МОТОГОНКИ.РУ, 1 апреля 2023 - Более-менее официальные отчеты по итогам тренировочного дня Гран-При Аргентины можно найти здесь: Обзор первого дня и ключевые комментарии пилотов MotoGP
Первый день Гран-При Аргентины прошел со значительно худшими показателями в среднем по паддоку, чем было в 2022 году, после того, как чемпионат MotoGP вернулся в Тукуман, на Termas de Rio Hondo после двухлетней паузы из-за ковидных ограничений и пожара в главном здании автодрома. Темп, как на новых, так и старых покрышках оказался хуже, в среднем, на 1 секунду, а то и больше.
Всё с ног на голову... снова!
Как и в Португалии, первый день в Аргентине может ввести в заблуждение: многие ожидания не оправдались. Почему, журналисты пытались выяснить, общаясь с пилотами MotoGP - ведь большинство из этих комментариев не могут попасть в официальные пресс-релизы команд, а также отчеты Dorna, поскольку могут навредить имиджу принимающей стороны и самих пилотов.
В первый день трасса оказалась в худшем состоянии, чем обычно. Ситуацию усугубил дождь, который начался в Термасе посередине FP1 Moto3. Трек, и без того грязный, стал еще более скользким. Надежды были именно на FP2, поскольку прототипы уже накатали свежие траектории, держак улучшился во всех классах. Но прорыва к новым рекордам круга, как в Портимао, не было даже близко.
Лука Марини из VR46 Racing Team и Джек Миллер из KTM Factory Racing уточнили основную причину, по которой большинство пилотов MotoGP не стали агрессивно атаковать на FP2: «После обеда подул невероятно сильный ветер. Думаю, мы подлетали к концу финишной прямой с наклоном байка градусов в 15, просто чтобы ехать прямо по траектории. Это не самое трудное, но осложнило работу» - сказал Миллер.
«Выход к 3-4 поворотам был сплошной катастрофой из-за комбинации огромных кочек и порывов ветра, что делало заход на вираж чрезвычайно опасным: ветер просто выпихивал байк на траву» - добавил Марини.
Держака не было в большинстве поворотов даже по сравнению с прошлым годом: «Сейчас здесь худшие условия по сравнению со всеми прошлыми сезонами, - добавил Джек. - Но поскольку мы все в равных условиях, это не является проблемой. Мы просто знаем, что держака нет, и вынуждены менять подход к работе. Как по мне, это даже прикольно: такая переменчивая природа делает эту трассу уникальной, необычной, и мне это даже нравится - такой, особенный вызов для нас всех».
Асфальт серьезно изношен
Марини называет главной проблемой (для себя и своей команды) существенное старение асфальта Termas de Rio Hondo. С подобными условиями команды MotoGP сталкивались на Circuit of the Americas в 2018 и 2019 годах, и Dorna запросила реконструкцию, потому что езда по COTA стала опасной. В Аргентине та же история:
«По сравнению даже с прошлым годом асфальт здесь испортился. Огромные кочки выросли в 3-м повороте, а также в 11-м, где из-за этого теряется масса ускорения - заднее колесо подбрасывает, электроника вмешивается. Приходится менять траектории на менее выгодные, зато более безопасные» - сказал Марини.
Алеш Эспаргаро, комментируя ситуацию на FP1 и FP2, уделил много внимания отсутствию держака на асфальте Термаса, но многое не попало в эфир. Он также акцентировал внимание на проблемах асфальта в 3-м и 11-м поворотах: «Да, там жуткие неровности и трещины. Можно легко потерять полсекунды только в этих двух точках: байк не ускоряется из-за того, что электроника ограничивает проскальзывание заднего колеса - оно вращается свободно после наезда на кочку, а затем просто не может зацепиться за скользкий асфальт!»
Нет шансов найти правильный сетап
Далее, пилоты MotoGP отметили, что уровень держака меняется в разных секторах автодрома. Хотя асфальт более-менее однородный, он одновременно и очень абразивный, и скользкий. Плюс, износ. И странные погодные условия. Всё вместе.
Эта особенность очень сильно влияет на темп прототипов, ход которых базируется на постоянном и плотном контакте колес с асфальтом, то есть, для короткобазных Yamaha, Honda и KTM. Длиннобазные Aprilia и Ducati страдают меньше из-за иного перераспределения веса и нагрузки на переднее и заднее колеса. Сказывается и использование более совершенных с точки зрения технологии систем занижения подвески, а у Aprilia и Ducati они теперь просто великолепны.
По этой причине, например, Фабио Куартараро не смог "поехать" в пятницу, используя свой особенный стиль - у него постоянно проскальзывало колесо, он просто не могло толкать байк вперед («no drive»). На торможении Фабио также страдал больше других из-за низкого зацепа. Тогда как Франко Морбиделли, использующий другую технику на точно таком же байке, считает, что сможет побороться за место на первых двух стартовых линиях в сегодняшней квалификации.
Разница в езде между двумя типами мотоциклов - которые едут на держаке, и которые могут спокойно скользить, сохраняя стабильность, - в точности прохождения виражей и торможении. Именно поэтому, Aprilia удалось опередить все Ducati - их шасси позволяет делать это чуть-чуть аккуратней. Год назад именно эта особенность помогла Алешу Эспаргаро одержать верх над Хорхе Мартином в дуэли, которая длилась 18 кругов подряд - Мартин промазал на 1 раз больше, и этого хватило для утраты шанса на победу.
Причем, сегодня Эспаргаро уверен, что их Aprilia RS-GP23 еще не настроен должным образом, и «всё еще плох», но другие настроены еще хуже, поэтому это «плохо» не так уж плохо по сравнению с другим «плохо».
«Мы определенно лучше, чем Ducati и... посмотрите, как страдает Фабио! Но это не значит, что мы готовы к схватке. Очень трудно будет лидировать в таких гонках, если условия сохранятся. Есть парадокс: чем агрессивней ты атакуешь, тем хуже у тебя темп» - заявил лидер FP2 Гран-При Аргентины.
Решение есть? Но не для всех!
Марко Беццекки предположил, что этот уикенд и это состояние Termas de Rio Hondo «надо просто пережить»:
«В Портимао был отменный держак в ходе уикенда, прямая противоположность тому, что мы видим здесь. Но это не катастрофа в целом, просто придется ехать иначе. Если ты не можешь агрессивно атаковать и нагружать front-end, придется переключится в режим расслабленной езды! Нам надо будет внимательно следить за расходом резины даже в спринтовой гонке. Надеюсь, у меня это хорошо получается».
Такааки Накагами из LCR Honda считает, что в данных условиях, у Honda RC213V появляется преимущество в борьбе с рядом соперников: «На торможении и в поворотах у нас неплохие позиции. Как раз из-за отсутствия держака, торможение и поворот на RC213V осуществляется легче, требуется меньше физических усилий. Этот трек был хорош для Honda в прошлом, и сегодня выглядит неплохо».
Ducati пока не переживают, потому что большинство из них, включая Баньяю, едут «в среднем неплохо».
Скорее всего, гонки на Termas de Rio Hondo пройдут по тому же сценарию, что и в прошлом году с одной лишь разницей, что "априлий" в схватке за подиум будет сразу две... против четырех Ducati, среди которых окажется и действующий чемпион, и прошлогодний претендент на Гран-При Аргентины Хорхе Мартин.