МОТОГОНКИ.РУ, 30 апреля 2015 -
Вадим Савельев, эксперт BikeTest.RU: ты еще за компьютером?! Срочно едем кататься: погода - фантастическая!
Вадим 15 лет работает в велоиндустрии, из них 10 лет особенно много времени посвящает работе в области велоспорта и велотуризма, выступал организатором серьезных соревнований для полупрофессионалов и прорайдеров, основатель столь популярного даунхильного кубка AlushtaCup, ежегодно собирающего в Крыму десятки сильнейших райдеров со всей Европы. Кроме этого, Вадим в числе постоянных авторов лучших российских веложурналов, в частности, российского издания Mountainbike и ProVelo.
Вадим на одном из международных соревнований по даунхилу: публикация в журнале Cycling Malaysia Magazine
Велосипед как один из лучших, комплексных способов тренировки... с удовольствием
Параметров, на самом деле, очень много. Во время педалирования активизируются почти все группы мышц, снизу доверху: ноги, спина, плечи, пресс, руки напрягаются не меньше. В зависимости от скорости, организм тратит от 290 до 450 калорий в час при езде на велосипеде, так что и на поддержании фигуры даже самое простые велосипедные прогулки сказываются положительно!
Одним из наиболее распространенных эффектов, которых удается достичь с помощью велотренировок, является повышение общей физической выносливости и отличная тренировка сердца (кардио). Последнюю чаще всего используют в спортзалах на велотренажерах – это ровная стабильная нагрузка с конкретно заданными параметрами. Но может ли это сравниться с хорошим прохватом на велосипеде по парку или лесу, тем более, весной, когда свежая зелень и кислород наполняют все пространство вокруг! Регулярные велосипедные прогулки и более углубленные тренировки помогают полностью избавиться от вегетососудистой дистонии (ВСД), которой, по мнению врачей, страдают 80% жителей мегаполисов.
Кардио-тренировки в зале - зимой, летом - лучше на настоящем велосипеде, на природе
Сердце – это насос, но ноги – это дополнительные насосы, которые помогают «мотору» справляться с нагрузками, так говорят кардиологи. Если человек не ходит, мало двигается, в венах происходит застой. Велосипед помогает избавиться от варикоза и других серьезных заболеваний.
Тренировка дыхания и легких – еще один значительный эффект, которого можно добиться с помощью регулярного педалирования в особых природных зонах. Уже через неделю с начала езды на велосипеде полностью пропадает одышка, даже если она была.
Клуб Беговел при поддержке российской команды DMC Racing регулярно проводит соревнования для самых маленьких: двойная польза для здоровья ребенка - улучшает концентрацию и тренирует вестибулярный аппарат
Тренировка координации – тот фактор, который делает велосипед первым и главным тренажером в развитии ребенка, но помогает справиться со многими возникшими проблемами и у взрослых. Чем раньше ребенок сядет на беговел, а затем и на велосипед с педалями, тем лучше сформируется и разовьется его вестибулярный аппарат.
А еще, поездка на велосипеде - это всегда небольшое путешествие, то есть, приключение. Отличная мотивация не отлынивать!
Но все это общеизвестные факты.
MotoGP: гоночный Indian и прототип Yamaha YZR-M1 Валентино Росси на стартовой решетке Гран-При Индианаполиса: между ними больше общего, чем кажется. А сам Indian - это же и есть велосипед, только с мотором!
А чем велосипед интересен мотоциклистам и мотогонщикам?
Прежде всего, у него тоже два колеса – одна колея, один принцип движения и стабилизации: когда колеса вращаются – велосипед и мотоцикл сохраняют вертикальное положение.
Не стоит забывать, что слово "motorcycle" рождено слиянием двух слов - "motor" + "cycle", то есть, велосипед с мотором! Это полностью отражает всю суть и глубокую связь между этими видами транспорта: ведь первыми мотоциклами были именно усовершенствованные (усиленные) велосипеды.
Одним из первых навыков, который преподают на практических занятиях в мотошколах, как раз, и является поиск баланса, езда на сверхнизких скоростях. Но научиться держать баланс на велосипеде гораздо проще, чем на тяжелом мотоцикле! Поэтому, если вы вдруг захотели оседлать мотоцикл, начните с велосипеда.
Пилот Marc VDS Racing MotoGP Скотт Реддинг знакомится с Misano World Circuit на велосипеде, и он на трассе на вело не один
Мотоциклистам, будь то любители или спортсмены-профессионалы, нужно практиковаться на велосипеде. Зайдите в паддок любой международной гоночной серии. Первое, что вы увидите там – юные пилоты и те, кто постарше шныряют везде на великах, тренируют баланс, ставя их на заднее колесо, пробуя «stoppie» и другие трюки. Это не лихачество, а тренировка. Пару лет назад появилась интересная тенденция. Менеджеры команд массово пересаживают молодых гонщиков (STK-600, Moto3, Moto2) на велосипеды со скутеров. Преследуют две цели: горячей голове нет покоя, поэтому молодежь «убивает» командные скутеры пачками, гоняясь друг с другом по трассе и в паддоке, устраивая стант-представления; так пусть делают это с толком и пользой – тренируются физически, на велосипедах!
Пилотов заводской команды Red Bull KTM Ajo Racing Moto3 пересадили на велики для общего физического развития в 2014 году
Все больше профессиональных гонщиков из MotoGP, World Superbike, CEV Moto2 и British Superbike «знакомятся» с трассами, объезжая их не на скутерах, а именно на велосипедах. В программу четверга каждого гоночного уикенда у чемпионов мира Тома Сайкса и Сильвейна Гуинтоли входит прохват на велосипеде по трассе, где состоятся гонки – 4-5 кругов на шоссейнике по идеально ровному асфальту после пресс-конференции, перед ужином, когда поход в спортзал невозможен. Это не просто ритуал, это реальное замещение одного комплекса ОФП другим.
Марк Маркес и Алекс Маркес во время традиционной тренировки в окрестностях Серверы на шоссейных велосипедах
Марк и Алекс Маркесы активно тренируются на велосипедах в межсезонье. Их конек – двухчасовые прогулки на легких шоссейниках по пустынным шоссе в окрестностях Серверы и Лериды, где они живут. Марк Маркес в дополнение к этому частенько зимой совершает и off-road вылазки: Сервера расположена в очень холмистой местности с приятным, плотным грунтом, что дает хорошую нагрузку велосипедисту. А Марк Маркес – один из самых физически выносливых пилотов в MotoGP.
Чемпион AMA Superbike в World Superbike, пилот MotoGP Бен Спис на очередной велотренировке в преддверии Гран-При Индианаполиса
Трой Бейлисс и Бен Спис – оба заядлые шоссейники. Как говорил Бейлисс, если бы не карьера в World Superbike, он бы обязательно стал участником Тур-де-Франс! А Бену еще проще: он не заморачивался, когда выступал в World Superbike и MotoGP, организовал команду Elbowz Racing и с друзьями участвовал в разных веломарафонах по Соединенным Штатам, даже на подиум поднимался. И сейчас оба знаменитых мотогонщика практикуют на регулярной основе.
А теперь и Валентино Росси, 9-кратный чемпион MotoGP - пересел со своего скутера на велосипед, чтобы не отставать от Маркеса !
Главный плюс велотренировок для сложившегося спортсмена-кольцевика – это постоянная поддержка мышц в тонусе, прежде всего, спины и ног. Кроссменам тренировки этих групп нужны в большей степени, однако, они и так много внимания уделяют мышечной выносливости, более целенаправленно работая в зале.
Какой тип велосипеда выбрать для начала?
Вадим Савельев уверен, что в условиях России для практических тренировок и активных велосипедных прогулок лучше подойдет горный велосипед с передней амортизационной вилкой. Такой велосипед позволит совершать длительные поездки в любой среде, будь то город (асфальт, бордюры), лес (грунт, корни, ямы) или горная местность (камни, грунт).
Профессиональный шоссейный велосипед, в данном случае Lapierre Xelius топовой версии
Особенностью чисто шоссейного велосипеда являются узкие колеса высокого давления, ориентированные на ровный асфальт; шоссейные велосипеды отличаются чрезвычайно низким весом и большим набором передач, что позволяет развивать и поддерживать высокие скорости на шоссе. Шоссейные велосипеды, в основном, более спортивные - "специализированные", поэтому имеют массу различных фишек для тех, кто ими действительно пользуется, от того цены на них выше, чем на уличные и горные.
Горный велосипед типа Hard-tail (с амортизационной вилкой, без амортизации на заднем колесе) с 26-дюймовыми колесами, в данном случае, бюджетная модель Bergamont Vitox
Горные велосипеды массивней, но и обладают высокой надежностью, потому что способны преодолевать препятствия на ходу. Колеса горного велосипеда обуты в «пухлые» зацепистые покрышки с камерой низкого давления, что позволяет дополнительно амортизировать часть вибраций от езды по неровной поверхности и грунту, лучше цепляться за сыпучие и грязные поверхности.
Выбирать велосипед нужно, исходя из антропометрических данных человека, прежде всего, роста. Это очень важный момент, к нему надо отнестись со всем вниманием. (Подробности выбора и нюансы - тема для следующей статьи на МОТОГОНКИ.РУ!)
Купить топовый двухподвес Lapierre Raid сейчас можно с хорошей скидкой в 20%
Для правильного выбора модели лучше обратиться к специалисту в магазине с историей и хорошей репутацией или к друзьям, которые уже не один год занимаются велосипедным спортом. Как правило, хороший аппарат для тренировок будет оснащен оборудованием Shimano или Sram, рама велосипеда – алюминий или карбон, амортизационная вилка от известного производителя типа Manitou, Rock Shox, Fox. В России хорошо представлены почти все ведущие велосипедные бренды. Среди прорайдеров популярны готовые решения и кастом от Lapierre, эта же компания предлагает достаточно бюджетные версии горников и шоссейников.
Сборка велосипеда под себя начинается с подбора рамы: Lapierre предлагает сверхлегкие варианты для двухподвесов массой от 1 кг!
Другой подход - более верный с точки зрения достижения результата, но и чуть более затратный (хотя не такой затратный, как в случае с постройкой мотоцикла!) - это сборка кастом-велосипеда под себя. На рынке полно решений от начального уровня (от 15000 руб) до профессиональных (115000 и выше), каждый компонент - рама, подвески, каретка, шатуны, рулевая, тормоза, колеса и прочее можно выбрать по каталогу или по рекомендации специалиста, непосредственно в салоне, например, в Веломире на Люсиновской, заказать профессиональную сборку и уехать на готовом байке, собранном точно под ваши данные.
Сильнейший российский мотофристайлер Алексей Колесников тоже тренируется на горнике Lapierre с алюминиевой рамой.
В Москве и Санкт-Петербурге много лесопарковых зон, где велосипедисты чувствуют себя гораздо комфортнее, чем на улицах города. В других регионах, например, в Крыму или Краснодарском крае природа предоставляет обширный выбор площадок для целенаправленных тренировок.
Тренировки на выносливость – с чего начать?
Для начала необходимо определится с целью и задачами.
«Выносливость у всех разная, тренировать ее можно по-разному, - говорит Вадим Савельев. – Помимо тренировки, нужно помнить о восстановлении сил – чтобы не получить обратный эффект. Конечно, идеально составлять план тренировок персонально, исходя из личных данных человека, но для начала подойдет общий для всех рецепт: катайте больше и чаще».
Тренировка по времени не должна быть меньше одного часа, с каждым разом увеличивайте интенсивность и километраж, следите за пульсом. Отличным помощником в тренировочном процессе может стать приложение Strava для iPhone и Android, не будет лишним пульсометр и велосипедный компьютер, которые помогут вам контролировать процесс тренировки.
Не стоит сразу покорять крутые подъемы; достаточно среднего рельефа.
Хорошая тренировка на выносливость - въехать на какую-нибудь гору, например, на Димерджи. И приключение, и для здоровья полезно. Но, разумеется, не сразу.
Нагрузки нужно чередовать, один день работать на интенсив (ускорения), в другой день на объем (продолжительность), следующий день на длительность (километраж).
Какие дополнительные виды тренировок можно и нужно совмещать с вело?
Совмещать можно самые разные виды, дополняя один другим. Чтобы более четко выстроить свой план, нужна консультация опытного тренера, знакомого именно с вашим планом.
Но есть два простых правила, которые работают в любой ситуации, без учета нюансов персональных планов тренировок. Первое: начинать каждую тренировку обязательно разминкой, разогревом. Второе: сразу после двухчасовой нагрузки на велосипеде не стоит идти в зал и качать железо, вы просто загоните себя, а не натренируетесь.
Тренировка, которая приносит результат и удовольствие - два в одном!
Лучше всего чередовать нагрузки. Утром – зал, а вечером объемная тренировка на велосипеде. На следующий день, наоборот, утром интервальная тренировка на велосипеде, вечером пробежка или бассейн. И так далее, остальное зависит от вашего распорядка дня (плана тренировок), возможностей и желания.
Питание и режим: насколько они важны при построении плана тренировок?
«Питание и режим важны не только для велосипедных видов активности, но и в целом для всех видов спорта и просто в жизни, - уверен Вадим. – Опять же, правильный подбор питания и питья поможет сделать профессионал, но и без помощи специалиста можно дать несколько общих рекомендаций».
Вот свод простых правил, которые работают для всех:
- обязательно пейте воду до, после и во время катания;
- не ешьте непосредственно перед тренировкой, лучше всего поесть за час до тренировки;
- обязательно поешьте сразу после тренировки;
- на длительную тренировку нужно взять с собой еду (батончики мюсли, бананы, изотоник в воду);
- меньше сладкого, жирного и острого;
- больше овощей, углеводов и белков;
- и еще раз - пейте больше воды!
Москва-Крым,
МОТОГОНКИ.РУ и BikeTest.RU