МОТОГОНКИ.РУ, 18 декабря 2024 - Мертвые или слепые зоны (по-французски, angles morts; по-английскии, blind spots) - это всё, что вы не видите, когда сидите за рулем мотоцикла. А не видите вы многое, учитывая скорости, с которыми происходят изменения в окружающей вас недружелюбной среде. Полезно знать истинные слепые зоны у большегрузов и автобусов! Но еще важнее, следить за собой, крутить головой на 360 градусов и знать собственные.
Смотри в зеркала!
Приведу пару примеров из собственной практики. В одном случае, авария обошлась в 50 евро; в другом, я лишился мотоцикла.
Зеленый... желтый... красный загорелся, когда я уже был передним колесом на стоп-линии. Поток справа начал движение, моя скорость была небольшой. Нажав тормоз, мгновенно остановил легкий VFR... и тут же получил удар сзади! Моя остановка стала неожиданностью для водителя "восьмерки", который был уверен, что я проеду перекресток на красный. Пинок бампером в колесо выбил из-под меня мотоцикл, в результате чего в трансмиссии произошла некая фатальная пертурбация. Моей ошибкой было, что не подумал о наличии автомобиля сзади и не смотрел в зеркало перед остановкой, что теперь делаю всегда и многократно.
Один не смотрел в зеркала, другой - на дорогу
В другой раз, мы ехали с напарником по серпантину, как вдруг автомобиль перед нами решил свернуть налево и остановился посреди дороги, ожидая проезда встречной машины. Напарник «рванул стоп-кран». Я же, видя что оба тормозят, заранее сместился вправо в полной уверенности, что они остановятся полностью, и напарник пропустит меня. Но когда мы практически поравнялись, он резко принял вправо. Получилось, что я толкнул его обратно во все еще стоящую на пути машину. Напарник сказал, что он посмотрел в зеркало перед рывком и, никого не увидев (потому что я уже был в его слепой зоне), решился на маневр. Кто виноват? Оба. 50 евро пошли в карман водителю старого FIAT'а в качестве компенсации за зарапину на бампере.
Хорошие примеры, потому что они отражают две типичные ошибки: если вы не "живете" в зеркалах и/или не знаете о мертвых зонах - своих и тех, кто вас окружает на дороге, то вы всегда в опасности!
На мотоцикле слепых зон меньше, чем у автомобиля, однако, их наличие заставляет мотоциклиста «вертеть головой на 360 градусов».
Игнор зеркал лечится быстро
Излечиться от игнора зеркал легко. Достаточно оказаться на немецком автобане, где в левом ряду скорость не ограничена, а в среднем ряду поток идет 150 км/ч. Люди, регулярно ездящие по Германии, "живут в зеркалах", даже если у них быстрые мотоциклы, потому что в Германии мотоциклы не являются доминирующим транспортом. В той же Баварии много бюргеров на спорткарах, ездящих буквально от заправки до заправки на скоростях «200+». Планируя маневр на автобане, надо внимательно следить за тем, что происходит позади.
На ряде автобанов в Германии по-прежнему есть безлимит по скорости
Даже при наличии знака "конец всех ограничений", власти контролируют особо буйных группами дорожной полиции под прикрытием. Мне известно три случая, когда за моими знакомыми, приличными людьми, давно живущими в Германии и хорошо знающими правила, вдруг оказывалась машинка без опознавательных знаков, за лобовым стеклом которой вдруг включалась мигалка и бегущая строка «Polizei! Bitte folgen!» (Полиция! Следуйте за нами). Меня останавливали тем же образом, правда, за нарушение, о котором я не мог знать, не будучи жителем Баварии - это особое правило, действующее только в пригороде Мюнхена. Так что в зеркала нужно регулярно поглядывать... мало ли что там!
А тем, кто не был в Германии, просто нужно впитать ряд жизненно важных правил.
Потому что и в России есть дороги, где мотоциклисту надо мониторить тылы - это автострады М9, М11 и новая М12, где в левом ряду игнорируется "мягкий" лимит в 130 км/ч. Зачастую, желающие газнуть просто скручивают номера между пунктами ПВП и едут "на все деньги". Тренд становится всё серьезней. Уже произошло несколько случаев, когда особо упоротые "догоняли" фуры и другие автомобили...
Что такое слепые зоны: у кого какие?
Если коротко, «слепые зоны» - это всё, что вы не видите и не контролируете, когда сидите на мотоцикле и держитесь за руль в естественной позе, согласно эргономике, которую придумал разработчик.
У легкового автомобиля, автобуса и грузовика набор слепых зон хорошо известен. Его надо знать наизусть:
Типичные слепые зоны легкового автомобиля
Однако, у мотоцикла это не статическое понятие, как в автомобиле, где вас окружают стойки, другие сиденья, двери, капот и багажник - и что можно отразить на простой и понятной наклейке:
Angles morts - слепые зоны
Как вы думаете, сколько «слепых зон» в зеркале заднего вида мотоцикла? Их гораздо больше, чем две, прямо за вашей спиной
Слепые зоны на каждом мотоцикле разные: зависят от типа мотоцикла, движений райдера в седле, его позиции за рулем и даже экипировки, которую он выбрал для конкретной поездки.
Откуда слепые зоны на мотоцикле
Дизайн мотоцикла таков, что взгляд мотоциклиста во время езды должен быть устремлен туда, куда он планирует ехать. Это физиологическая особенность человека, которая рождает и одну из главных особенностей езды на мотоцикле -
едешь туда, куда смотришь
Самая банальная причина изменения слепых зон на мотоцикле, это многообразие мотошлемов, их форм-факторов и особенностей.
Мотошлем X-LITE X-803 RS Ultra Carbon MotoGP: угол обзора при езде лежа на баке
перейти в фотогалерею
У разных шлемов разный угол обзора по горизонтали и вертикали. Визор - то окно, через которое вы воспринимаете окружающий мир: у интегралов он поменьше, тогда как у «open face» может достигать 180 градусов. Наденьте интеграл после турингового flip-up'а, чтобы почувствовать, будто на вас повесили шоры, как на скаковую лошадь. Шоры на скакуна навешивают специально, чтобы он не видел ничего, кроме цели - впереди себя, и не отвлекался на происходящее по бокам.
Боковые границы визора создают очевидные слепые зоны, а если вы пилотируете спортбайк, где посадка подразумевает сильный наклон вперед, поле зрения сужается в разы еще и по вертикали.
Для мотогонщика, едущего в рамках ограниченного трека 250 км/ч это - благо, ему некогда отвлекаться на происходящее сзади. Но на улице или загруженном шоссе надо иметь обзор пошире. Даже между разными интегралами угол обзора различается, и мотогонщики индивидуально выбирают "свой" шлем на годы - у всех разные головы и восприятие.
Например, есть замечательные шлемы SHOEI RX7: кто-то их боготворит, а кому-то они не подходят вовсе, тогда как AGV или NOLAN садятся как родные. Требования по углу обзора здесь не последний момент: когда гонщик ложится на бак, его поле зрения сужается до предела, не более 30 градусов, слепые зоны буквально везде, даже лобная часть шлема "нависает" так, что некоторых это начинает нервировать.
Обычный набор слепых зон для мотоцикла
Далее, зеркала мотоцикла.
Проектировщики строят эргономику мотоцикла, чтобы в поле зрения пилота попадало всё, что находится перед ним, плюс, зеркала. Для контроля за зеркалами водителю достаточно лишь немного смещать взгляд вправо-влево без поворота головы, потому что это происходит мгновенно и подсознательно естественно.
Не забывайте, что на скорости 60 км/ч каждую секунду вы перемещаетесь вперед на 17 метров!
Как только происходит поворот головы, вы теряете концентрацию. Любой перевод взгляда на пульты, гарнитуру, приборы, навигатор, что-то в стороне от дороги - это приводит к резкому изменению точки концентрации внимания.
Есть три типа установки зеркал на мотоцикле: статичная установка снаружи обтекателя (обычно, на дорожных, туристических и спортивных мотоциклах); установка на пультах руля - "классическая" (для нейкедов, классиков и кастомов); установка на концах руля (для спорткастомов и чопперов).
Одни из самых больших и информативных зеркал - на Suzuki Burgman 650
В первом случае, зеркала самые большие по полезной площади и дают самое широкое поле обзора, но у таких мотоциклов может быть обширная слепая зона позади из-за ширины пластиковых облицовок, кофров, общей длины мотоцикла и так далее. Наверное, лучшие зеркала из всех, с точки зрения поля обзора, на Suzuki Burgman 650 - огромные лопухи почти идеальной прямоугольной формы с учетом относительно короткой базы дают отличный обзор.
При повороте руля такие зеркала неподвижны относительно водителя, что позволяет чуть лучше контролировать ситуацию.
Классическое расположение зеркал на руле (Honda Crosstourer VFR1200X)
Классическая установка зеркал: обзор обеспечивается поверх экипировки (все, что выше локтя); такие зеркала рассчитаны на прямую позицию за рулем или с небольшим наклоном вперед, но по площади охвата они меньше туринговых из соображений аэродинамики и эстетики.
Некоторые из таких зеркал, установленных либо на высоких ножках, либо на высоких рулях, можно настроить, чтобы буквально заглянуть за спину. Но чем выше ножка, тем больше на зеркале вибраций.
Кастомные зеркала - не лучшее решение с точки зрения безопасности
Кастомные зеркала - для антуража, а не функционала. Они дают немного информации, поскольку смотрят под локоть райдера. Смотреть в них, сидя прямо, физически неудобно: всегда приходится отвлекаться, переводить взгляд, плюс, здесь самые большие слепые зоны. Такие зеркала устанавливали каферейсеры на нейкеды, потому что им нужно было прижиматься к баку, чтобы хоть как-то улучшить динамику разгона древних дорожных мотоциклов. Когда лежите на баке, да, такие зеркала лучше видно. Во всех остальных случаях, почти бесполезны.
Настройка зеркал и что они никогда не покажут
Каждый мотоциклист просто обязан настроить зеркала заднего вида персонально под себя. А настроив, регулярно контролировать, что настройка не сбилась. Даже после загрузки мотоцикла багажом следует пересмотреть настройку, потому что вилка разгрузится, front-end мотоцикла поднимется, а задняя часть - опустится, так что и зеркала следует выставить выше.
Перед выездом на дорогу проверьте настройку зеркала
Идеальная настройка зеркал на мотоцикле - расположить левое и правое зеркала так, чтобы вы четко и ясно могли видеть часть плеч и локти по внутреннему краю зеркал. Это значит, что у вас максимально возможный охват с равнозначной по площади картинкой
И тут вы четко должны понимать, что вот это расстояние между вашими плечами - это и есть главная мертвая зона в зеркалах, поскольку они физически не могут показать то, что не могут. Если на мотоцикле установлены кофры, через заднее сиденье перекинута багажная сумка, мертвая зона может увеличиться.
В зеркало должен быть виден край экипировки
Спортбайкеры настраивают зеркала иначе: им нужна разная картинка в левом и правом зеркалах, и каждый настраивает ее по-своему, учитывая личную реакцию и предпочтения - зеркало дает картинку, которую райдер должен считать краем глаза за долю секунды.
Но никакая форма зеркал не способна заглянуть вам за спину
Правильное расположение на дороге при езде в группе
Поэтому, первый и главный совет при езде в группе или с напарником: никогда не пристраивайтесь колесо в колесо за мотоциклом перед вами! При езде в колонне, мотоциклам следует располагаться в шахматном порядке со сдвигом вправо или влево от ведущего (того, кто едет перед вами). Это избавит лидера от проблем с оценкой расстояния, а вас, от ошибок на торможении.
Проведите эксперимент с приятелем
Есть ряд простых практик, при которых можно получить хорошее представление, что такое слепая зона на мотоцикле. Попросите своего друга встать точно за вашим мотоциклом и начать смещаться вперед-назад, вправо-влево, чтобы получить ясную картинку, в какой момент и на каком расстоянии от вас он полностью исчезает из поля зрения. Вы будете удивлены, что в некоторых случаях это произойдет раньше, чем вы думали. Аналогичным образом можно понять, где начинается слепая зона в боковом поле зрения.
Эту машину я пока еще не вижу: ее уже нет в зеркале, и еще нет в поле зрения
Очень частая угроза в городе - не заметить автомобиль, следующий параллельным курсом в соседней полосе. Когда он смещается вперед-назад в рамках слепой зоны, то есть между полем прямого зрения, ограниченным шлемом, и полем, которое охватывает зеркало.
Простым способом заглянуть себе за спину является банальное смещение точки взгляда в зеркало кивком головы - вправо-влево. Не меняя поле обзора, вы меняете угол, с которого смотрите - обзор смещается на несколько градусов, иногда этого достаточно.
Визуальный контроль
Это то, что мы, мотоциклисты, и называем - «крутить головой на 360 градусов» или «иметь глаза на спине».
Визуальный контроль: убедись дважды!
При любом перестроении, даже объезжая неровность или яму внутри своей полосы, необходимо четко убедиться, что справа или слева нет другого транспортного средства. Это требует визуального контроля, то есть прямого взгляда в нужную сторону.
В этом плане опасна езда на мотоцикле по двое в ряд: в какой-то момент вы просто забываете о наличии мотоцикла сбоку, начиная движение в сторону. Мотоцикл имеет в длину всего 2 метра, он легко может выйти из поля бокового зрения и попасть в мертвую зону в зеркале.
При любом движении по горизонтали мотоциклисту нужно четкое визуальное подтверждение безопасности
Обычная практика на рефлекторном уровне - при трогании с места бросить взгляд в ту сторону, куда вы трогаетесь, а также назад, откуда возможно появление машины. Зеркало в этом случае не поможет - оно будет смотреть в другую сторону.
Некоторые сложные случаи
Учитывая, что мы должны смотреть туда, куда хотим ехать, возникает несколько важных исключений, которые просто нужно знать и помнить.
При повороте направо надо смотреть в поворот, а что это значит?
При проезде узких поворотов, как на серпантинах, вы искусственно сужаете поле зрения. При повороте направо надо смотреть внутрь поворота, а что это значит? Это значит, вы полностью исключаете из поля зрения всю левую сторону мотоцикла. Это огромный сектор, настоящая мертвая зона, потому что вы даже не узнаете, если какой-нибудь умник вдруг решит обогнать вас по внешней траектории! Вы его услышите только тогда, когда он поравняется с вами.
Пример того, как это исключение работает - нашумевшее столкновение пилотов MotoGP Алекса Маркеса и Франческо Баньяи на Гран-При Арагона 2024 года:
Мы детально разобрали эту ситуацию, в том числе, с многократным чемпионом России по кольцевым мотогонкам Макаром Юрченко, и для тех, кто до сих пор не верит: Маркес до последней секунды не знал, что Баньяя там, где он находится - он просто не мог его видеть, Баньяя всё время находился в слепой зоне почти до момента касания. Маркес всё это время смотрел внутрь поворота!
А вот другая, выезд на главную дорогу с прилегающей к ней, когда второстепенная дорога вливается сразу в полосу с активным движением под острым углом. Так устроены многие заезды с "бабочек" на МКАД, например:
Выезд с прилегающей дороги - ситуация №1
Вам приходится визуально контролировать только полосу, в которую вы вливаетесь - откуда идет поток машин в попутном направлении. Зеркала не помогут - они смотрят назад, а вам нужно смотреть влево! И вы не контролируете то, что происходит справа за вами, справа от вас и (важно!) непосредственно перед вами. Слепая неконтролируемая зона в этом случае расширяется почти до 300 градусов - всё внимание обращено на узкий сектор слева, где едут машины.
Если перед вами есть автомобиль, который пытается влиться в поток, въехать в него сзади слишком просто. Надо быстро крутить головой, схватывая все детали информации. Самый распространенный сценарий инцидента в этом случае: машина остановилась в ожидании свободного окна, вы стоите за ней. И вот - окно! Краем глаза вы видите, что водитель перед вами отпустил тормоз, переводите взгляд налево - там чисто, открываете газ и - бабах ему в задний бампер! - водила перед вами замешкался, а вы этого даже и не увидели. Проспал он, но кто виноват в ДТП, сами догадайтесь.
И эта ситуация работает в обе стороны! Вот обратный случай, когда вы едете по главной дороге, а автомобиль пытается влиться в поток:
Выезд с прилегающей дороги - ситуация №2
Очень четко нужно понимать, что для водителя автомобиля есть три зоны: зеленая, серая и абсолютно слепая. Зеленая - это то, что он видит, не поворачивая головы налево. Серая - это то, что он может увидеть, повернув голову налево, но стойка двери скроет ему большую часть обзора. Красная - то, что он вообще не может увидеть. Кстати, серая зона условно относится к красной, поскольку... откуда вы вообще знаете, что он решил повернуть голову?.. Поэтому здесь единственный совет - убедиться, что водитель машины вас действительно видит.
P.S.
Эту и другую информацию о безопасном вождении мотоцикла я получил из личного опыта, а также, пройдя курс обучения в российском отделении Школы безопасности Honda Motor Co. К сожалению, в России школа прекратила деятельность еще в 2019 году, но продолжает активно работать в Испании, Японии и Германии.
Надеюсь, данный материал был полезен. Есть большой архив конспектов и историй, которыми мы могли бы поделиться, если тема актуальна и заинтересует наших читателей.