МОТОГОНКИ.РУ, 9 декабря 2024 - Любой, когда достаточно долго живет в европейских странах и связан с мотоспортом профессионально, знает, что гоночные команды меняют технического партнера чаще раза в 5 лет. Большинство команд, не связанных напрямую с дилерским мотобизнесом и продажей техники, словно маятник, качаются от одного производителя к другому, меняя пилотов вместе с техникой.
Yamaha активно взялась за возвращение команд под свою крышу в ADAC MX Masters
Это напрямую связано с программами поддержки, которые европейские представительства заводов запускают в начале каждого нового цикла развития своих проектов. Запустили в Pierer Mobility Group новый цикл развития своих брендов Husqvarna и GASGAS, включили в рекламный бюджет статью расходов на мотоспорт, и пошла волна смены техники в Германии, Франции, Италии и так далее - никакой политики, только бизнес: по этой программе представительства могут предоставлять командам мотоциклы почти даром, если не совсем даром, а некоторые команды, готовые нацепить на себя "официальные" цвета, получают еще и субсидии на развитие.
Ничего нового. Представительства Kawasaki, Yamaha, Honda, Suzuki и KTM - основных игроков на европейском рынке, у которых есть доля на гоночном рынке, действуют по одному учебнику. Цикличность программ каждой компании можно легко проследить с начала 2000-х. Когда Штефан Пире купил Husqvarna, в ADAC MX Masters как грибы стали появляться бело-синие команды, которые прежде никогда ни с Husqvarna, ни с KTM не имели каких отношений.
Валентино Росси и Хорхе Лоренцо представляют Yamaha R1 (2009) в Лас-Вегасе
Для Yamaha этот цикл особенно явно начался после 2004 года, когда в состав заводского проекта MotoGP вступил Валентино Росси. В 1999 году Mission One Project был создан, а в 2001 запущен в полную силу, Yamaha Racing получила большой бюджет для создания ряда новых технологий - сначала, для MotoGP, чтобы затем внедрить их в гражданской продукции. MotoGP и World Superbike использовались как идеальная рекламная площадка для демонстрации успешности новых разработок. Практически все эти разработки были затем внедрены в супербайк YZF-R1 модели 2009 года. С ним заводская команда Yamaha вполне успешно, хотя и без претензий на титулы выступала в World Superbike.
Циклы по принципу «1+5» повторяются регулярно: 2004-2009, 2009-2014, 2014-2019 и 2019-2024
Yamaha Motor Europe связывала все свои программные циклы по единому принципу - в кольцевых гонках и мотокроссе, потому что примерно в одно и то же время появлялись обновления и линейки YZ250F и YZ450F. Так, в европейских национальных чемпионатах по мотокроссу произошел массовый переход на Kawasaki и Yamaha в 2008-2010, а затем, выиграв четыре подряд титула в MXGP, KTM объявила свою «программу поддержки», и в 2014 случился отток коллективов под оранжевые купола. Позднее, под Husqvarna. А в 2021-22 и под GASGAS. Теперь ждем обратную тягу!
Антонио Кайроли стал мировой звездой с Yamaha, прежде чем уйти в KTM
С 2004 по 2009 год в Европе шла активная работа Yamaha по завоеванию сердец и умов внедорожной тусовки, прежде всего, во Франции, Италии и Германии. Все силы были брошены на доминирование в мотокроссе. Антонио Кайроли стал лицом компании, выиграв абсолютно всё - и чемпионат Италии, и чемпионат Европы, и чемпионат Британии, и чемпионат мира по Гран-При в классе MX2, чтобы затем стать и чемпионом MX1 (ныне MXGP). Затем, ожил завод KTM в Маттигхофене и первым делом запустил свою программу, вложив деньги в того же Кайроли.
Завоевания Yamaha 2000 и начала 2010-х оказались сильны, особенно, во Франции - там самая мощная группировка команд всех категорий и направлений
В 2009 году стартовала первая 5-летняя программа Yamaha, целью которой было продвижение на рынок флагманской R-серии (как R1, так и R6) и использован весь арсенал маркетинговых и продуктовых инструментов с новым лицом компании в виде Валентино Росси.
Цикл развития флагмана R1 должен был завершиться уже к 2015 году с появлением новой платформы CP3 (рядного 3-цилиндрового мотора), однако, в 2014 стало ясно, что создать равноценную замену 4-цилиндровому двигателю не удалось, и программу R1 продлили на 5 лет. Отказ от радикальных изменений в политике у Yamaha был связан с отсутствием конкуренции в самой массовой на тот момент категории Supersport, где для R6 просто не было альтернативы; в WSBK требовалось активное присутствие, а победа Разгатлиоглу над Рэем и Kawasaki в 2021 стала просто подарком YME. Но уже в 2022-23 годах появилась масса альтернатив, и это потребовало радикальной смены концепции со стороны Yamaha.
Джонатан Рэй со своим новым боссом по Yamaha Николо Канепой и владельцем PATA на EICMA-2024
Одним из столпов стабильности для всех японских производителей является постулат, что не надо делать резких движений без явной нужды; продажи на массовом рынке - на первое, а победы в гонках - лишь приятный бонус и хороший буст для маркетинга, но не обязательство
Уход многократного чемпиона WorldSBK Джонатана Рэя в PATA Yamaha из Kawasaki Racing никак не связан с его претензиями на титул, а лишь с завершением гоночной программы Kawasaki и запуском новой программы у Yamaha: Джонни - это просто новое лицо в маркетинговой программе YME.
Тем не менее, политика, которой руководствовались боссы Yamaha Motor Europe последние 12 лет, была почти беспроигрышной. Именно поэтому, человек, который так тщательно хранил традицию - Андреа Досоли в ноябре 2024 года был повышен с должности руководителя направления Road Racing до управляющего всем Motorsport Division, а его предшественник на этом посту, Паоло Павезио занял роль управляющего директора Yamaha Racing в MotoGP Лина Джарвиса.
Андреа Досоли, новый менеджер всего гоночного департамента Yamaha Motor Europe
Что Yamaha удалось создать за последние 10 лет, благодаря чему следующая пятилетка должна вернуть компании из Иваты былое величие?
Досоли и Павезио есть, чем похвастаться. Особенно, Павезио как боссу всего направления. Прежде всего, за это время ими было создано сразу несколько успешных программ развития молодежного спорта, как в кроссе, так и кольцевых мотогонках - это программы bLU cRU и R3 Cup. YZ bLU cRU стартовала в мотокроссе в 2015 году и к 2024 стала глобальной, она есть даже в Африке. А R3 bLU cRU, а также R3 Cup получили статусы Кубка Европы, а затем и Кубка мира по версии FIM, который теперь проводится в рамках World Superbike.
Если у KTM и Honda все программы развития юных дарований нацелены на Гран-При (построение пути в MotoGP) с жесточайшей селекцией в поиске избранных - своих будущих чемпионов, то программы Yamaha, начинавшиеся как массовые "школы", ориентированы на рынок серийной техники. Иными словами: рынок, на котором KTM и Honda играли последние 10 лет, очень-очень узкий; а Yamaha получила дивиденды незамедлительно, прежде всего, от FIM.
FIM Intercontinental Games 2024: если уровень мотоциклов одинаков, побеждает лучший гонщик
Желание Yamaha спонсировать программы развития FIM привело YME к подписанию сразу нескольких ценных контрактов с Международной Мотоциклетной Федерацией. Сейчас мы не говорим о классе Supersport - это отдельная тема. Прежде всего, Yamaha удалось внедрить на международном уровне два новых стандарта совершенно неспортивной техники - речь про Yamaha R3 и новом R7, которые 10 лет назад никто и сравнивать бы с мощными серийными прототипами не стал, теперь являются новым базовым уровнем.
Но FIM подвела под идею чисто спортивную основу: если соблюдать единый уровень конкуренции (единую техническую базу - монокубок, одинаковые ГСМ и электронику), то играть начинает мотивация и подготовка конкретного гонщика; а пиковые скорости и мощности уходят на второй план. Уравняв пилотов в технических возможностях, FIM на мировом и национальных горизонтах создала новый формат гонок для начинающих карьеру. Бюджетный. Доступный. Невероятно массовый.
Yamaha Racing Experience с Валентино Росси, Джонатоном Рэем и остальными звездами на Circuito de Jerez
В массовом секторе флагманских супербайков у Yamaha больше ничего нет из-за решения отправить YZF-R1 на свалку истории. Но замена, вероятно, скоро будет. Ее просто не может не быть. Вопрос, нужно ли это Yamaha: флагманский супербайк сложно продавать, он нуждается в постоянной рекламной и маркетинговой поддержке, вливаниях, демонстрации преимуществ и так далее.
Теперь в немассовом секторе - новый тренд: бутиковая программа Yamaha Racing Experience, напрямую связанная с продажей имиджа и прямой связи с легендами завода для тех, кому хочется большего, чем просто покататься на мотоцикле на трек-днях. Продать Валентино Росси вместе с Yamaha YZF-R1M, который он по сути и создал - вот прекрасное маркетинговое решение! У Ducati есть аналогичный продукт - DRE (Ducati Riding Experience), у Aprilia есть Aprilia Days. Yamaha просто взяла всё самое лучшее из этих двух концепций. И даже если R1 больше не производится массово, то на вторичном рынке этих мотоциклов столько, что официальным тюнингерам и дилерам R-Series работы хватит на следующие 10 лет.
Потусоваться вместе с Валентино Росси и Лином Джарвисом, двумя легендами MotoGP? Запросто: купите Yamaha R1 GYTR!
Наконец, вступление R9. Как бы в YME не пытались опровергнуть слухи о замене для R6, но очевидное было не скрыть. Yamaha R9 может стать новым массовым флагманом компании, не являясь по своей сути «супербайком».
Идея FIM Intercontinental Games - первой в своем роде серии соревнований по типу Мотокросса Наций, только на технической основе монокубка Yamaha R-серии - гениальна с точки зрения промоушена: на первом месте, вроде бы, пилоты, хотя их имена сегодня мало кому известны; на деле, на первом месте - FIM и Yamaha, затем, их партнеры. И ключевой элемент - шоу: гонки, где у 20 человек на старте абсолютно равнозначные мотоциклы, не могут быть скучными! В первой версии FIM ICG были только два класса - R3 (Supersport 300) и R7 (Supersport). Вполне вероятно, что следующая редакция будет логично расширена третьим - R9 (Superbike, например).
Наконец, вишенка на торте.
Участники bLU cRU вышли на церемонию FIM Awards 2024 наравне - и в одном ряду! - с чемпионами мира по MotoGP и World Superbike, Хорхе Мартином и Топраком Разгатлиоглу. Представляете, какой это должно иметь эффект?
Истории победителей мировых серий тиражируются из издания в издание: все они начали свой путь, либо в местных bLU cRU, либо в кубках R3...
Yamaha вступает в 2025 год, запустив свою самую масштабную программу развития за почти 20-летний период. Ее цель - быстро занять все пока еще пустующие ниши. А также, вероятно, занять нишу, которую освободит KTM Factory Racing в случае худшего сценария из-за банкротства и раздела KTM AG. Трудно сказать, готовились ли именно к этому аналитики из Иваты и Амстердама, но если нет, им несказанно повезло! Если да, то они просто молодцы.
MotoGP - это витрина, продает World Superbike
Фабио Куартараро, Monster Energy Yamaha MotoGP
Развитие ситуации в MotoGP также на руку Yamaha. Если в начале 2025 года тренд, заданный осенью сохранится, пилоты Monster Energy Yamaha MotoGP смогут биться за место в ТОП-5 и регулярно завершить гонки в ТОП-10, создавая хорошее давление на Ducati и Aprilia. Honda еще не готова к рывку на тот же уровень.
Если в MotoGP на следующие 2 года сценарий фактически определен, и Ducati гарантированно обеспечит себе 2 из 3 мест в тройке призеров по итогам чемпионата, то в категориях внутри World Superbike Yamaha готовит себе плацдарм для нового доминирования на следующие 3-5 лет.