МОТОГОНКИ.РУ, 4 октября 2024 - Пару-тройку лет все ждали, что Honda, крупнейшая мотоциклетная компания в мире все-таки отступит от своих многолетних принципов и возьмет на роль главного конструктора гайдзина. Гайдзин - буквально, чужестранец в Японии. Денег у Honda много, бюджет Корпорации в MotoGP временами достигал 100 млн долларов в год. Сколько сейчас, точно неизвестно, но никак не менее 85 млн.
Корпорация могла позволить себе любого. Но не любой мог позволить себе Корпорацию
Босс заводской команды Repsol Honda (в следующем году они будет именоваться иначе) Альберто Пуч: «Мы считаем, что Романо следует философии, которая превосходно сочетается с нашей. Мы давно думали о поиске кого-то столь же опытного в среде топовых европейских инженеров, но не было возможности. Как только она появилась, Honda сделала шаг вперед. Думаю, опыт Альбезиано очень ценен для Honda в целом».
Почему отказал Луиджи Даль′Инья и почему согласился Романо Альбезиано?
Джиджи и Марк Бьяджи, чемпионы World Superbike 2010 и 2012 годов, но этого мало!
Для Даль′Иньи переход в Ducati Corse был неизбежным выбором всей жизни. В 2010 и 2012 годах он выиграл два титула в World Superbike с новеньким Aprilia RSV4R и Максом Бьяджи верхом на нем. Даль′Инья придумал, как привести Aprilia в MotoGP. Он придумал, как ввести RSV4R со всеми его сверхсовременными фишками в класс CRT, а затем и напрямую в Королевский класс, уже без всяких "Claiming Rules".
Истинным прототипом, который создал для Aprilia Даль′Инья был RSV4R. То, с чем затем пришлось работать Романо Альбезиано - это отголоски инженерного гения Джиджи. Создай Романо свой байк, возможно, сегодня Aprilia сияла бы в лучах славы, но ему требовалось продолжать дело Джиджи, а это уже совсем другая история... не самая удачная для грандов такого уровня, тем более, в рамках проекта Aprilia.
Даль′Инья всегда знал: работая на Ноале, он никогда не выиграет чемпионат мира по MotoGP. Вся PIAGGIO GROUP и Aprilia, в том виде, в каком они существовали в 2012-13, не были ориентирован на MotoGP от слова совсем - не по бюджетам, ни по людям, ни по настроению. Поэтому, Даль′Инья принял приглашение Ducati (а некоторые говорят, что он сам предложил свою кандидатуру).
Луиджи Даль′Инья знал, КАК ВСЁ НУЖНО СДЕЛАТЬ, но в Aprilia у него не было достаточных ресурсов и инструментов - завод просто не предполагал этого!
Луиджи Дальинья, генеральный директор Ducati Corse
Сейчас, когда Джиджи наладил всё, как надо, он легко может сам себе придумывать челленджи по своему усмотрению. И с этой точки зрения, у него все в ажуре. Поэтому, переходить в Honda сейчас еще рано. Он мог бы сделать это, когда ему стало бы... скучно.
Но сейчас ему по-настоящему нескучно!!! Судите сами:
Первый челлендж был - прийти в Ducati и наладить заводскую структуру, чтобы она заработало. Сделано в 2014.
Второй челлендж: создать годный для битвы за титул прототип, почти с нуля. Сделано в 2018.
Третий челлендж: придумать идеальную мотивационную систему для пилотов, чтобы годный прототип заработал на 101%. Сделано в 2020.
Первая "несгораемая" цель перехода Даль'Иньи в Ducati: выиграть Кубок производителей с Ducati и сделать завод мультичемпионом MotoGP. Сделано в 2022.
Вторая "несгораемая" цель - "Тройная Корона" MotoGP: сделать пилота Ducati чемпионом, взять Кубок и еще командный титул. Сделано в 2022.
Совладать с самой сложной структурой команды, где два равноценных претендента на титул, и заставить их играть по СВОИМ правилам: челлендж на 2025 год.
Создать прототип под новые правила и стать первым в истории MotoGP руководителем заводского проекта, кому это удалось: челлендж на 2027 год.
У Романо Альбезиано еще всё впереди!
С точки зрения инженерии, Романо Альбезиано - гений не меньший, чем Джиджи. Однако, ему приходится работать в рамках тех ресурсов, которыми располагает Aprilia Racing. Чтобы создать СВОЙ RS-GP на 100%, Альбезиано потребовалось 7 лет. Только в 2022 он заработал на полную мощь. Альбезиано продержался 10 лет. Он и сегодня чувствует, что каждый раз, достигая новой высоты, проект Aprilia RS-GP оказывается на полшага позади ключевых конкурентов. Поэтому, сбежал, как Даль′Инья до него.
Выбор Альбезиано настолько же логичен и естественен, как выбор, сделанный Даль′Иньей 10 лет назад: Романо ЗНАЕТ, КАК сделать то, что нужно японцам; и они дадут ему необходимый ресурс!
Вполне вероятно, о желании Романо перейти в Honda знал и Алеш Эспаргаро. Именно поэтому ключевой пилот Aprilia, покинув сцену как призовой гонщик, незамедлительно подписал контракт с HRC на роль тест-пилота. И (важный момент) заберет с собой своего шефа, звезду гоночной инженерии MotoGP Антонио Хименеса.
Знал ли о будущем проекта Aprilia Маверик Виньялес, подписывая контракт с KTM? А вот это уже вопрос на миллион!
Совершенно определенно, о многочисленных перестановках в проекте совершенно ничего не знали ни Хорхе Мартин, ни Марко Беццекки, заключившие договора с Ноале сразу, как только представилась возможность. Ведь они рассчитывали на работу с Альбезиано! Но подписывали контракты не с ним, а с Массимо Риволой, вот что важно.
Альбезиано заберет с собой Алеша Эспаргаро и его инженера Антонио Хименеса
«Думаю, что Романо очень разумно поступил, подписав контракт с Honda, - заявил сегодня Алеш Эспаргаро, комментируя решение своего бывшего технического директора. - Итальянская инженерия и в целом европейские производители здорово выросли за последние несколько лет, как технологически, так и с точки зрения инженерной культуры. Так что уверен, Романо окажет огромную помощь Honda и их японскому центру разработки с его многочисленными идеями».
«То, что он сделал с RS-GP за несколько лет, трудно переоценить. Я видел и прошел весь этот путь вместе с ним и уверен, что перейдя в такую большую компанию, он сделает историю, вернув титулы в руки японской компании на посту Технического Директора - это высшая привилегия».
Эспаргаро уже бьет копытом, чтобы поскорее пересесть на Honda и начать работу с RC213V вместе со своим бывшим боссом.
Что думают другие инсайдеры?
Альберто Пуч, менеджер Repsol Honda
Альберто Пуч в пятницу в Мотеги стал центром внимания, комментируя ситуацию, тогда как сам Альбезиано пока выбрал политику молчания:
«Времена меняются! Honda всегда придерживалась стратегии строительства своих технологи "in house" - японский мотоцикл, японские разработчики, японская философия и так далее. Но нам важно принять тот опыт европейских разработчиков, которым обладает Альбезиано, - заявил Пуч. - Это будет великое единение японской и итальянской философии, опыта и идей. Но я не гарантирую, что в 2025 году у нас сразу появиться что-то радикально новое. Honda открыта для новых идей, но основная идея, воплощенная в RC213V, должна быть японской»
Пилот LCR Honda Жоан Зарко: «Хорошая новость, я считаю. Кто-то подобный Романо по весу должен был вступить в проект, чтобы встряхнуть его, принести сюда пару новых идей. Honda, так или иначе, получает полезную информацию от ряда европейских инженеров. У японцев есть возможность - вести параллельно разработку двух разных прототипов, поскольку ресурсы это позволяют».
Марк Маркес, звезда Honda, ныне выступающая за Ducati
Марк Маркес, звезда Repsol Honda, сбежавшая в Ducati ради сохранения собственной карьеры: «Нет сомнений, что Honda - это самая большая структура в MotoGP, с самым большим бюджетом. Но в конечном счете решения принимают люди. Проектом руководят 3-4 человека... на самом деле, наем инженера, который помог бы вывести проект из ямы, предложив реальное техническое решение, это минимальная инвестиция, на которую они могли бы пойти... еще пару лет назад!»
«Сейчас для Honda любое решение будет хорошим. Самое простое, как сэкономить время, это купить готового специалиста или готовое решение. Альбезиано - это и то, и другое в одном флаконе. Не надо что-то изобретать заново, если это уже существует. Создание чего-то с нуля и многочисленные циклы тестирования занимают слишком много времени, сил и средств. Когда ты проигрываешь, приходится запихнуть свою гордость в задний карман джинсов и искать радикальное решение. Это - оно!»