МОТОГОНКИ.РУ, 14 января 2022 - Основная особенно Дакара-2022 - меньшее официальное число сходов, которое было достигнуто, благодаря компромиссному подходу в отношении участников: даже эвакуация на бивуак теперь не является концом гонки! Участники получали многочасовой штраф, который ставил крест на гонке за призами, открывая возможность - починиться и вернуться на старт на следующий день, снова показывать выдающиеся результаты, но только в рамках отдельно взятого этапа.
Дакар не стал легче, просто спортсмены стали более опытными
Статистика соотношений финиша к старту впечатляет: процент сходов в 2022 году сократился до фантастических 14% по сравнению со стабильными 40-50% в прошлых редакциях «Дакаров». В реальности, «Дакар» не стал легче. Если добавить к статистики сходов все "компромиссные" штрафы, ясно, что на деле из гонки выбыла треть стартовавших (29%). Но и это хороший показатель для A.S.O.: качество конкуренции и спортивной подготовки команд выросло!
Класс СУ1 СУ12 факт
BIKE 145 124 118
CAR 88 74 61
QUAD 20 9 5
SSV 47 44 41
TRUCK 56 53 27
Всего 356 304 252
Но также гонка показала, что некоторые категории приходят в упадок - исчерпали себя по ряду причин. Это в первую очередь зачет квадроциклов (QUAD), но затем и зачет грузовиков (TRUCK).
QUAD
Категория квадроциклов - ровесница "нового", не африканского «Дакара»: ее ввели в зачет гонки по многочисленным просьбам южноамериканских участников в 2009 году, когда A.S.O. мигрировала ралли в Аргентину. Большинство гонщиков в этой категории всегда были из стран Южной Америки, где квадроциклы очень популярны, а условия для их эксплуатации просто идеальны. Но с годами класс не развивался. Многие райдеры перешли в другие категории, самые преданные пересели с одиночек на SSV (side-by-side) - двухместные мотовездеходы. Тенденция легко объяснима: трудно, очень трудно, во-первых, прилететь из Южной Америки в Саудовскую Аравию со своим квадроциклом; и еще труднее чувствовать себя уверенным в гонке с этим транспортным средством. Квадроцикл в условия ралли - это такой же серьезный спортивный снаряд, как мотоцикл. Переход в "командный" SSV обеспечивает решение двух вопросов разом и увеличивает шансы финишировать, плюс, физических усилий не требует.
Александр Жиро, лидер категории QUAD
В этом году сход в классе QUAD максимальный, но и на старте минимум, всего 20 участников. Класс будет существовать до тех пор, пока в него будут подавать заявки хотя бы 10 человек.
Особенно обидно, что добраться до финиша не смог россиянин Александр Максимов, который выходил в лидеры на двух этапах и мог реально претендовать на подиум по итогам гонки. Но - сход на СУ11, за день до финиша.
Итог - 5 квадроциклов, добравшихся до финиша без помощи эвакуатора:
1. Александр Жиро (YAMAHA RACING - DRAG′ON) - 47:26.25
2. Франциско Морено (DRAG′ON RALLY TEAM) +2:41.24
3. Камиль Вишневски (ORLEN TEAM) +2:44.55
4. Зденек Тума (BARTH RACING TEAM) +8:09.36
5. Карлос Алехандро Верса (VERZA RALLY TEAM) +19:10.05
TRUCK
56 грузовиков на старте «Дакара» впечатляет. Но есть нюанс: тотальное доминирование заводской команды «КАМАЗ-Мастер» было предрешено еще до старта: такой подготовкой, как спортивной, так и технической, не может сегодня похвастаться ни один соперник. Команда Де Роя выставила четыре IVECO в противовес четырем КАМАЗ′ам, но планы их на следующий год - разработка и переход на альтернативные силовые установки, что демонстрирует отсутствие интереса в Европе к соперничеству с российскими грузовиками. Гонщики «КАМАЗ-Мастер» провели абсолютно беспроигрышную гонку: на всех 12 спецучастках одержали победу, финишировав в ТОП-5 полным составом семь раз! Итог - ТОП-4 генерала TRUCK занят КАМАЗ′ами безоговорочно.
КАМАЗ-Мастер обеспечил себе победу на Дакаре-2022
Спокойствие и уверенность, с которой российской командой был пройден маршрут 2022 года, подчеркнуты минимальными штрафами, набранными за все 8000 км - это в сумме 7 минут на все четыре экипажа! За всю гонку проблемы возникли только у экипажей Шибалова и Каргинова, но были решены своими силами, причем, с минимальной потерей времени. Ближайшим конкурентом стал Ван Кастерен, замкнувший ТОП-5 с отставанием от Каргинова почти на 1 час 20 минут. Это шах и мат.
Положение в ТОП-7 зачета грузовых автомобилей:
1. KAMAZ - MASTER (Сотников/Ахметжанов/Ахмадеев) - 41:37.34
2. KAMAZ - MASTER (Николаев/Яковлев/Рыбаков) +0:09:58
3. KAMAZ - MASTER (Шибалов/Никитин/Татаринов) +1:11:11
4. KAMAZ - MASTER (Каргинов/Мокеев/Мальков) +1:49:55
5. PETRONAS TEAM DE ROOY IVECO (Ван Кастерен) +3:08:30
6. MAMMOET RALLYSPORT TEAM DE ROOY IVECO (Ван ден Бринк) +3:43:32
7. BIG SHOCK RACING (Масик) +4:44:11
...
CAR
В категории джипов все привычно: победу одержал самый опытный и целеустремленный экипаж TOYOTA GAZOO RACING Нассера Ал-Аттия, которому удалось побить легенду мирового ралли Себастьяна Лёба, выступавшего в этом году за команду BAHRAIN RAID XTREME. Бронзу увезет домой саудовец Ясид Аль-Раджи из команды OVERDRIVE TOYOTA. Россиян на подиуме и вблизи от него в этом году нет, но экипаж VRT TEAM под управлением Владимира Васильева замкнул ТОП-10.
Нассер Ал-Аттия выиграл свой 4-й Дакар
Два досадных схода в самом начале гонки (с возвращением, но также и с потерей колоссального количества времени) - у «Мистера Дакара» Стефана Петранселя и дебютанта ралли 2022 года, чемпиона World Superbike Карлоса Чеки.
Чемпион World Superbike Карлос Чека и его штурман все же добрались до финиша в Джидде
Петрансель в итоге добрался до 57-й позиции в генерале. Чека «сделал крышу» через день после старта, потеряв на восстановление своего багги Optimus 3 дня (72 часа штрафа) и финишировал в гонке 64-м. Но на отдельных этапах Карлос заезжал в ТОП-15! Есть ли будущее у этого приключения? Трудно сказать.
Итог ралли Дакар-2022 в категории CAR (генеральный зачет):
1. Нассер Ал-Аттия (TOYOTA GAZOO RACING) - 38:33.03
2. Себастьян Лёб (BAHRAIN RAID XTREME) +0:27.46
3. Ясид Аль-Раджи (OVERDRIVE TOYOTA) +1:01.13
4. Орландо Терранова (BAHRAIN RAID XTREME) +1:27.23
5. Жинье Де Виллерс (TOYOTA GAZOO RACING) +1:41.48
6. Куба Пржигонски (X-RAID MINI JCW TEAM) +1:53.06
7. Мэттью Серрадори (SRT RACING) +2:32.05
8. Себастьян Гальперн (X-RAID MINI JCW TEAM) +2:38.26
9. Маттиас Экстрем (TEAM AUDI SPORT) +2:42.11
10. Владимир Васильев (VRT TEAM) +3:02.21
...
SSV
Крайне досадным сходом завершилась гонка в 2022 году для Сергея Карякина: трудно представить, как два багги могут встретиться в лобовую, но факт, что именно так завершился для Карякина и Власюка СУ8 - посреди пустыни им повстречался другой Side-by-Side, двигавшийся прямо на них.
SSV - класс легких багги (мотовездеходов) становится все популярней
Победу в классе SSV одержал американец Остин Джонс из заводской команды Can-Am, у которого был очень близкий спор с партнером по команде Жераром Фарресом Гуэлем, а тройку лидеров замкнул литовец Рокас Бацюшка.
1. Остин Джонс (CAN-AM FACTORY SOUTH RACING) - 47:22.50
2. Жерар Фаррес Гуэль (CAN-AM FACTORY SOUTH RACING) +00:02.37
3. Рокас Бацюшка (SOUTH RACING CAN-AM) +0:15.18
BIKE
Наконец, мотоциклисты... Самый массовый и доступный класс на ралли «Дакар», но при этом самый технически и физически сложный. Из 145 допущенных на старт две недели назад до финиша доехали своим ходом 124 байкера, но за результат из них смогли бороться только 118 человек. В целом, это неплохой результат, учитывая, что в разные годы процент сходов здесь достигал 50%.
Yamaha и Honda подобрались вплотную к победе за два дня до финиша Дакара, но проиграли спор с Сандерлендом
Гонка 2022 года была отмечена новой стратегией KTM GROUP - разделение своих сильнейших гонщиков на пары и зачисление их в заводские команды KTM, GasGas и Husqvarna, что делало гонку практически беспроигрышной для Маттигхофена. А главным конкурентом снова была четверка заводских Honda. С первого этапа маттигхофенские рванули вперед, тогда как пилоты Honda вдруг замешкались. Но, этап за этапом, четверка красных CRF450 Rally стала светиться на ТОП-3. Практически всю гонку в пятерке доминировали представители KTM/GasGas, и к экватору в Рияде три гонщика KTM GROUP замкнули на себе призовую тройку. Тогда казалось, что вот именно в такой конфигурации они и доедут до финиша. Но нет! Дакар остался Дакаром, и в самый неожиданный момент один из претендентов - Даниэль Сандерс выбыл из гонки. За ним последовал и Кевин Беньявидес, которого KTM Factory Racing переманила к себе из HRC. Прайс надопускал ошибок в последние три дня, так что откатился назад...
Сэм Сандерлен стал 2-кратным победителем Дакара в классе мотоциклов, теперь с GasGas
Стабильно проехал все 12 этапов только один представитель группы - пилот GasGas Сэм Сандерленд, выигравший «Дакар» в составе заводской KTM в 2017. Сандерленд возглавил гонку 2022 года в середине первой недели. И хотя он уступал 1-ю строчку несколько раз паре соперников, к решающему дню гонки, СУ11 британец вернулся и закрепился на позиции лидера.
Пабло Кинтанилья - ближайший преследователь Сандерленда
Одновременно с этим, заводские Honda пошли вперед, и самым стабильным из них оказался новобранец Monster Energy Honda Пабло Кинтанилья. Хороший ритм помог ему подобраться вплотную к призовой тройке в последние дни и выйти на 2-е место после СУ11. Пабло сделал все, от него зависящее, чтобы финишировать впереди Сандерленда в Джидде, и все-таки ему не хватило 3-х минут для полной победы.
Адриен Ван Беверен из заводской команды Yamaha возглавил генеральный зачет BIKE на Дакар-2022 за 3 дня до финиша
Очередным разочарованием, но одновременно и грандиозным прорывом завершилась гонка для заводских райдеров Yamaha. Адриен Ван Беверен вырвался в лидеры гонки за три дня до финиша и мог побороться за историческую победу, но увы, потерял слишком много времени за день до финиша - и провалился на 4-ю позицию, где и завершил 44-ю редакцию Дакара. Его партнер, американский кроссмен Эндрю Шорт замкнул ТОП-7. На сегодняшний день это один из лучших (в целом) результатов на Дакаре для Monster Energy Yamaha Rally Team.
Данило Петруччи на ралли-марафоне Дакар
Нельзя обойти вниманием блистательный дебют на ралли «Дакар» бывшего пилота MotoGP Данило Петруччи. Свое приключение он получил в качестве бонуса от KTM и персонально от Пита Байера: Петруччи вошел в состав заводской четверки Red Bull KTM Factory Racing, только в цветах саттелита из MotoGP - Tech 3. За всю гонку Петруччи допустил только одну большую ошибку, причем, сразу, на СУ2: из-за перегоревшего по какой-то причине предохранителя, отвечавшего за работу бензонасоса, итальянец встал посреди пустыни. Не сумев найти такую простую неисправность, Петруччи был вынужден запросить эвакуацию и присоединиться к группе райдеров, кому Дирекция позволила вернуться на старт через громадный штраф. После, Петруччи дважды финишировал в ТОП-3 на последующих этапах и вошел в историю мирового мотоспорта, выиграв СУ5 - он стал первым победителем Гран-При MotoGP, сумевшим выиграть и этап на «Дакаре». После дня отдыха Данило остепенился и сбавил темп, понимая, что борьба за достойный результат для него завершена - он уже всем доказал, на что он еще способен. Петруччи завершил гонку на 90-й строчке генеральной классификации.
ТОП-10 зачета мотоциклов на финише ралли «Дакар»:
1. Сэм Сандерленд (GASGAS FACTORY RACING) - 38:47.30
2. Пабло Кинтанилья (MONSTER ENERGY HONDA) +0:03.27
3. Маттиас Валькнер (RED BULL KTM FACTORY RACING) +0:06.47
4. Адриен Ван Беверен (MONSTER ENERGY YAMAHA RALLY) +0:18.41
5. Хуан Барреда Борт (MONSTER ENERGY HONDA) +0:25.42
6. Хосе Игнасио Корнехо (MONSTER ENERGY HONDA) +0:38.06
7. Рики Брабек (MONSTER ENERGY HONDA) +0:46.04
8. Эндрю Шорт (MONSTER ENERGY YAMAHA RALLY) +0:46.08
9. Мейсон Клейн (BAS WORLD KTM RACING) +0:49.07
10. Тоби Прайс (RED BULL KTM FACTORY RACING) +0:49.20
...