МОТОГОНКИ.РУ, 20 сентября 2009 - Вместо предисловия: когда в июне 2009 года впервые зашла речь о сдаче в долгосрочную аренду двигателей гранприйных прототипов, японские компании взяли таймаут на обсуждение. Заводы Honda и Suzuki прямо заявили, что это не входит в область их интересов. Yamaha колебалась. И только представитель Ducati в MSMA подтвердил свою готовность предоставлять движки Desmosedici всем желающим за них платить.
На встрече в Индианаполисе, вы сделали несколько интересных комментариев насчет снижения стоимости MotoGP - за счет сдачи двигателей в аренду. Вы также сказали, что никакие митинги и встречи на деле не смогут повлиять на реальную ситуацию, улучшить маркетинг и так далее...
Ливио Суппо: "Как я сказал, на этой встрече, мы говорили о технических аспектах MotoGP. Но ни одна комиссия не в состоянии понять, как помочь каждому производителю или команде найти деньги. В конце концов, мы могли бы сохранить по полмиллиона евро для каждого пилота, но на гонки все равно потребуются миллионы. И мы не можем гоняться за бесплатно. Вопрос цены всегда будет висеть в воздухе. Я уверен, что никто со стороны не сможет привлечь денег в этот спорт, кроме как маркетинговые департаменты. Ducati - бренд гораздо более сильный, чем японские. И мы проделали очень серьезную работу, чтобы достичь этого. Но это нелегко. Также и MotoGP, который очень силен в Италии, Испании, в Великобритании, благодаря BBC. Но в Германии и Франции у нас нет надежных партнеров, а ведь это страны, достаточно богатые на спонсоров.
"Если вы живете в Италии, вы уверены, что MotoGP - главный и чуть ли не единственный вид моторного спорта в мире. Есть масса других стран, где так не думают. Нам бы в этом направлении чемпионат развивать...
"За Формулой-1 стоит вся автомобильная промышленность и так далее. С маркетинговой точки зрения, провести гонку Формулы-1 проще, так как она гарантирует успех - чемпионат больше, автомобилистов больше, денег больше. И это привлекает больше зрителей. MotoGP гораздо скромнее, но, слава Богу, тут гораздо больше действия и зрелищности. Чтобы это показать людям, нужно время. Нам нужен рост. Нам нужные местные герои, чтобы страны начали сходить с ума по ним, и по нашему спорту.
"Я имею ввиду, что так же как у маленького мальчика, глядящего на Панатту [Адриано Панатта - профессиональный теннисист из Италии, звезда спорта 70-х] играющего в теннис, рождалось желание стать лучшим в мире теннисистом, у другого, в другой стране, глядя на местного пилота MotoGP, рождалось бы желание сесть на байк и выиграть чемпионат. Когда Альберто Томба выигрывал кубки, вся Италия каталась на лыжах. Федерика Пеллегрини проделал огромную работу - плавательные бассейны были переполнены желающими быстро плавать. Нужно находить новых национальных героев, и это часть маркетинга, развивающего MotoGP.
"Вот почему я считаю, что Moto2 - великая идея, потому что она даст возможность национальным чемпионатам развивать этот класс у себя, так же как раньше развивались GP125. Затем парни и девушки пересаживались на мотоциклы класса Superstock, а это не лучший путь в MotoGP.
"Раньше, были чемпионаты в 250 и 500 куб.см. - на национальных уровнях. Вот о чем мы говорим. Но, как производитель, я уверен, что это надо отдать на поруки Dorna. Мы, как производители, изменить ситуацию не сможем. В конце концов, это наши общие интересы."
Многие считают, что сдача двигателей в аренду позволит создать новые, успешные команды. Ничего особенного: такое уже было, например, с Team Roberts, когда они брали у Honda двигатели и строили свои мотоциклы. Но сейчас они ушли.
Ливио Суппо: "Опять же - это лучше, чем ничего. Нам уже пора начать что-то делать. Найти какие-то позитивные моменты. Но прежде всего, многое зависит от цен на эти двигатели. Это же самая дорогая часть мотоцикла! Посмотрим, главное - начать."
А если это не приведет к снижению цен? Если двигатели не станут дешевле? Если команды столкнутся с теми же денежными проблемами?
Ливио Суппо: "Трудные нынче времена. Не только в MotoGP, у всех. Прежде всего, мы все надеемся на рост экономик. Не только в Гран-При. Если это произойдет, через несколько лет, проблем найти деньги и создать команду в MotoGP не будет. Это хорошее шоу, это отличное освещение по телику, его можно было бы еще улучшить. Но все равно - это отличные инвестиции. Так что, попытаемся настроиться позитивно, это поможет."
Сможет ли оказать на Ducati негативное влияние новое правило: шесть движков на сезон?
Ливио Суппо: "Этот вопрос лучше задать Филиппо [Прециози - генеральному конструктору Desmo], потому что, слава Богу, это уже не моя проблема. [Смеется]. Я не техник. Да, был им когда-то. Но, опять же, это новые инвестиции, новые затраты в то, чтобы в будущем (!) снизить затраты. В этом сезоне, мы уже потратили много денег, чтобы построить движок, способный выдержать три гонки. Пока он работает хорошо, если все пойдет по плану, мы сохраним деньги, и поможем сохранить их саттелитам. Но даже для заводской команды - это позитивные новости!"
В чем, по вашему мнению, основная проблема нынешнего MotoGP?
Ливио Суппо: "Мы слишком зацикливаемся на технических моментах. Надо делать шоу, а вместо этого, мы меняем регламенты чуть ли не каждый год. Все это влечет за собой невероятные затраты на переоборудование и переоснащение команд. О какой экономии идет речь, если мы должны создать новую команду разработчиков и пригласить новых испытателей? Переход на 800 куб.см. был ошибкой. Лучше бы мы оставили литровые мотоциклы и, если уж на то пошло, поставили бы на них глушилки, чтобы снизить скорость."
по материалам soup и других изданий
Первая часть интервью с Ливио Суппо: о Стоунере, Хейдене и Лоренцо