МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Новости индустрии
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
302
29 октября 2025 в 22:49
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Зачем прогревать двигатель мотоцикла: от Harley-Davidson до прототипа MotoGP

Формулировка стара как мир: перед началом поездки на мотоцикле, нужно завести его и немного постоять рядом - подождать, пока двигатель прогреется. А то, жди неприятности... Насколько это актуально? В чем разница между двигателями классических Harley-Davidson и моделей, выпущенных после 2018 года? Как дела обстоят у современных "японцев"? И греют ли двигатели прототипов MotoGP?
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 29 октября 2025 - Молодым мотоциклистам трудно понять ощущения олдов, которые с упоением слушают звук только что запущенного двигателя мотоцикла, особенно, если это V-Twin. А если это V-Twin на Harley-Davidson или каком-нибудь Victory, процесс приобретает черты тайного ритуала.

Тайный ритуал?


Звук и вибрации холодного двигателя и выхлопных труб большого железного мотоцикла в действительности очень отличаются от звуков, которые издает теплый или горячий мотор и его компоненты. Классические «харлеи» заводятся иногда не сразу, но когда это происходит, первая минута всегда особенная: звук выхлопа очень глубокий, неравномерный, он напоминает биение сердца, а не работу агрегата транспортного средства - еще одна деталь народной любви к Harley-Davidson...

Для владельцев старых классических H-D на карбюраторах это действительно особого рода фетиш. Убираешь подсос, голос мотоцикла сразу меняется - можно ехать!

Сегодня, мы обычно не ждем от мотоцикла каких-то особых реакций: инжекторный двигатель запускается с кнопки мгновенно, сразу же начинает работать ровно, благодаря системе стабилизации оборотов (компенсации обогащения). Но в доинжекторную эпоху (до 2001 года) всё было не так красиво и гладко.

Ну, почти...

За идеей прогрева двигателя стоит рекомендация инженеров, которой более полувека

Причин, по которым механики и инженеры рекомендуют прогревать большие моторы, особенно, если питаются они не системой с электронным зажиганием со впрыском топлива, а карбюраторами, две.

Причина первая


Она основывается на стабилизации подачи топливно-воздушной смеси. Известно, что холодный бензин хуже испаряется - холодная смесь "беднее" нормы: в ней слишком много воздуха, а бензин - «густой», такая смесь медленнее воспламеняется. Карбюратору требуется время, чтобы нагреться от двигателя, прежде чем баланс восстановится. Система подсоса нужна для ускорения запуска холодного двигателя, чтобы обогатить смесь перекрытием подачи воздуха - увеличив количество бензина. На теплом и горячем двигателе подсос не нужен. Более того, горячий двигатель на подсосе будет глохнуть. Это касается любых ДВС, в том числе, на газонокосилках и снегоуборщиках - принцип один.

Принцип работы 4-тактного двигателя:

Принцип работы 4-тактного двигателя

На мотоциклах с инжектором и транзисторным зажиганием, тем более, с современным блоком управления (ECU) и электростартером подсос не требуется: пропорции воздуха и топлива рассчитываются автоматически, далее, качество смеси корректируется блоком управления в зависимости от температуры и других факторов. Работа двигателя с инжекторной системой питания значительно стабильнее с первого оборота коленчатого вала, если свечи зажигания чистые, а бензин пригоден для использования. В теории, мотоцикл с инжектором можно эксплуатировать незамедлительно после запуска стартером: как только распределительный вал провернулся, клапаны открылись и закрылись, произошла первая вспышка, - цепочка заработала.

В чем подвох у объемных двигателей, особенно, 2-цилиндровых, и особенно, типа V-Twin?

Причина вторая


Вторая причина необходимости прогрева больших моторов - достижение легкости хода поршней в цилиндрах и нормализации давления в камере сгорания. Теплый мотор работает ровнее, поскольку детали в нем естественным образом расширяются и прилегают друг к другу плотнее в рамках проектных параметров - это касается и давления (компрессии) в каждом цилиндре.

Работа холодного мотора очень жесткая и нестабильная, потому что физический объем камеры сгорания - больше (металлы еще не расширились), и сжатие топливно-воздушной смеси будет ниже нормы. Снижение компрессии ухудшает производительность.

Система смазки современного двигателя мотоцикла
Система смазки современного двигателя мотоцикла

Здесь, одним из важных элементов является моторное масло. В мотоциклах, разработанных до середины 1980-х, из-за технологических особенностей (общей меньшей эффективности ДВС) рекомендовано использование минерального моторного масла с низкой степенью вязкости. Такое моторное масло обладает высоким показателем текучести, что обеспечивает легкость хода поршней и вращения шестерней, но в узком диапазоне температур.

Минеральное моторное масло чувствительно к температурным режимам: холодное масло густеет, а нужная текучесть обеспечивается при достижении мотором "рабочей температуры" (внутри двигателя +100-120°С). То есть, при температуре +5°С большой двигатель V-Twin с минералкой внутри будет вращаться с меньшей охотой, чем при +20°С.

Острее всего реагируют на неосторожное обращение с дросселем холодные рядные многоцилиндровые двигатели, питающиеся от блока карбюраторов: здесь комбинация негативных факторов - бедная смесь (нехватка производительности), высокое сопротивление материалов (трение холодных пар) и густая масляная пленка. Заглушить холодный рядный двигатель на низких оборотах (на минимуме крутящего момента) просто - все негативные факторы сходятся в одной точке.

Двигатель с меньшим количеством цилиндров, но большим рабочим объемом заблокировать сложнее из-за высокого крутящего момента, который тот выдает. Но и последствия блокировки мотоцикла с тяжелым мотором всегда катастрофические.

Поэтому, прогрев мотоцикла с большим двигателем, произведенным во второй половине XX века, скорее, технологическая необходимость из соображений безопасности, ставшая реальным ритуалом перед началом движения

Сколько времени нужно греть мотор?


Время прогрева двигателя прямо пропорционально его размеру: чем больше двигатель, тем дольше.

Обычно, если на улице температура от +20 и выше, достаточно минуты, чтобы жидкости забегали по магистралям. Если температура воздуха ниже +10, а в моторе залито минеральное масло, лучше дождаться изменения звука работы двигателя - он станет плавнее, без резких металлических ноток. Обычно, на это уходит 2-3 минуты. Карбюраторы греются достаточно быстро, поскольку установлены над двигателем.

У мотоциклов с двигателями воздушно-масляного охлаждения звук выхлопа меняется слишком характерно, как бы заявляя о готовности к поездке

Если мотоцикл оснащен системой жидкостного охлаждения, и включился вентилятор, вы переборщили: значит, температура охлаждающей жидкости достигла отметки 85-90 градусов или выше. Внутри двигателя в этот момент температура масла уже достигла +100-120°С.

Греют ли двигатели гоночных мотоциклов?


Да, обязательно, причем, несколько раз. Для этого мотоциклы выставляют на пит-лейн, а механики проводят небольшую "прогревочную" сессию, разогревая моторы утром каждого дня уикенда. Примерно та же процедура - вечером каждого дня.

Это необходимо по двум причинам: во-первых, чтобы избавиться от конденсата в системах, который мог образоваться из-за перепада температур с ночи к утру; во-вторых, чтобы разогнать жидкости по контурам и провести диагностику мотоцикла при рабочей температуре (около 85-90 градусов охлаждающей жидкости по приборам). Двигатели прогреваются на нейтрали, только затем проводится проверка работы трансмиссии. Вращение заднего колеса при холодном двигателе на холостом ходу и включенной нейтрали - нормальное явление из-за жесткой работы гоночного сцепления.

В недавнем прошлом, еще в 2012 году двигатели прототипов MotoGP грели до появления из выхлопной трубы характерного голубого пламени, говорящего, что выпускной тракт разогрелся до температуры, когда несгоревшая топливная смесь воспламеняется прямо в нем (от раскаленных стенок).

Почему современные двигатели можно не греть?


Из-за быстрой и точной регулировки качества смеси блоком управления, что обеспечивает стабильную мощность и крутящий момент с момента запуска.

Точность производства поршней и современные покрытия стенок цилиндров значительно снизили трение между элементами внутри ДВС, так что первый старт мотора после длительного простоя ("на сухую") не может привести к задиру. После первого же цикла помпа подает масло в цилиндры, и образуется новая масляная пленка. Плюс, современные моторные масла обеспечивают наличие масляной пленки на стенках цилиндров на протяжении нескольких минут после остановки двигателя, так что повторный запуск всегда происходит гораздо легче.

У синтетического и полусинтетического масла стабильная степень вязкости, которая практически не зависит от температуры окружающей среды: вы, должно быть, встречали такую маркетинговую формулировкой как «легкий пуск с пол-оборота» - она подчеркивает идею, что масло текучее при любой температуре и не мешает запуску м работе двигателя.

Японские и европейские мотоциклы не нуждаются в прогреве, как минимум, последние 20 лет. Сегодня, это уже почти любой мотоцикл с инжектором.

Как насчет современных Harley-Davidson?


Начиная с 2002 года, когда H-D запустила серию Revolution, а затем, в 2017-м - Milwaukee-Eight V-Twin, эти мотоциклы оснащаются системой контроля зажигания и инжекторами, а производитель стал заливать на заводе синтетические масла.

Для прогрева двигателя современного "харлея" достаточно 20-30 секунд - и можно начинать движение, не теряя удовольствия от «позитивных вибраций».

Важные новости
 
MotoGP: Осторожный оптимизм - Ной Деттвилер преодолел кризис после многочисленных операций
MotoGP: Осторожный оптимизм - Ной Деттвилер преодолел кризис после многочисленных операций

Команда CIP Green Power Moto3 опубликовала очередную сводку о состоянии пострадавшего в большой аварии на установочном круге Гран-При Малайзии своего пилота Ноя Деттвилера.
Honda остановила автомобильный завод из-за отсутствия чипов: Nexperia пока нет замены
Honda остановила автомобильный завод из-за отсутствия чипов: Nexperia пока нет замены

История с национализацией властями Нидерландов китайского производителя полупроводников Nexperia получила неожиданный отклик по ту сторону Атлантического океана: Honda Motor Co на неопределенный период остановила сборочные линии на своем заводе в Мексике - запасы чипов и деталей электроники исчерпаны, новых поставок не было.
Еврокомиссия одобрит поглощение KTM, а гоночная программа в MotoGP, AMA и MXGP сократится вдвое
Еврокомиссия одобрит поглощение KTM, а гоночная программа в MotoGP, AMA и MXGP сократится вдвое

Босс индийской компании Bajaj Раджив Баджадж принял позицию по будущему австрийского производителя мотоциклов KTM, которому партнер пришел на помощь в критический момент и спас от неминуемого банкротства. Настала пора решительных действий: ЕвроКомиссия рассматривает заявку Bajaj на поглощение KTM, за чем последует урезание расходов. Прежде всего, в мотоспорте.
Troy Lee Designs Red Bull Ducati Factory Racing дебютирует в AMA Supercross 2026 года
Troy Lee Designs Red Bull Ducati Factory Racing дебютирует в AMA Supercross 2026 года

Заводская команда Ducati Off-Road примет участие в чемпионате Америки по Суперкроссу, мотокроссу и SMX, начиная с 1-го этапа AMA Supercross в Анахайме 2026 года. Завод из Италии объединил усилия с Red Bull и командой Troy Lee Designs (TLD), имеющей большой опыт в американском мотокроссе и суперкроссе. Все подробности.
Драма в Сепанге: команда сообщила новости о состоянии Ноя Деттвилера - наступил решающий момент
Драма в Сепанге: команда сообщила новости о состоянии Ноя Деттвилера - наступил решающий момент

Швейцарский мотогонщик Ной Деттвилер из команды CIP Green Power получил многочисленные травмы, включая самые опасные, когда на установочном круге Гран-При Малайзии в него сзади врезался мотоцикл нового чемпиона класса Moto3 Хосе Антонио Руэды. Сам Руэда чудом не получил серьезных травм. Но Деттвилер до сих пор в реанимации Куала-Лумпура... Команда прислал новости о его состоянии. И как произошла авария.
MotoGP 2025: Алекс Маркес - о победе в Сепанге: домашняя работа сделана - задачи выполнены!
MotoGP 2025: Алекс Маркес - о победе в Сепанге: домашняя работа сделана - задачи выполнены!

Алекс Маркес замкнул круг, поставив точку в незавершенном деле еще 2023 года, когда на Sepang International Circuit он взял свою первую победу в спринте с Gresini Racing, а затем стал 2-м на финише Гран-При Малайзии. В 2024 году его "вежливо отстранили" от подиума Мартин, Баньяя и Старший Брат, но темп для битвы за победу в Сепанге у Алекса верхом на Ducati был всегда! Сегодня всё встало на свои места.
MotoGP 2025: Маркес-младший забрал Гран-При Малайзии, Баньяя снова выбыл, Honda на подиуме
MotoGP 2025: Маркес-младший забрал Гран-При Малайзии, Баньяя снова выбыл, Honda на подиуме

После полной перетасовки расписания Гран-При Малайзии из-за большой аварии на установочном круге Moto3, единственное, что казалось неизменным - гонка в Королевском классе. В то же время, гонка MotoGP 2025 года в Сепанге сложилась вообще не по сценарию. Угадать ее исход мог бы... только Марк Маркес! Что вообще произошло? Обзор и результаты MalaysianGP.
Диого Морейра - новый лидер чемпионата мира по Мото Гран-При Moto2!
Диого Морейра - новый лидер чемпионата мира по Мото Гран-При Moto2!

Гран-При Малайзии 2025 года, определенно, можно назвать днем крушения надежд: во всех трех классах произошли драматические изменения, связанные с ошибками лидеров чемпионата мира. Диого Морейра, который в следующем году переходит в MotoGP под крылом заводского проекта Honda, вышел в лидеры чемпионата Moto2 за 2 этапа до финала! Результаты MalaysianGP.
Чемпион Мото Гран-При Хосе Антонио Руэда чудом избежал травм после дикой аварии в Сепанге
Чемпион Мото Гран-При Хосе Антонио Руэда чудом избежал травм после дикой аварии в Сепанге

Пилот заводской команды Red Bull KTM Ajo - Хосе Антонио Руэда, оформивший досрочную победу в чемпионате мира по Мото Гран-При в классе Moto3 еще до приезда в Сепанг, получил ряд ...
Трансляция - главная гонка ГП Малайзии MalaysianGP MotoGP 2025
Трансляция - главная гонка ГП Малайзии MalaysianGP MotoGP 2025

Трудно представить исход этой гонки! Длинный заезд 20-го этапа MotoGP 2025 года - Гран-При Малайзии на Sepang International Circuit. #MalaysianGP от старта до финиша в прямом эфире с 10:00 по Москве
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 29 октября 2025
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


7.37 МЛН
годовая
аудитория
699681
посетителей
в месяц
14692
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island