МОТОГОНКИ.РУ, 10 ноября 2015 - Компания Bridgestone достигла совершенства, как и полагается японской компании - почти просветления в разработке и производстве прототипных шин для гонок за 14 лет непрерывного участия в чемпионате. Были сезоны достаточно трудных решений и реформ, но были и годы, проведенные в абсолютном согласии с пилотами и командами. Всегда найдется кто-то, кто будет ругать покрышки. К этому в мотоспорте привыкли. Но за 7 лет, которые Bridgestone исполняла роль единственного поставщика класса MotoGP, изменилось практически все. Японский производитель создал такой продукт, под который другие заводы стали модифицировать свои мотоциклы, а не наоборот.
Президент Bridgestone и будущий руководитель Motorsport Dept. Хироси Ямада (в центре) смотрят гонку MotoGP
Важные вехи
2002 год, Гран-При Японии, Suzuka Circuit - первая гонка, в которой приняли участие шины Bridgestone. Японский завод вступил в MotoGP после целого сезона предварительного тестирования, в котором принимал участие Джереми МакВильямс. В 2002 году он вышел на старт на борту 3-цилиндрового 2-тактного мотоцикла Proton KR команды Kenny Roberts Racing Team, напарником Джеззы был Нобуацу Аоки, третьим мотоциклом, обутым в Bridgestone, стал 2-тактный Honda NSR500 Тетсуя Харады. Джереми МакВильямс принес Bridgestone первую поул-позицию в том же году, 20 октября, на Phillip Island Circuit.
Джереми МакВильямс (#99) против Колина Эдвардса на Aprilia (#45)
В 2003 году шины японского завода стали использовать и другие команды, включая Pramac Honda, за которую тогда выступал Макото Тамана. Именно он первым из всех пилотов Bridgestone взошел на подиум, став третьим после Валентино Росси и Сета Жибернау в Гран-При Рио-де-Жанейро. Макото Тамада принес Bridgestone и первую победу, обогнав Макса Бьяджи и Никки Хейдена на той же самой трассе 4 июля 2004 года, уже на 4-тактном 990-кубовом Honda RC211V.
Bridgestone против Michelin: Шинные Войны в MotoGP
Победа Тамады стала первым эпизодом Шинных Войн, разразившихся в чемпионате мира в середине 2000-ных. Постоянный участник серии, французский завод Michelin увидел в лице нового игрока сильного соперника. Bridgestone стали развивать R&D департамент и основали специальный отдел, ориентированный на мотоспорт.
Сезоны 2005-2007 годов отметились многочисленными эпизодами, в которых именно шинники играли важнейшую роль в достижении нужных результатов тех или иных пилотов. Началась борьба за клиентов. Три из пяти заводов, включая Ducati, пересели на Bridgestone в 2005 году: Ducati Corse пересела на японские шины с Michelen, а Suzuki Racing и Fuchs Kawasaki подписали контракты после длительного сотрудничества с Dunlop. Официальный тест-пилот Bridgestone, работающий на Motorsport Departament в Японии, пилотировал Honda RC211V в поиске оптимальных характеристик шин для заводских мотоциклов HRC.
Джедаи 2000-ных, Tyre Wars: Росси и Стоунер - сделали Bridgestone единственным поставщиком MotoGP
Кульминацией Шинных Войн стал 2007 год, когда молодой Кейси Стоунер выиграл чемпионат на Ducati GP07 у Валентино Росси на заводском Yamaha M1, а сам Росси пару раз столкнулся с серьезными недоработками французских покрышек. Генеральный промоутер чемпионата всерьез поднял вопрос о возможности перехода серии на систему с единым поставщиком шин.
Получив серьезную оплеуху со стороны итальянской команды и австралийского пилота, после Гран-При Малайзии Росси заявил: "Yamaha тоже хочет пересесть на Bridgestone. Вместе с Масао [Фурусавой, директором Yamaha Factory Racing] - мы будем настаивать на этом, хотя завод явно намерен сохранить контракт с Michelin". Решение, на котором настаивала команда чемпиона, было окончательно принято, спустя две недели, в Валенсии. Валентино Росси пересел на японские покрышки и вновь доминировал в чемпионате в 2008, выиграв 9 из 17 гонок, хотя остальные пилоты Yamaha продолжали эксплуатировать шины Michelin, включая новобранца команды Хорхе Лоренцо.
Росси клялся, что переход на Bridgestone никак не связан с давлением со стороны Dorna на участников чемпионата о возможном введении Правила Одного Поставщика.
Наступление эры Bridgestone
Шинные войны закончились в одночасье в 2009 году, когда FIM и Dorna Sports объявили об изменении Регламента чемпионата и вводе Единых Шинных Правил с единым официальным поставщиком. Тендер, в котором также участвовал британский Dunlop, выиграл Bridgestone. Michelin отказалась принимать участие "в торгах", полностью покинув серию спорт-прототипов на 7 лет.
Введение цветовых маркировок шин - для большей зрелищности: чтобы было видно, кто и какой компаунд выбрал - элемент шоу!
Несмотря на устранение всех конкурентов, в Bridgestone сохранили философию доведения продукта до совершенства. К сезону 2011 года в чемпионате действительно наступила Эра Bridgestone: производители мотоциклов стали создавать шасси под покрышки, которые японский завод представлял на официальных предсезонных тестах, что серьезно изменило весь подход к проектированию прототипов: учитывая особенности новых каркасов и компаундов шин, Honda, Yamaha и Ducati меняли геометрию и детали мотоциклов, постоянно улучшая характеристики поворачиваемости и управляемости. Безопасные углы наклона мотоциклов MotoGP увеличились до 64 градусов относительно асфальта, чего не было прежде никогда и ни в каких других гоночных сериях. Из трех заводов только в Ducati столкнулись с большими проблемами, обусловленными существенным улучшением сцепных свойств (держака) на обоих колесах. В итоге, в Corse были вынуждены отказаться от концепта с жестким карбоновым монококом и прийти к "японской" схеме с рамным шасси.
100-ю победу в Гран-При шинники из Bridgestone отпраздновали в Misano World Circuit в 2012 году. Хорхе Лоренцо (Yamaha Factory) одержал победу над Валентино Росси (Ducati Factory) и Альваро Баутистой (Gresini Honda), а всего в 0.003 от подиума завершил гонку пилот Tech 3 Yamaha Андреа Довициозо.
Стиль Марка Маркеса с кручением мотоцикла вокруг переднего колеса - на ушах - был порожден шинами Bridgestone
За 12 лет в серии, 7 из которых японские шинники эксклюзивно снабжали паддок MotoGP покрышками, пилоты, использовавшие их вышли на старт 242 Гран-При, в 157 из которых стартовали с поул-позиций и одержав 159 побед. Взято 464 подиумов, а также 9 чемпионских титулов.
В апреле 2014 года компания Bridgestone заявила о завершении своего сотрудничества с MotoGP. В минувшее воскресенье, в Валенсии состоялось последнее Гран-При Bridgestone в Королевском классе. Со вторника, 10 ноября мотоциклы MotoGP будет снова обувать Michelin. С 2003 года стандартным размером колесных дисков в MotoGP является 16.5 дюймов. С 2016 года прототипы переходят на "серийный" размер 17 дюймов.
На счтеу Bridgestone BATTLAX 157 побед в Гран-При за 12 лет
Последний отчет
Bridgestone выпустила последний официальный бриф по гоночному сезону в воскресенье, 8 ноября 2015 года.
Согласно отчету, в 2015 году компания
- произвела и поставила более 9000 шин серии BATTLAX для тестов и 18 этапов чемпионата;
- представила на суд команд 27 различных конфигураций сликов и дождевых покрышек;
- помогла пилотам MotoGP установить 15 новых абсолютных рекордов круга на квалификациях;
- 11 новых рекордов Fastest Lap в ходе гоночных заездов;
- а также 12 новых рекордов времени проведения гонок.
Самым жарким в этом году стал уикенд Гран-При Каталонии: в ходе гонки температура на поверхности асфальта Circuito de Catalunya превысила +55С. Самым холодным был уикенд Гран-При Франции, где в середине FP3 был зафиксирован антирекорд - всего +13С на поверхности трека.