МОТОГОНКИ.РУ, 15 февраля 2023 - MotoGP вступает в новую эру в 2023 году. Еще в середине прошлого лета участники чемпионата и зрители свято верили, что перемены наступят в 2024, но в Dorna Sports и FIM решили ускорить процесс. Перемен в новом сезоне - масса, часть из них стали известны уже в августе, когда контракты с пилотами и командами были оформлены, что привело к паре недоразумений. Но похоже, что все вопросы с участниками Dorna удалось решить кулуарно, не вынося сор из избы. В этой серии публикаций на МОТОГОНКИ.РУ мы рассмотрим все самые важные перемены, которые ждут нас в сезоне-2023.
Сверхзадача: переводчик с кошачьего
Команда - это всё: сам по себе пилот не может изменить мир в наши дни. Это тренд. Уникумы, вроде Кейси Стоунера и Валентино Росси, способные за пару месяцев полностью сломать сложившиеся тренды, кажется, остались в прошлом. Но и за Стоунером с Росси стояли люди, которые обеспечивали им комфортный путь к достижению целей. Связка Валентино Росси и Джереми Бёржесса принесла Honda 3 мировых титула с 2001 по 2003 год, а затем 4 титула Yamaha в 2004, 2005, 2008 и 2009. Люди, работавшие со стоунером, сегодня есть и в Repsol Honda, и в Ducati Lenovo Team - они на вес золота, за ними охотятся все заводские проекты!
Ведь сегодня, чтобы стать чемпионом MotoGP, пилоту нужно гораздо больше, чем только талант. Это и безупречный прототип, и сильнейшая команда, стоящая за ним. Команда - это, прежде всего, ее шеф, который общается со своим пилотом на одном языке и понимает его с полуслова, чтобы передать механикам и инженерам необходимые инструкции уже на "их языке".
Например, у Жоана Зарко есть одна неярко выраженная особенность: француз слишком самокритичен и не привык требовать от своей команды чего-то сверх собственного понимания. Если у него есть проблема, Жоан потеряет массу времени на поиск ее в своей голове, прежде, чем обратится к шефу с требованием - поискать решение с их стороны. Об этом неоднократно говорил Марко Ригамонти, его шеф в Pramac Racing. Собственно, и сам Зарко признал это! Ригамонти не был с ним достаточно на одной волне, чтобы заглунуть вглубь тонкой души французского райдера и угадать, что он там скрывает за своими сомнениями. Однако же, шефу Зарко в Ajo, когда он стал 2-кратным чемпионом Moto2, это удавалось!.. И, - о чудо! - они воссоединились в 2023.
Устойчивые коллективы
В MotoGP сложилось несколько проверенных временем, устойчивых пар пилот-шеф, которые принесли командам титулы в прошлом.
MotoGP 2023: Марк Маркес и бессменный шеф его команды с 2010 года Санти Эрнандес
перейти в фотогалерею
Самой прочной такой парой является команда Repsol Honda - Марк Маркес и его бессменный инженер Санти Эрнандес, с которым Марк работает с первого дня в Monlau Competicion (еще до прихода в GP125). Все взятые Марком титулы - в GP125, Moto2 и MotoGP в равной степени принадлежат и Эрнандесу.
Вторая пара, которая существует не так давно, всего 3 года - это Фабио Куартараро и Диего Губеллини, с которым он боретя за титулы в MotoGP с 2020 года. Благодаря рассудительности и аналитическому уму Губеллини, Фабио не наломал дров в 2020 году, смог пережить катастрофическую вторую половину того сезона, воспрянуть и выиграть титул в 2021, а затем взяться за его защиту в 2022, зная о дефиците скорости и возможностей для атаки.
MotoGP 2023: при переходе в KTM Джеку Миллеру удалось похитить из Ducati своего шефа Кристиана Пупулена
перейти в фотогалерею
Но есть еще одна пара, которая сохранилась в 2023 году: Джек Миллер забрал с собой из Ducati в KTM Factory Racing своего надежного соратника Кристиана Пупулена, чему в Ducati Lenovo Team были не рады. Но Джек воспользовался своим правом - настоять на кандидатуре шефа команды, а Пупулен - своим (не продлевать контракт с Ducati).
Напарник Миллера по KTM Factory Racing - Брад Биндер тоже ничего не менял в своем коллективе с 2022 года, его шеф - Андрес Мадрид. Андрес, как и сам Биндер, - человек KTM, и он был назначен в команду Биндера в 2021, так что это будет их третий сезон вместе.
Кристиан Габаррини, который работал еще с Кейси Стоунером, а в 2019 году успел потрудиться в кооперации с Хорхе Лоренцо, теперь руководит гаражом Франческо Баньяи. Габаррини такой же ценный кадр, как и сам Пекко! В 2023 году они, конечно же, продолжили свое сотрудничество в рамках Ducati Lenovo Team.
В Aprilia Racing устойчивой парой остается Алеш Эспаргаро и его шеф Антонио Хименес. Один из ветеранов MotoGP, участвующий в чемпионате уже 35 лет! Он работал в 80-х с Рамоном Форкадой в заводских и околозаводских проектах Yamaha с Уэйном Рейни, в 2000-ных начинал работу в Yamaha Factory Racing (Marlboro Yamaha) с Карлосом Чекой и Максом Бьяджи, затем, в Movistar Honda и так далее. Хименес, несмотря на то, что родился в Бельгии, всегда оставался испанцем в первую очередь. Его особенность - многоязычность: он знает испанский (родной), французский (в совершенстве), фламандский (как второй родной), итальянский и английский, конечно же. Это помогло ему пробиться в топовые команды MotoGP и закрепиться там. Хименез был своего рода проводником между испанскими гонщиками и многочисленными итальянскими инженерами, которые массово стали вступать в команды Гран-При и для которых английский не был хорошо знакомым языком в 2000-ных.
С Хорхе Мартином в Pramac Racing продолжит работу Даниэль Романьоли, ветеран Ducati Factory Racing. Интересно, как сложится судьба этого союза, если в 2024 году Хорхе всё же перекупит Yamaha?..
С Франко Морбиделли в Monster Energy Yamaha MotoGP продолжит работу Патрик Приммер. Франко, конечно, предпочел бы остаться под опекой ветерана MotoGP Рамона Форкады, но того перенаправили на работу в команду разработчиков, посчитав, что почти 40-летний опыт Рамона там будет важнее.
Наконец, в VR46 Racing team не произошло изменений. Сохранилась пара Луки Марини и Давида Муньоса. Давид является одним из немногих молодых, но уже очень опытных шефов команд. Он пришел в команду Валентино Росси в Monster Energy Yamaha MotoGP, когда Росси отказался от услуг двух ветеранов Гран-При - сначала, Бёржесса, а затем и Сильвано Гальбуссеры. Гальбуссера был «человеком Yamaha», знавшим абсолютно все нюансы YZR-M1 и супербайка YZF-R1, но всё же уже в преклонном возрасте. В конце 2019 года, на тестах IRTA в Валенсии Росси назвал имя нового шефа - им стал Давид Муньос.
До того, Давид работал с Никколо Булегой в Sky Racing Team VR46 и очень хорошо зарекомендовал себя, как человек с открытым мышлением, способный предлагать нестандартные, но очень хорошо работающие решения. После завершения карьеры в MotoGP, Валентино Росси передал Давида Муньоса своему брату Луке.
Другой ветеран команды Валентино Росси - его постоянный инженер-телеметрист Маттео Фламиньи с 2022 года обслуживает Марко Беццекки. Надо отметить, что Фламиньи практически всю свою карьеру в MotoGP проработал в коллективе Росси, он вошел в нее сразу, как только она была создана в 2000 году.
Большие воссоединения
В 2023 году произошел ряд больших перестановок в заводских и частных гаражах. Во-первых, с закрытием Team Suzuki Ecstar освободился ряд первоклассных специалистов, которых незамедлительно разобрали - с руками оторвали! - хорошо знавшие их пилоты и команды. Но также боссы заводских проектов очень хорошо потрудились, чтобы "угнать" у соперников сильных специалистов.
MotoGP 2023: воссоединение Жоана Зарко с Массимо Бранкини, с которым он выиграл два титула в Moto2
перейти в фотогалерею
Начать стоит, наверное, с воссоединения Жоана Зарко с Массимо Бранкини. Интересная история! С Массимо Зарко работал в Ajo Motorsports и боролся за оба своих титула в Moto2, так что друг друга они знают прекрасно. После того, как Жоан ушел в KTM Factory Racing, ему назначили другого шефа, а Бранкини получил предложение от Ducati Corse, где работал в качестве технического эксперта (в офисе, преимущественно). Похоже, что Луиджи Даль'Инья и Паоло Чьабатти что-то планировали заранее: когда произошел разрыв между Зарко и KTM в 2019 году, и Ducati наняла Жоана, ему был предложен опытный шеф команды из ветеранов Борго-Панигале - Марко Ригамонти. Возможно, это был лучший кандидат для "брака" с Жоаном. Изначально, планировалось "выкупить" и Бранкини, но Ajo Motorsport, с которой у инженера был многолетний контракт, не согласилась отпускать своего специалиста в лагерь противника. И всё же, Даль'Инье удалось перекупить Бранкини у KTM. По документам Массимо работал в Ducati Corse техническим экспертом некоторое время, чтобы не привлекать внимание к "похищению". Но когда в конце 2022 года Ригамонти изъяли у Зарко, как бы случайно ему предложили Бранкини! Это очень хитрый политический и мотивационный ход со стороны Ducati, и последний шанс для Зарко - проявить себя и, наконец, взять победу в MotoGP с Ducati. Или... контракта на 2024 год у Жоана с Ducati пока нет!
MotoGP-2023: Первые тесты нового сезона - IRTA Valencia: Энеа Бастианини и его новый шеф Марко Ригамонти в Ducati Lenovo Team
перейти в фотогалерею
Марко Ригамонти перешел на работу шефом команды к новобранцу Ducati Lenovo Team Энеа Бастианини. Марко достаточно молод и быстро находит общий язык именно с новобранцами Ducati, предлагая им большой багаж готовых решений из собственной практики.
Ману Казо и Маверик Виньялес снова вместе! Они были хороши в Suzuki, теперь - в Aprilia
Маверик Виньялес из Aprilia Racing воссоединился со своим давним шефом Ману Казо, с которым работал в Suzuki и взял свою первую победу в MotoGP. Ману не стал разрывать контракт с Suzuki, когда Виньялес перешел в Yamaha. Но и Маверику тогда не дали выбора. В Team Suzuki Ecstar Казо работал с Алексом Ринсом, но когда Алекс получил приглашение от Honda, предпочел вернуться в гараж к Маверику.
По наследству
Все специалисты уровня шефа команды с опытом более 2-3 лет в MotoGP ценны, и разбрасываться ими никто не хочет. Перестановки внутри команд одного производителя - нормальное дело.
Итак, Алексу Ринсу в LCR Honda достался Давид Гарсиа. В прошлом году Гарсия в команды занимал пост ведущего телеметриста (гоночного инженера). Также, в команде Ринса (бывшей команде Алекса Маркеса) произошли перестановки среди механиков и инженеров, "с целью повышения общей производительности", как сказал Лучио Чеккинелло.
MotoGP 2023: Джакомо Гвидотти переведен из LCR Honda на роль шефа команды Жоана Мира в Repsol Honda
перейти в фотогалерею
Жоану Миру, ставшему напарником Марка Маркеса в Repsol Honda назначили опытного шефа, проработавшего много лет с LCR - Джакомо Гвидотти. Гвидотти последние несколько лет руководил командой Такааки Накагами, быстрейшего пилота HRC после Маркеса.
MotoGP 2023: Клауса Нёхлес их команды разработчиков Team HRC переведен на роль шефа команды Накагами в LCR Honda
перейти в фотогалерею
Самому же Такааки Накагами назначили нового шефа - Клауса Нёхлеса. Немецкий инженер был переведен в LCR Honda из состава заводской команды разработчиков Team HRC, где он работал со Штефаном Брадлем. Судьба Накагами в заводском коллективе Honda в MotoGP в целом висит на волоске, он рисковал потерять контракт уже в 2022 году, поскольку японцам нужен сильный фаворит среди азиатских гонщиков. Аи Огура из Moto2, боровшийся в 2022 году за титул чемпиона мира, дышит в спину соотечественнику и будет претендовать на его место в 2024.
Френки Каркеди, работавший в Team Suzuki Ecstar с Жоаном Миром, теперь стал шефом команды Фабио Ди Джианантонио в Gresini Racing.
MotoGP 2023: Алекс Маркес и Донателло Джаванотти - новая рабочая пара в Gresini Racing
перейти в фотогалерею
А Донателло Джаванотти, ранее работавший в ДиДжией, переведен в угол к новобранцу Gresini Алексу Маркесу.
Полная замена
Tech3 Racing, ставшая в 2023 году GASGAS Factory Team, объявила имена шефов своим новобранцам - Полу Эспаргаро и Августо Фернандесу перед тестами IRTA в Валенсии: Пол Треватан и Алекс Меранд.
MotoGP 2023: Пол Треватан переведен в GASGAS Factory Racing на роль шефа Пола Эспаргаро
перейти в фотогалерею
Пол Треватан работал с Мигелем Оливерой в KTM Factory Racing и решил остаться в заводском проекте Маттигхофена после ухода своего пилота. Треватан превосходно знает KTM RC16, коим является новый "прототип" GASGAS. К тому же, он хорошо знаком с Полом Эспаргаро по работе в KTM Factory Racing до того, как Пол принял [ошибочное?] решение - свалить в Repsol Honda на 2021-22 год.
MotoGP 2023: новобранец Августо Фернандес из GASGAS Factory Racing и его новый шеф Алекс Меранд
перейти в фотогалерею
Алекс Меранд, французский инженер из старого состава Tech3 и работал с предшественником Августо Фернандеса, Раулем - достался однофамильцу по наследству, что очень удобно: даже не надо будет переоформлять тренировочный блокнот!
Новый саттелит RNF Aprilia, также полностью обновивший состав пилотов и нанявший Мигеля Оливеру и Рауля Фернандеса, обеспечил гонщикам команды под руководством Джованни Маттаролло и Ноя Эрреры.
MotoGP 2023: Джованни Маттаролло - новый шеф команды Мигеля Оливеры в RNF Aprilia
перейти в фотогалерею
Назначение Джованни Маттаролло в команду к Оливере было решением Aprilia Racing: Маттаролло руководил командой Маверика Виньялеса в 2021 и 2022 годах и имеет огромный опыт работы с RS-GP - ценнейший кадр, который достался более перспективному гонщику!
MotoGP 2023: Рауль Фернандес и Ной Эррера продолжат работать вместе, но теперь в RNF Aprilia
перейти в фотогалерею
А вот испанец Ной Эррера - это выбор Рауля: Фернандесу удалось перетащить в RNF Aprilia шефа, с которым он работал в Tech3 в дебютном сезоне MotoGP. Фернандес привел Эрреру с собой из Moto2, а затем «выкупил» вместе со своим контрактом у KTM после жесткого "развода" в 2022 году.