МОТОГОНКИ.РУ, 8 декабря 2024 - Статистика продаж автомобилей в Китае показывает, что рост производства электромобилей в Поднебесной пока коррелирует с потребностями локального рынка: каждый третий проданный в 2024 году авто в Китае был электрическим. Но причина у этого роста не очевидная.
Ситуация сложилась так: после введения 100% заградительных пошлин в США и заявлении об аналогичных в ЕС, большинство произведенных в Китае электромобилей остались в стране и были пущены на внутренний рынок с неплохим дисконтом. В 2023 году в Китае действует большая программа государственной поддержки, на это было выделено более 500 миллиардов юаней, что хорошо мотивирует потребителей.
Сейчас идет активное насыщение внутреннего рынка. Но как только этот процесс завершится, ситуация вновь изменится, и китайским производителям некуда будет делать вал продукции - Европа и США не примут излишки по прежним ценам
В то же время, уже образовался второй тренд - побочный эффект, о котором трубят все биржи: спрос на нефть со стороны Китая резко сократился, что на себе уже почувствовали трейдеры. В то же время, Россия нарастила поставки нефти в Китай в 2024 году на 11% и останется ключевым партнером в этой области.
Эксперты полагают, что оба тренда являются временным явлением и не продлятся более 12-18 месяцев. Вслед за насыщением рынка последует спад продаж электромобилей, перепроизводство и затоваривание рынка уже в самом Китае. Первые сигналы должны поступить к маю-июню 2025 года. Затем, должен последовать рост спроса на нефть, поскольку возрастет потребление энергии, а ее в Китае по-прежнему производят в основном традиционными способами.
Вряд ли всё это поможет европейским автомобильным концернам выбраться из сложной ситуации с продажами, но однозначно создаст новый коллапс на рынке, на этот раз, уже в области производства "зеленых" автомобилей.
По аналитике KPMG, доля китайских электромобилей на европейском рынке превысит 15% в 2025 даже после вступления в силу новых пошлин, потому что китайцы смогут дать дополнительный дисконт, благодаря субсидированию. И им придется искать новые рынки сбыта, чтобы поддержать уровень производства. Проблема коснется крупнейшего производителя электромобилей Китая BYD, тоже Li Auto, Nio и Xpeng.