый этап Гран-При в этом году посмотрели по телевизору или на мобильной платформе свыше 150 миллионов человек. Лояльная телевизионная аудитория оценивается Dorna в 420 миллионов человек. Общая, кто хотя бы раз увидел гонки MotoGP - в 500 миллионов.
Dorna традиционно делает ставку больше на живых зрителей на трибунах, отмечая очередной годовой рекорд: впервые в истории MotoGP на трибуны удалось привлечь более 3 миллионов человек
В 2023 году был достигнут предыдущий рекорд в 2,857 миллиона зрителей на трибунах, рост в этом году составил 15% с несколькими рекордами посещаемости всех времен, например, в Ле-Мане, на Sachsenring и Phillip Island. Во Франции, Германии и Таиланде суммарное количество пришедших на MotoGP закрепилось на отметке свыше 200 тысяч человек.
Посещаемость гонок MotoGP 2024 года
Чудо, как потеряв три этапа (Аргентину, Казахстан и Индию), Dorna Sports смогла выкрутиться и в ситуации с потенциальной потерей финала в Валенсии из-за последствий наводнения!
Чемпионат MotoGP продемонстрировал рост, хотя весь год находился в определенном кризисе неопределенности.
Вывод
Liberty Media чувствует большую долю уважения к Кармело Эспелете и его команде, поэтому уверенно заявляет, что MotoGP остается самым недооцененным событием в мире моторного спорта.
Сделку по приобретению Dorna американцами никак нельзя называть простым поглощением: Liberty действительно покупает серьезный актив, даже если это яблоко немного червивое. Разбираться с этим еще придется некоторое время.