МОТОГОНКИ.РУ, 10 января 2025 - Коллаборация Aston Martin и Brough Superior началась с идеи, родившейся в 2018 году.
Большая история
Aston Martin и Brough Superior - два британских бренда, сделавших англичанам репутацию педантов с тонким чувством стиля. Brough Superior Motorcycles была создана Джоржем Брау в 1919 году и сразу прославилась. Брау выбрал изящный стиль "Арт-деко", отличный от немецких "тележек". Модель SS100 1924 года стала первым мотоциклом в мире, преодолевшим порог скорости 100 миль в час (160 км/ч). Позже, Брау лично побил этот рекорд, разогнав обновленную версию SS100 до 130 миль в час (208 км/ч).
Немалую роль в популяризации Brough Superior сыграл британский искатель приключений, путешественник, археолог и дипломат Томас Эдвард Лоуренс - Лоурес Аравийский, получивший прозвище за свои авантюры на Ближнем Востоке. Лоуренс был страстным поклонником мотоциклов, популяризировал мотоспорт и имел семь различных модификаций SS100, на одном из них он рассекал по Аравийской пустые.
Тьерри Генриетт и возрожденный Brough Superbior SS100
Бренд Brough Superior был возрожден в 2013 году дизайнером Тьерри Генриеттом, открывшим новую фабрику в Тулузе. Он воссоздал стиль и исторического SS100, но оснастил его уникальным V-Twin современной конструкции. SS100 стал новой серийной моделью Brough Superior в 2016. А через год Генриетт получил звонок из Aston Martin с уникальным предложением.
Идею британской компании Генриетт реализовал в течение года, и уникальный мотоцикл был представлен на EICMA-2019, где я его впервые и сфотографировал живьем. Конкретно таких мотоциклов AMB 001 было создано всего 2-3 штуки: серийный номер «001/100» был показан в Милане.
Прошло 5 лет, и передо мной «095/100», брат близнец первенца. Но изучая фотографии 2019 года и сравнивая детали, я четко вижу, что «095» выглядит гораздо круче!
Дизайн
Генриетт прекрасно понял замысел Aston Martin. Прототип AMB 001 следовал идеям, воплощенным в гоночных Brough Superior типа Super Sport 30-х и 40-х годов. Это бросается в глаза, если смотреть на AMB 001 в анфас: геометрия, дизайн и профиль фронтального миниобтекателя намекает на номерные таблички гоночных мотоциклов середины XX века. Но во всем остальном это ультрасовременная... машина.
По замыслу, Aston Martin AMB 001 является шикарным трековым болидом, стилистически связанным с гиперкаром Valkyrie. Аэродинамическая концепция следует автомобильной линии S-Curve, в этом же стиле выполнены скрытые карбоновые винглеты, дающие непревзойденное прижимное усилие.
Стоит отметить, что в 2019 году винглеты еще не применялись массово в MotoGP или World Superbike, а в серийном производстве мотоциклов это было своего рода табу.
Генриетт стал новатором в этой технологии, сумев сохранить классический облик мотоцикла - серебряной пули, а не ракеты
Карбоновые элементы шасси и облицовок AMB 001 не выглядят чем-то вычурным просто потому, что это не самый дорогой материал, использованный при постройке мотоцикла. Карбон выглядит буднично на фоне потрясающего качества фрезеровки.
Алюминий, титан и их сплавы - вот главная составляющая Brough Superior / Aston Martin AMB 001: все детали двигателя и шасси изготовлены индивидуально из цельного алюминиевого блока по технологии фрезерования на высокоточных станках (CNC), крепежные элементы из титана
Фактура деталей заставляет трепетать сердце ценителя хирургической точности CNC-производства. Для фаната fine works любование и тактильные ощущения от контакта с AMB 001 - невероятное наслаждение.
Колесные диски тоже уникальны и вырезаны для Aston Martin AMB 001 из единого блока кованого алюминия.
Мотоцикл комплектуется покрышками Michelin Power Slick (120/70 R17 спереди и 200/55 R17 сзади), также изготовленными гоночным департаментом Michelin Motorsport в Клермон-Ферране (Франция) по спецзаказу.
Цвет
Цвет Aston Martin AMB 001 - отдельная тема для обсуждения. Мотоцикл с серийным номером «095/100», судя по документации, одна из шести дизайнерских - авторских спецификаций Тьерри Генриетта в цвете Sterling Green. Конкретно таких мотоциклов... судя по всему, был выпущен один. И вот почему.
Дело в том, что «001/100», представленный в Милане в 2019 году, хотя и заявлен как Sterling Green, имеет ряд важных отличий как самая первая из собранных машин: в нем меньше деталей, а те, которые есть, обработаны грубее иначе. Цвет мотоцикла на EICMA-2019 также более "простой", нежели многослойный перламутр на «095/100».
Цвет настолько сложный, что передать его, не зная заранее, каким он должен быть по дизайнерской идее (или по пантонам), почти невозможно.
Перед вами один и тот же мотоцикл, снятый в одном и том же помещении без дополнительной подсветки и вспышек, но на разных выдержках и с разных ракурсов.
В разном освещении, с разной выдержкой и с разных углов, он играет от пепельно-серого и сине-зеленого до глубокого синего.
На черном матовом покрытии двигателя фрезерованные и полированные алюминиевые детали - крышки воздушного фильтра и турбины, крышки двигателя выделяются как отдельные произведения искусства в составе сложнейшего натюрморта.
Технические решения
Возрождая серию Brough Superior SS100, Генриетт создал собственный 88-градусный V-Twin объемом 997 куб.см. воздушно-масляного охлаждения с характерными для V2 пульсациями во всем диапазоне оборотов.
Но на Aston Martin AMB 001 установлен не простой V-Twin от SS100, а двигатель, доработанный инженерами AMR и оснащенный уникальной низкоинерционной системой интеркулер-турбо с практически отсутствующим лагом при ускорении.
Это позволяет получать мгновенную отдачу от двигателя в 180 л.с. и делает 180-килограммовый мотоцикл одним из самых энерговооруженных мотоциклов, когда-либо выпускавшихся серийно - соотношение мощности к массе 1:1
Дополнительную надежность силовому агрегату придают приводная цепь ГРМ и шестерни из композитного материала.
*** Второе поколение AMB 001 Pro, выпущенное в 2022 году, получило двигатель на 225 л.с. при снаряженной массе 175 кг; теперь AMB 001 Pro является самым энерговооруженным серийным мотоциклом с соотношением мощности к массе 1.29:1, как у болидов Формулы-1
Шасси
Шасси Aston Martin AMB 001 состоит из составной рамы хребтового типа, к которой подвешен двигатель. По своей сути, двигатель является неотъемлемой частью алюминиевой рамы, к которой сзади крепится карбоновый подрамник с титановой внутренней структурой.
Алюминиевый маятник заднего колеса крепится к двигателю через сложный параллелограмм с прогрессией, ход заднего амортизатора составляет порядка 120 мм, амортизатор настраивается по уровню отбоя и преднатяга пружины.
Вилка, сходная по дизайну с Duolever, связана с моноамортизатором линками треугольной формы и имеет свободный ход 112 мм. Здесь также все элементы изготовлены из алюминия.
Уникальные тормоза
Специально для Aston Martin AMB 001 инженерами британского гоночного департамента была разработана своя тормозная система. Внешне, 4-поршневые суппорты, обхватывающие толстенные стальные диски диаметром 320 мм, мало отличаются от привычных, которые мы видим на топовых моделях современных супербайков. Единственные серийные элементы - это роторы и колодки Galfer.
Радиальные суппорты, их крепления и вся тормозная система создана инженерами гоночного департамента AMR по аналогии с их болидами Le Mans Series: механизмы имеют в своем составе высокоточные подшипники, обеспечивающие плавное движение рычага и филигранную работу радиального мастер-цилиндра.
Электроника
Минимализм и даже примитивизм управления Aston Martin AMB 001 - фетиш! Из привычных элементов управления в руках пилота - лишь выбор карт зажигания/питания (на правом клипоне) и понижение/повышение уровня трекшн-контроля (TC+/-) на левом. И всё!
Что осталось внутри - пусть остается внутри
Управляющая электроника Aston Martin AMB 001 и система изменения амплитуды турбо - know how гоночного отдела компании, реализованное в гиперкарах и машинах AMR Le Mans Series. *** Найти информацию о внутренностях и комплектации входящих в модуль блоков в открытых источниках не удалось.
Абсолютная бесключевая система
Самая необычная, деталь AMB 001 - его контрольная панель, которая... не является деталью мотоцикла, ибо она съемная. Потому что она объединяет в себе ключ, иммобилайзер и дата-логгер с программатором.
Контрольной панелью AMB 001 является... смартфон. Представленный публике 20 февраля 2019 года на презентации в Сан-Франциско Samsung Galaxy S10 олицетворял на тот момент все высшие достижения индустрии мобильной связи, такие как новейший процессор Snapdragon, модуль связи 5G, керамический корпус и яркий дисплей 6.1" с разрешением 3040 x 1440 пикселей. Но главное, S10 имеет оптимальные размеры, чтобы стать контрольной панелью для мотоцикла.
S10 прошит для использования в комбинации с Aston Martin AMB 001, но может использоваться и как смартфон - в нем все приложения Android. Кроме одного: приложение Aston Martin, которое автоматически соединяется с мотоциклом при включении и привязано с прошивке. Таким образом, мотоцикл "узнает" хозяина.
Запускается Aston Martin AMB 001, почти как обычный мотоцикл. Вместо ключа - комбинация смартфона и тумблера, которым активируется электрическая цепь. На правом клипоне - традиционный kill-switch зажигания/стартер.
Детали и эксклюзивность
Защитные крышки воздушного фильтра и корпуса турбины конкретно у этого мотоцикла отполированы в отличие от других версий AMB 001, включая тот самый «001/100». И это не только повышает привлекательность, но и улучшает теплообмен.
Если бы не карбон, то элементы облицовок Aston Martin обязательно сделали бы из эбенового дерева, никак не меньше. Но черное дерево гораздо тяжелее карбона, поэтому карбон больше к месту.
Карбон отлично сочетается с чернеными и матированными фрезеровками клипонов и уникальных рычагов.
Световые приборы и зеркала не предусмотрены конструкцией.
Светодиодный стоп-сигнал вписан в хвостовую часть мотоцикла и является продолжением хромированной линии с серийным номером.
И - никаких резиновых изделий!
Грипсы выполнены из тонкой натуральной вощеной кожи, выделанной таким образом, чтобы обеспечивать максимальный контакт с перчатками.
Сиденье - это сделанное вручную... седло жокея, не иначе. Оно тоже из вощеной кожи, в меру жесткое, но очень комфортное, благодаря толстым накладкам.
Кроме этого, учитывая особенную, дизайнерскую версию мотоцикла, каштановый цвет кожи идеально сочетается с доминирующим цветом Sterling Green. Его отдельно можно повесить в рамку - и на стену!
Это самое необычное мотоциклетное сиденье, которое я когда-либо видел в жизни.
А крепится сиденье на карбоновом корпусе весьма экзотическим способом: с помощью кнопок.
Такое экзотическое решение имеет свое обоснование: бензобак расположен не перед пилотом, а под сиденьем. И, кстати, заправлять его необходимо не бензином... Но это уже другая история.
Aston Marin AMB 001 был выпущен тиражом всего 100 экземпляров, в нашем распоряжении оказался мотоцикл с серийным номером «095/100». Дополнительно, оригинальность мотоцикла подтверждается сертификатом, хотя это реальное излишество: подделать это попросту невозможно!..
Aston Martin AMB 001 в галерее МОТОГОНКИ.РУ