МОТОГОНКИ.РУ, 7 августа 2024 - Разговоры о возможном вступлении BMW в MotoGP идут уже 5-7 лет, и каждый раз боссы баварского завода опровергали всяческие намеки на это. Но!..
Зачем Валерка сбрил усы?
Но так было ровно до ноября 2023 года, когда стало известно, что BMW Motorrad и ее заводской гоночный проект заключили контракты сразу с двумя бывшими топовыми пилотами MotoGP, также хорошо знакомыми с покрышками Michelin и прототипами конкурентов.
Сильвейн Гуинтоли, официальный тест-пилот BMW Motorrad
В новую тестовую команду BMW вошли Сильвейн Гуинтоли и Брадли Смит. Гуинтоли - чемпион World Superbike 2014 года, выступавший тогда за Aprilia Racing. После этого, француз долгое время работал официальным тест-пилотом Michelin Motorsport именно в области испытаний покрышек PowerSlick для MotoGP. Что касается Смита, то он начал свою карьеру в Королевском классе с работы на Tech3 Yamaha, а затем был перекуплен вместе с напарником Полом Эспаргаро в новую заводскую команду KTM. Конечно, оба гонщика уже давно не в обойме пилотов Королевского класса, но опытом и знаниями располагаю обширными.
Зачем BMW Motorrad пошла на такой решительный шаг, создав едва ли не самую сильную (и богатую) тестовую команду в Европе, все гадали, но так и не угадали. Хотя версия о том, что дело идет к созданию собственного прототипа, была основополагающей. Если проект реально запущен, то на днях мы станем свидетелями второго шага.
Они глубоко копают!
Оксли узнал, что BMW этот шаг делает прямо сейчас, пытаясь сократить путь с нуля до создания рабочей машины, как минимум, вдвое, выкупив всю базу данных телеметрии у бывшего гоночного проекта Suzuki GSX-RR. В 2019 году GSX-RR уже был одним из самых стабильных прототипов MotoGP наравне с Yamaha, когда Ducati Desmosedici еще только набирал вес. И в 2020 пилоты Team Suzuki Ecstar - Жоан Мир и Алекс Ринс приступили к захвату плацдарма. Мир стал чемпионом MotoGP, Ринс третьим по итогам сезона, а сама Team Suzuki Ecstar оформила командный титул. Упустили только Кубок производителей из-за крайне нелепо проведенного финала сезона. В 2021 году защитить титул не удалось, но GSX-RR ничуть не изменился за этот сезон, поскольку на заводе твердо решили, что проект достиг пика формы.
Как сообщил Оксли, в BMW готовы дать за базу данных 18 миллионов евро
BMW Motorrad CEO Маркус Флаш
Нынешний босс BMW Motorrad Маркус Флаш известен страстным отношением к мотоциклам в целом, и в мотоциклам BMW в частности. Он много ездит сам и сподвигает на то же самое коллег. И он за последние 9 месяцев уже пару раз намекал, что головная компания - BMW AG уже изменила свое мнение о возможном участии в MotoGP. Если еще 2-3 года это было жесткое «нет», теперь проект обсуждается - весь вопрос, сколько это будет стоить в итоге.
Но зачем BMW данные Suzuki?
Во-первых, шасси и двигатель Suzuki GSX-RR во многом схожи с BMW по архитектуре и дизайну. А чтобы создать действительно хороший прототип, Suzuki пришлось потратить 5 лет на разработку и доработку, достигая каких-то результатов, включая взятие нескольких побед. Но только следующие 3 года оказались по-настоящему результативными.
Вот эти первые 5 лет BMW и хочет скипнуть, перейдя сразу к правильным данным, корректному дизайну и уже проверенной архитектуре.
Глава гоночной программы BMW M Марк Бонгерс на тестах BMW M1000RR в аэродинамической трубе
BMW Motorrad активно применяет современные технологии для сокращения времени при создании и испытании мотоциклов, особенно, в гоночном департаменте BMW M. 3D-принтеры, компьютерные симуляции и так далее...
Данные телеметрии помогают понять поведение шасси и двигателя мотоцикла, не выкатывая его на трек. Графики дают четкое представление о взаимосвязях в работе подвески, тормозов, двигателя, поведении пилота и так далее. Кроме того, это чистая цифра, которую можно загнать в компьютер и создать точную, 100% симуляцию заезда конкретного пилота в конкретной гонке при конкретных условиях.
На симуляторе (как в игре) можно наблюдать за поведением мотоцикла в малейших деталях каждую долю секунды, рассмотреть в 3D-проекции все нюансы, сделав нужные выводы. Судя по всему, именно этим и собираются заняться в BMW Motorrad в межсезонье 2025 года, чтобы приступить к разработке с нуля прототипа с 850-кубовым двигателем для чемпионата 2027 года.
Третьим шагом, который станет громким сигналом к тому, что проект запущен в полную силу, должны стать десятки свежих объявлений на внутренних и внешних платформах BMW AG о найме на работу инженеров с гоночным опытом. Если всё так, как считают инсайдеры MotoGP, этот шаг будет сделан не позднее чем в марте 2025 года. И тогда - всё! Мы будем знать наверняка, что BMW собирается вступать в MotoGP заводским проектом, с собственным прототипом.
Есть и свои дедлайны...
Если этого не произойдет (а утаить подобные вещи в эпоху Интернета невозможно), значит BMW AG окончательно похоронит свои амбиции о Больших Призах, поскольку после марта 2025 года начинать подобный проект будет уже поздно.
Но дешевле провести все испытания на симуляторе, чем сразу городить готовый продукт! И если результаты компьютерных испытаний окажутся не слишком многообещающими, проект можно закрыть, не успев потратить слишком много
Кроме того, не позднее апреля-мая 2025 года BMW Motorrad следует подписать контракт с Dorna Sports о вступлении в чемпионат - это делается заранее, и новый игрок должен пройти большой путь согласования своего участия. Aprilia, уже вступившей в MotoGP со своим прототипом, потребовалось 2 года на утверждение условий работы как Factory Team. KTM анонсировали вступление в чемпионат примерно за полтора года до дебюта.
Данные с 2022 года не будут устаревшими
Алекс Ринс на Suzuki GSX-RR выиграл Гран-При Валенсии 2022 года, последнюю гонку в истории Suzuki Racing. А это говорит о многом, что даже в 2022 году GSX-RR был топовым прототипом MotoGP.
Серьезно устареть эти данные не успели. Разница будет только во взаимодействии с новыми покрышками Michelin, появившимися в 2024 году. Но в 2027 всё это поменяется, появятся новые каркасы и компаунды, так что в целом погрешность будет невысокой.
Прототипы 2027 года станут легче и быстрее, у них будет более высокая скорость прохождения поворотов за счет снижения уровня крутящего момента на 15-20%, что вновь вернет 4-цилиндровым рядным моторам все их былые преимущества, такие как плавность и стабильность на дуге.
Очевидно, что в BMW также хотят изучить результаты экспериментов Suzuki с внедрением более тяжелого коленвала в 2017, с помощью чего японские инженеры пытались сделать поведение GSX-RR менее резким и агрессивным на выходе из поворотов. Тогда, они добились успеха в этом, проиграв в другом - прототип стал хуже тормозить, теряя десятые доли секунды на каждом круге. И эти данные есть только у них!
Также, в интересах BMW Motorrad изучить поведение идеального шасси GSX-RR образца 2020-21, как с точки зрения его архитектуры, так и поведения под нагрузками, что отражено в некоторых данных телеметрии.
Единственное, что точно не получит BMW от Suzuki, это сведения об аэродинамике, поскольку японский проект всегда выступал против аэродинамических гаджетов и был последним из всех, которые начали эту работу... нехотя. У Suzuki появился собственный подход к дизайну закрылков, основанный на их гражданских разработках - Suzuki CFD. Но с 2022 года в MotoGP произошло слишком много перемен в области аэродинамики. Часть из этих изменений нивелирует запрет в Регламенте 2027 года на использование многих из существующих гаджетов.