МОТОГОНКИ.РУ, 10 января 2025 - Honda праздновала 60-летие своей гоночной программы, благодаря которой компания стала великим мировым мотоциклетным и автомобильным брендом. Но за последние 5 лет гоночные проекты Honda пережили волну грандиозных взлетов и провалов, многие из которых связаны с возникновением парадоксальных ситуаций.
Краткая история HRC последних лет
Так, в Формуле-1 HRC полностью изменила свой подход к участию в чемпионате после сезона 2020 года, официально "закрыв" собственный заводской проект и передав все разработки своему партнеру, Red Bull Racing. Именно это решение привело к... доминированию Макса Ферстаппена и RBR в F1! В 2021 году Honda представила свою "последнюю" силовую установку RA621H, но до последнего момента внедрение ее не планировалось. Сомнения заключались в надежности, хотя и ожидалось, что двигатель будет значительно производительней предыдущего поколения. И все же, в марте 2021 года босс программы HRC F1 Тойохару Танабе сделал заявление, что компания передает Red Bull этот двигатель. Он оказался фантастически быстрым и привел Ферстаппена к заветному титулу, который голландец сумел легко защитить в 2022, затем, в 2023 и в 2024. Сейчас программа Honda и Red Bull Racing развивается по иному сценарию: вся разработка ведется кулуарно в собственном R&D Red Bull в Мильтон-Кейнсе (Великобритания), и хотя японские инженеры по-прежнему трудятся бок о бок с командой под руководством Пола Монагана, Honda больше не считает этот проект "своим". Впрочем, логотип компании украшает болиды Red Bull Racing, а Ферстаппен сохраняет чемпионство.
В MotoGP после 2019 года Honda пережила два крупных потрясения: во-первых, травму и последовавший за ней уход из заводской команды ставшего с ней 6-кратным чемпионом мира Марка Маркеса; а во-вторых, снижение конкурентоспособности всего проекта из-за стремительного взлета европейцев. Чтобы понять причины последнего, HRC понадобилось 3 года. Реальные реформы начались с запозданием: консервативный подход, принятый в Японии, сменил прогрессивный "европейский" лишь в середине 2023-го. Сезон MotoGP 2024 года для Honda был связан с радикальной перестройкой всего проекта, а Директор заводской команды Repsol Honda Альберто Пуч назвал его «сплошным научным экспериментом».
В 2024 году завершилась история легендарного сотрудничества Repsol и Honda
Перестройка Honda в MotoGP также означала полный отказ от прежних принципов подготовки к чемпионату.
До 2024 года он был ориентирован на интересы ключевых партнеров, прежде всего, Repsol; теперь Honda возвращается к идеям национального (азиатского) развития бренда
С 2025 года заводская команда HRC в MotoGP будет выступать в собственных цветах, под своим историческим именем Team Honda HRC MotoGP и с японскими партнерами, а в Королевский класс она привела нового азиата - тайского гонщика Сомкьята Шантру. Конечно, идеальным сценарием для Honda было бы взять японца Аи Огуру, сильнейшего воспитанника программы Honda Team Asia, ставшего чемпионом мира в классе Moto2, но его успела забронировала американская команда TrackHouse Racing.
Чемпион AMA Supercross Джетт Лоуренс
В мире мотокросса, суперкросса и ралли проекты Honda чувствуют себя более чем хорошо. После взятия трех из четырех ключевых титулов в AMA Supercross и AMA Pro Motocross, новый флагман проекта Джетт Лоуренс поставил жирную точку в суперфинале SuperMotoCross, став и чемпионом SMX. В MXGP заводская команда HRC во главе с Тимом Гайзером выиграла четыре Гран-При, Тим стал 2-м еще на 8-ми этапах, завершив сезон убедительной победой в своей гонке Мотокросса Наций (MXoN-2024), ушел на каникулы вице-чемпионом MXGP. На ралли «Дакар» заводская команда Monster Energy Honda HRC Team представлена невероятно сильным составом из пяти гонщиков-ветеранов, в чемпионате мира по ралли-рейдам FIM W2RC Honda доминирует в Кубке производителей четвертый год подряд.
В мире мототриала заводской проект HRC, где пилоты завода выступают на мотоциклах бренда Montesa, принадлежащего Honda Motor Co., официальная команда безоговорочно доминирует последние 15 лет, записав за собой в 2024 году 36-й мировой титул.
Honda Racing и Honda Motor Co. произвели очередной пересмотр приоритетов, чтобы усилить программы, в которых нужно ускорить развитие.
Мотоциклетная программа HRC 2025
Сезон 2024 года в MotoGP стал худшим в истории участия Honda в Мото Гран-При с точки зрения абсолютных показателей. Это стало следствием накопившихся за несколько лет проблем, связанных, прежде всего, с излишним консерватизмом HRC в подходе к гонкам. Ситуация признана критической. С другой стороны, ниже падать просто некуда, и теперь Honda может только подниматься наверх.
MotoGP
Программа Honda в MotoGP в 2025 году значительно усилена. Компания утроила число разработчиков прототипа RC213V, взяв на работу двух пилотов MotoGP высшего уровня. В европейскую команду разработчиков вошел Алеш Эспаргаро вместе с шефом своей команды Антонио Хименесом, а техническим директором проекта RC213V стал - впервые в истории HRC! - итальянский инженер Романо Альбезиано, создатель актуальной модели прототипа Aprilia RS-GP.
Новый технически директор Team Honda HRC MotoGP Романо Альбезиано пришел из Aprilia Racing
В японской команде место пилот-испытателя и разработчика RC213V занял Такааки Накагами. Оба гонщик - Накагами и Эспаргаро - завершили карьеру призовых пилотов MotoGP в конце 2024 года, так что они по факту являются носителями самых последних знаний. Кроме того, каждый из них имеет право, как минимум, на 5 выходов на старты Гран-При по wildcard в 2025 году.
Призовой пилот Team Honda HRC MotoGP Жоан Мир и новый разработчик Алеш Эспаргаро на тестах в Барселоне
Заводская команда в Королевском классе будет именоваться Team Honda HRC MotoGP: так она называлась в год своего формирования в 1994, перед тем, как на 30 лет стала Repsol Honda
Состав пилотов остается неизменным в 2025 году - это Жоан Мир и Лука Марини.
В MotoGP у заводского проекта Honda начинается новая жизнь
Саттелитной командой остается LCR Honda MotoGP, разделенная на два бокса - «европейский» и «японский»: в европейском проект строится вокруг француза Жоана Зарко, в японском - тайца Сомкьята Шантры, как и его предшественника Накагами, являющегося одним из лучших в Asia Talent Cup и программе Team Honda Asia.
Новобранец MotoGP Сомкьят Шантра
В Moto2 и Moto3 в полном объеме сохранены два проекта развития - Honda Team Asia, которую будут представлять Марио Аджи, Юки Кунии, Татчакорн Буасри и Тайо Фурусато.
World Superbike
В World Superbike продолжается активная разработка нового супербайка Honda CBR1000RR-R FIREBLADE SP, которую заводская команда Team Honda HRC ведет с 2021 года. В 2024 году был сделан очередной шаг в плане разработки мотоцикла, что позволило команде сконцентрироваться уже на достижении конкретных результатов.
Honda усиливает программу в World Superbike и Supersport
Состав команды остается неизменным - испанцы Икер Лекуона и Чави Виеха, оба выходцы из MotoGP. Целью на 2025 год ставится стабильная борьба за место в ТОП-3 - ТОП-5 на финише каждой гонки. Партнерской командой будет PETRONAS MIE Racing Honda с малайским гонщиком Закхваном Заиди и британцем Тарраном Маккензи.
В Мировом Супербайке Honda усиливает свою группировку, как в Премьер-классе, так и категории Supersport. Вместе с партнерами из Франции в World Supersport запущена поддерживаемая заводом команда Honda RACING World Supersport в составе француза Корентина Перолари и испанской чемпионки женского чемпионата WorldWCR Ани Карраско. Petronas MIE Racing Honda с двумя азиатскими пилотами - Каито Тобой и Сярифуддином Азманом получит большую заводскую поддержку. Обе команды будут выступать на обновленном Honda CBR600RR.
FIM EWC
Расширилась группировка Honda в чемпионате мира по мотогонкам на выносливость (FIM Endurance World Championship). В 2025 году четыре команды, выступающие в постоянном зачете FIM EWC, получили заводскую поддержку: помимо постоянного партнера HRC - F.C.C. TSR Honda France, это Wójcik Racing Team, MANA-AU COMPETITION и TATI TEAM BERINGER RACING.
Team Honda HRC выиграла Suzuka 8 Hours 2024 года
Также, ключевое событие сезона для Honda (и других японских мотоциклетных компаний) - 8-часовая гонка на выносливость Suzuka 8 Hours остается в приоритете, и для нее будет подготовлена заводская команда и особый мотоцикл на базе Honda CBR1000RR-R Fireblade SP. Состав команды формируется весной.
В 2024 году Honda уверенно выиграла Suzuka 8 Hours, в состав команды входил пилот MotoGP из LCR Honda Жоан Зарко.
Корентин Перолари, пилот Honda RACING World Supersport, также войдет в постоянный состав HRC - F.C.C. TSR Honda France и будет выступать в двух мировых сериях. Скорее всего, француз также получит приглашение на Suzuka 8 Hours в 2025.
Мотокросс, Суперкросс и Мототриал
В MXGP Honda заключила контракты на поддержку трех частных команд, которые усилят позиции Team Honda HRC, состав которой не изменится в 2025 году (Тим Гайзер и Рубен Фернандес).
MXGP: Тим Гайзер и Team Honda HRC
Заводскую поддержку получили JWR Honda Racing (Корнелиус Тоендель), TEAM HONDA SR MOTOBLOUZ (Кевин Хоргмо и Альберто Форато) и JM Honda Racing (Брент ван Донинк).
Партнером Honda HRC в классе MX2 (Валерио Лата и Ферручо Цанки) остается JM Honda Racing (Давид Брасерас и Ноэль Заноч).
Тони Боу, 19-кратный чемпион мира по мототриалу
Honda сохранит заводское присутствие в обоих чемпионатах мира по мототриалу - FIM Trial World Championship TrialGP и FIM X-Trial World Championship. Флагманом программы остается 19-кратный чемпион Тони Боу.
Team Honda HRC Progressive 2025 - AMA Supercross и Pro Motocross
В Америке сегодня вечером, 10 января стартует новый сезон AMA Supercross, в который Honda HRC Progressive врывается в прежнем составе из братьев Лоуренсов - действующего чемпиона Джетта и Хантера. В категории 250SX команду представят Ченс Хаймас и Йо Симода. В июне эти же составы пилотов переключатся на серию кроссовых гонок AMA Pro Motocross Championship, чтобы завершить год в суперсерии SuperMotoCross.
Ралли и эндуро
Наконец, раллийная программа Honda 2025 года уже стартовала в Саудовской Аравии, где полным ходом идет ралли «Дакар». В этот раз завод представлен пятью гонщиками, вот они: Пабло Кинтанилья, Рики Брабек, Скайлер Хаус, Адриен Ван Беверен и Тоша Шарейна, который на данный момент занимает уверенную 2-ю позицию в генеральной классификации BIKES, постоянно сокращая отрыв от лидера.
Honda активно участвует в развитии мотоспорта на мотоциклах с альтернативными источниками питания и следует собственному плану для достижения 100% углеродной нейтральности в 2040 году.
Тоша Шарейна - чемпион Кубка мира FIM E-Xplorer 2024
В 2023 году стартовал новый FIM E-Xplorer World Cup для мотоциклов с электродвигателями, Honda Racing вошла в него заводской командой с целью дальнейшей разработки и совершенствования кроссового прототипа CR ELECTRIC PROTO. На борту этого байка Тоша Шарейна уверенно выиграл Кубок мира 2024 года среди мужчин. Программа продолжится в 2025 году.
Программа автогонок Honda 2025
Формула-1 остается отдельной статьей в программе HRC: в 2025 году японская компания продолжит техническую и маркетинговую поддержку двух команд Oracle Red Bull Racing (RBR) и Visa Cash App RB Formula One Team (RB). Как объясняет HRC, японская сторона обеспечивает техническую поддержку разрабатываемой совместно силовой установки и производство ее компонентов, кроме систем, связанных с ESS (системой сбора и хранения энергии занимается Red Bull Powertrains).
Болид Red Bull Racing F1 Powered by Honda в Формуле-1
В мире автоспорта у Honda основной акцент на серии IndyCar, где американское представительство HRC USA является поставщиком моторов пяти команд - Chip Ganassi Racing, Andretti Global, Meyer Shank Racing, Rahal Letterman Lanigan Racing и Dale Coyne Racing. Флагманский пилот Honda из Формулы-1 - Такума Сато продолжит выступать в Америке, но пока неизвестно, в какую команду его определят в 2025 году.
Honda в IndyCar
В IMSA WeatherTech SportsCar Championship HRC выступает техническим партнером команды Acura Meyer Shank Racing, за которую едут два экипажа. В этой серии инженеры HRC USA обеспечивают техническую поддержку команды в классе GTP. В гонках на выносливость Honda акцентирует внимание, прежде всего, на создание собственного кадрового потенциала. Для инженеров HRC USA это лучшая школа совершенствования мастерства и сбора необходимых технических сведений.