МОТОГОНКИ.РУ, 2 ноября 2022 - Итак, близится развязка, финал сезона-2022, и мы скоро узнаем, кому в MotoGP жить хорошо. С 2021 года идет большое обсуждение, почему Маэ и Куартараро затребовали с Yamaha фантастический гонорар в 10 млн евро за сезон, чтобы продлиться на следующие два года.
Фабио Куартараро, чемпион MotoGP 2021 года
Основы аспортивной психологии
Моей позицией всегда была такая: запрошенные (рекордные) деньги - гарантия и подушка безопасности для Фабио и его менеджера от провала миссии; в миссия была изначально невыполнимой. Взятие титула в 2021 было необходимой целью для выполнения условий Куартараро-Маэ в переговорах с Yamaha, поэтому она достигнута на 100%. Остальное не играет роли. При любом исходе чемпионата 2022 года, - сохранит Фабио титул или потеряет, - он останется при своих деньгах и положении, а для современного западного человека это единственная цель в жизни - остаться при деньгах!
В этом кардинальное различие с японской философией, в которой главное не деньги, а превосходство
Куартараро не нужно превосходство над соперником, поскольку его жизнь уже обеспечена - в этом заключается основа его аспортивной или анти-спортивной психологии. Он делает свою работу достаточно хорошо, однако, до уровня самоотверженности Марка Маркеса и его преданности Honda ему далеко. Фабио рассматривает MotoGP, как обычную работу и легко сохранит хорошие отношения с коллегами-соперниками: от демонстративной победы над ними или конфронтации в его жизни ничего не зависит.
Фабио идет по пути Хорхе Лоренцо, видя, что положение наемного работника, сотрудника, «одного из многих» сохраняется, и японцы не спешат менять свое отношение, даже после того, как француз вернул им Корону в 2021. Для них он был и остается очень качественным приложением к прототипу. Так они потеряли Валентино Росси в конце 2010 года, на чем реальная эволюция YZR остановилась. Но Фабио не нужны лавры Великого и Ужасного, ему достаточно денег.
Хорхе Лоренцо и Фабио Куартараро уже проявили свою истинную сущность
Отношение Лоренцо и Куартараро к своему делу - это плохо или хорошо? Хорошо для них, поскольку они верят в свой путь и в то, что их ждет светлое беззаботное будущее «после MotoGP». Плохо для спорта, потому что мы теряем изюминку и традиции: романтика спортивного противостояния в MotoGP давно деноминирована усилиями генерального промоутера... Созданы все условия для того, чтобы Большие Призы стали проходным двором, а не храмом мотоспорта - что и происходило с 2016 по 2021 год, и заставило FIM о чем-то задуматься.
Чемпион чемпиону - рознь
К слову, то, как были добыты титулы 2020 и 2021 годов в MotoGP очень много о чем говорит. Жоан Мир стал чемпионом с Suzuki, поддерживаемый командой и заводом, но он не стал от этого сильно богаче. Ему придется продолжать карьеру в MotoGP, чтобы заработать достаточно денег для безбедной старости. Мир чувствовал и чувствует свою неполноценность после стремительной утраты Короны в следующем году: он осознал, что это был «не его» титул.
Противостояние между Куартараро и Баньяей никогда не будет слишком жестким
Усилия, приложенные Куартараро в 2021 году, привели к победе вопреки возможностям Yamaha. Фабио провел над собой грандиозную работу после тотального поражения в конце 2020 года, когда он с позиции лидера чемпионата провалился на 5-е (!!!) место по итогам сезона. В 2019 и 2020 годах он был спортсменом больше, чем бизнесменом. Но понял, что кое-что в схеме является лишним - это слишком личное отношение к результатам.
В 2015 году, после выстраданной (или украденной, как считают некоторые) победы над Валентино Росси в Валенсии в душе Хорхе Лоренцо тоже произошел надлом. Точно такой же, как в Маньи-Куре в 2012 году был у Макса Бьяджи. Лоренцо и Бьяджи - оба пережили страшный момент, когда цель достигается слишком дорогой ценой на грани нервного срыва, потери лица и т.д. Возможно, Фабио вовремя это осознал, и выбрал иной путь. Но скорее, у него был разговор с Хорхе тет-а-тет, в том числе, на эту тему. Не даром, в паддоке они достаточно близки и Лоренцо был одним из первых, кто поздравил Фабио с титулом в Мизано.
El Diablo не только в деталях
В 2021 году Фабио Куартараро уже удалось доказать навязанную им и Эриком Маэ теорию, что пилот имеет первостепенное значение. На это хорошо поработали различные СМИ, лояльные журналисты и некоторые другие, кто не верил в шансы Фабио, но всё-таки объявил его в конце концов Королем, а титул, добытый в 2021 - «его титулом».
Авторы титула 2021 года - не Yamaha, а Фабио Куартараро и Ко.
Разница между «его титулом» и «титулом Yamaha» проста: когда из четырех гонщиков за подиум и победу способен бороться только один, а остальные терпят фиаско и только жалуются, очевидно, что у мотоцикла есть недостатки, и тогда победа в чемпионате это еще и победа на байком! Куартараро, путем сложнейших манипуляций и следования командной стратегии удалось добиться почти невозможного. Из-за нехватки динамики и усложнившихся условий пилотирования, ему удавалось сохранять длительное время преимущество - и взять титул, благодаря стабильности и безошибочности (свойства пилота), а не преимуществ в чистой скорости, райдабельности или надежности (свойства мотоцикла).
Отличие ситуации Yamaha от ситуации в Ducati в том, что итальянский инструмент теперь настолько хорош, что работает в любых руках
За весь сезон 2021 года Куартараро допустил только три промаха, причем, один раз - намеренно (в Портимао). Ошибка в Хересе, из-за которой он с позиции лидера откатился на 10 позиций назад и финишировал только 13-м, была большим сигналом для Yamaha: как показал анализ, обвал темпа произошел за 7 кругов до финиша из-за перегрева передней покрышки и резкого роста давления в колесе - проблема, которая преследовала пилотов Yamaha на протяжении всего сезона-2022 и ее решенная до сих пор! Если помните, в том же Хересе, но в этом году Куартараро сравнил ситуацию с ездой на «колесах, обутых в жевательную резинку»: он не имел ни шанса для атаки на Баньяю, возглавлявшего гонку - ему пришлось держать дистанцию от лидера, чтобы сохранить темп. Таким образом, это также удалось списать на недостатки YZR-M1, а Куартараро - он всё делал правильно, «не мог сделать больше».
А вот, в Портимао, чтобы показать Yamaha, что он не может прыгнуть выше головы, ему пришлось упасть. Это произошло в одном из самых медленных поворотов Autodromo do Algarve, когда Фабио оказался зажат в "коробочку" из двух Ducati: Куартараро знал, что упадет на торможении именно там, и он знал, в какой момент это может произойти и почему. Он предупреждал об этом команду, но в Yamaha его попросили «сделать всё возможное», и француз исполнил обещание - чтобы не ударить в грязь лицом, ударил мотоциклом об асфальт!..
Третья потеря очков произошла в Каталонии после странного разоблачения, когда Куартараро на ходу расстегнул комбинезон и выкинул защиту груди, рискуя дисквалификацией за нарушение правил безопасности MotoGP. Всё произошло из-за того, что Куартараро не стал надевать в тот жаркий день термобелье, из-за чего защитный щиток провернулся, натер ему грудь и стал доставлять жуткий дискомфорт.
Погоня за Баньяей в Хересе - без шанса на обгон
Куартараро не мог доминировать в чемпионате чисто физически, и его постоянно обкрадывали соперники - Жоан Мир, Джек Миллер (дважды), Жоан Зарко (трижды), тот же Марк Маркес трижды лишал Фабио ценных очков. Средний результат с учетом потери очков в Хересе и Барселоне - 3.9 (то есть, 4 место), но если исключить "ошибки" Yamaha, то результат сразу же выглядит на порядок лучше - 3.3 (что ближе к 3-му месту в среднем). И снова, как бы доказательство: Ducati и Honda прогрессируют, Yamaha - нет, но Фабио вытягивает ситуацию на своих плечах.
Задумываются ли в Yamaha, что происходит?
В 2022 удалось, наконец, сформулировать и вывести список главных проблем Yamaha YZR-M1, которые не позволяли всем гонщикам завода «поехать, как Фабио». Надо отдать должное Куартараро, он был достаточно настойчив в попытках, чтобы его хотя бы услышали. В конце концов, четче других, итог подвел Кэл Кратчлоу в своем комментарии после Гран-При Малайзии: как только M1 попадает в плотную группу, сразу теряет все свои преимущества из-за роста давления в переднем колесе; стоит покинуть группу, как пилоты Yamaha тут же возвращают уверенность и незамедлительно ускоряются. Суть проблем с пропажей держака - в перегреве из-за слипстрима. Единственное решение сегодня - это попытка вырваться на "чистую воду", то есть, возглавить группу или гонку, либо ехать на достаточном удалении от впереди идущего соперника для обеспечения охлаждения колес, а в этом ситуации совершить обгон нереально. Нехватка пиковой скорости двигателя M1 приводит к невозможности реализации плана по выходу в лидеры гонки, круг замыкается - борьба физически невозможна. Все жалобы Фабио образца 2021 года обрели реальный вес.
Фабио Куартараро становится ценным персонажем не только для Yamaha, но и для Dorna
В этой ситуации Куартараро умудрялся сохранять лидерство в чемпионате MotoGP практически весь сезон 2022 года, а утратил его только в Австралии. Это было ожидаемо, прогнозируемо и регулярно обсуждалось в паддоке и в СМИ. Фабио - маг-волшебник, герой, который чудом спасал ситуацию все эти месяцы. Никаких изменений в прототипе за весь сезон 2022 года не произошло, что расстроило Куартараро в сентябре, на официальных пробах в Мизано: он-то ждал апгрейд еще в Хересе...
Происходит очень странная игра: с одной стороны, все понимают, что Yamaha топчется на месте - по сути, теряет вес; с другой, всех всё устраивает. Что вообще происходит?!
Почему на большинстве фотографий хитрый Куартараро выглядит довольным и улыбающимся? Потому что он такой жизнерадостный пацан? Нет. Просто Куартараро добился всех своих жизненных целей, поставив подпись над новым контрактом на 2023-24 год: ему даже продолжать карьеру после этого не потребуется. Он знает, что как бы плохо не шли дела у Yamaha, в его персональной канцелярии всё тип-топ!
Фабио Куартараро со своим менеджером Эриком Маэ
Yamaha в ловушке с того самого момента, как они согласились на условия Маэ: Фабио теперь может показывать любой результат, и если в этом не будет явных его ошибок (излишнего, неоправданного риска с последующей аварией или чего-то вроде "шоу с раздеванием", как в Барселоне 2021), ему это сойдет с рук - он уже навсегда останется чемпионом Yamaha. И до конца 2024 года Куартараро будет истинным Королем в команде, всё будет вращаться вокруг него. Не важно, будет ли достигнут результат или нет.
Почему всех всё устраивает?
Yamaha Racing попала в двойной капкан, потому что всю эту ситуацию обязательно нужно рассматривать с двух сторон - с точки зрения топ-менеджеров завода и с точки зрения менеджера проекта, а они могут различаться на 100%.
С точки зрения завода, проект Mission One по-прежнему конкурентоспособен, а это значит, что им не нужно выделять сверхбюджет для совершенствования прототипа или разработки нового, например, с двигателем V4, что обойдется еще в 40-50 млн и год-два разработки и совершенствования. Пока Куартараро может выигрывать гонки и лидировать в чемпионате, а Honda не доминирует в нем - ситуация приемлемая. Главное для любого японского завода - это если не тотальное доминирование, то оставаться №1 среди конкурентов по национальности, то есть, Suzuki и Honda, а эта задача выполняется.
Лин Джарвис, директор Yamaha Racing: в Валенсии нам потребуется небольшая помощь небес
С точки зрения директора проекта Yamaha в MotoGP Лина Джарвиса, ситуация катастрофическая. Возможно, будь Лин тем человеком, который распределяет бюджет, бросил бы все деньги на постройку нового байка. Но его ответственность в другом: он должен следить за результативностью проекта в целом, а пока у него есть Фабио Куартараро, заплатить ему - эффективней, чем перестраивать систему, создававшуюся 20 лет.
Что-то сделать придется после в 2023 года, но скорее всего, это уже не будет ответственностью Джарвиса - он достаточно давно на этом посту и вполне вероятно, что скоро захочет на пенсию. Лин уже намекал, что поработает еще пару-тройку лет, а потом посмотрит. Вполне вероятно, что их карьера с Фабио в Yamaha завершится одновременно, подобно тому, как в конце 2010 года вместе с Валентино Росси Yamaha покинул лидер проекта Mission One Масао Фурусава. У Масао была возможность продолжить работу на этом посту еще 2 года, но он выбрал отставку (Лин Джарвис всё это время выполнял роль менеджера - с 2002 года и по сей день).
P.S.
Если Фабио Куартараро выиграет Гран-При Валенсии (и не важно, как финиширует Пекко Баньяя), француз поставит Yamaha шах и мат - запишет и эту победу на свой счет. Кстати, как и у пилотов Ducati, у Yamaha есть градация бонусов за каждый подиум и победу, так что у Фабио есть пара мотиваторов для демонстрации своей суперсилы в финале 2022 года!