МОТОГОНКИ.РУ, 8 октября 2024 - Шинный менеджмент, топливный менеджмент... два ключевых момента сегодняшнего «мотоспорта на максималках».
Алеш Эспаргаро из Aprilia Racing объяснил существенное снижение скорости на последних кругах Гран-При Японии, и вспомнилась история с Мараевым, который был готов навязать борьбу Макару Юрченко на «Игора Драйв» на 2-м этапе Моторинга, но на последнем круге погоня завершилась, потому что у Мараева стал кончаться бензин, он был вынужден пропустить вперед двух соперников - и не попал на подиум.
Команда СКАРТИМ BMW Motorrad тогда провела расследование, которое выявило интересный технический момент, который пополнил коллекцию ценнейших знаний в Российском кольце: подробности - в материале «Выжать до последней капли как в MotoGP» на МОТОГОНКИ.РУ
Алеш Эспаргаро с 15-й стартовой позиции прорвался в ТОП-10 и боролся за 7 место с Виньялесом, Ди Джианантонио и Марко Беццекки. Но на его производительности сказалось изменение уровня держака на Twin Ring Motegi, что привело к перерасходу бензина:
«Это была самая трудная гонка за последние 3 года: держака не было вообще, и электроника постоянно вмешивалась, - признался Эспаргаро. - Постоянная пробуксовка заднего колеса и интервенция со стороны системы трекшн-контроля - всё это усложнило заезд. В итоге, за пару поворотов до финиша я понял, что у меня кончился бензин. Предупреждение о низком уровне топлива уже появилось на контрольной панели за 5 кругов до финиша...»
Суть проблемы в любом "литровом" классе в том, что при желании сохранять высокую скорость, надо держать "газ" полностью открытым, но контролировать только на чуйке срыв колесо невозможно. И тогда на помощь приходит электроника, в частности, система трекшн-контроля, которая обрубает зажигание и/или подачу топлива в камеры сгорания, чтобы снизить объем крутящего момента, идущего на заднее колесо, и плавно восстановить его, как только пробуксовка завершается и колесо вновь обретает надежный зацеп. Здесь уже всё зависит от того, какую именно электронную стратегию выбрал инженер команды.
Побочный эффект от "помощи" трекшн-контроля в том, что потребление топлива при этом остается на прежнем уровне, но производительность (реальная скорость движения) снижается. Иными словами, на прохождение той же дистанции затрачивается больше топлива - и расчеты инженеров рушатся...
Алеш Эспаргаро на Гран-При Японии
На «Игора Драйв» в начале июля 2024 года Артём Мараев на BMW S 1000 RR команды СКАРТИМ BMW Motorrad показал выдающуюся скорость, но из-за высокого вовлечения трекшн-контроля израсходовал больше бензина, чем рассчитала команда - ему не хватило топлива, чтобы удержать темп до самого финиша, поэтому его догнали соперники, которые проехали эту гонку с чуть более низким темпом, но сохранили его стабильным до финиша. Те секунды отставания, которые Макар и Мараев навезли им (а речь идет почти о 30 секундах!!!), "сгорели" на последних кругах...
Алеш Эспаргаро оказался буквально в той же ситуации: «Когда загорелся сигнал топлива, я переключился на Map 2, а затем и на самую экономичную карту - Map 3, и даже на ней я едва доехал до финиша. Будь гонка на один поворот длиннее, я бы встал с заглохшим мотором... Кроме того, борьба с мотиком полностью вымотала меня».
Как итог, на последнем круге Алеш вынужденно сдал позицию Ди Джианантонио, чтобы финишировать 9-м. Он не видел, как прямо у него за спиной с абсолютно той же проблемой "встал" Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP.