МОТОГОНКИ.РУ, 30 марта 2023 - Уроженец Турина лучше других знает, как устроены Большие Мотоциклетные Призы. Он возглавлял заводской проект Ducati в роли Директора команды, а также человека, ответственного за PR и маркетинг, а затем в той же роли перешел в HRC, прихватив с собой из Ducati главную звезду - Кейси Стоунера. После выхода Стоунера в отставку, Суппо на много лет занял пост директора Repsol Honda и покинул его в 2017.

Ливио Суппо, директор Repsol Honda в 2014 году
«Я бы сразу сказал, что мне не понравилась идея смены формата и введение спринтовой гонки, - заявил он в разговоре с итальянскими журналистами после Гран-При Португалии. - После гонки, я лишь утвердился в своем мнении. Теория может быть красивой, но на практике всё не так. Я хотел посмотреть на это непредвзято. Что же...»
Зритель, следом за гонщиками, начнет терять интерес к гонкам MotoGP, потому что... 42 гонки за сезон - это перебор, считает Ливио Суппо
Никто не сомневался, что первая MotoGP Sprint Race будет зрелищной битвой от старта до финиша. Но командам и гонщикам пришлось полностью изменить свой подход к уикенду, и многие оказались не готовы к такой радикальной перемене.
«С точки зрения зрелищности, спринт оправдал ожидания. Но проблема MotoGP в том, что сегодняшний формат избыточен. Гонщики перегружены. Начиная с пятницы, у них буквально нет ни минуты на отдых. Квалификации и Гран-При - это самые рискованные моменты уикенда, но теперь у них есть спринтовая гонка, которая по рискам превосходит и то, и другое. И они не получат за победу в спринте никаких дополнительных бонусов. Плюс, теперь по сути 3 квалификации подряд: FP1 и FP2 - зачетные, они вынуждены выкладываться на них на 100%, чтобы попасть в Q2; поработать на гонку они могут только на FP3, в субботу утром, но там климатические условия отличаются от Гран-При. FP4 была идеальной площадкой для подготовки к гонке. Теперь же, они готовятся большую часть уикенда к... спринтовой гонке!!! FP3 теперь не имеет никакого смысла... В общем, немыслимая глупость».
Гран-При должно оставаться Гран-При, но на деле, уже не так:
«Всё внимание теперь уделено спринтовой гонке. Но ключевым событием является Гран-При, а для него просто не остается ни сил, ни времени. На мой взгляд, Dorna следовало бы подумать, как сделать интересней именно воскресные события, гонку Гран-При. Да, они, может быть, продали чуть-чуть больше билетов в субботу. Но спринт перехватил всё внимание публики, а не Гран-При Португалии. И я хорошо представляю, как гонщики будут измотаны в ближайшем будущем - они просто перестанут ехать на главной гонке. Не представляю, как им удастся пройти этот самый длинный сезон в таком формате».
«Марини вынес Бастианини, Мир - Куартараро, Маркес - Оливеру. Это только начало, дальше подобных аварий станет больше, потому что сейчас гонщики еще свежи и полны сил. Я боюсь за них, потому что скоро у них начнет накапливаться усталость от многочисленных перелетов и перегрузок»
Слишком много событий - перебор, даже для зрителя:
«Знаете, впервые я не смог посмотреть квалификацию в Портимао. Не потому, что мне не интересно, а потому что... понимаете, я не могу себе позволить - провести перед телевизором весь день! У меня есть дела, семья, я не готов пожертвовать два дня подряд на MotoGP, потому что это не моя работа теперь. Это перебор. Я не хочу грузиться гонками весь день, тем более, в субботу. Я считаю, что MotoGP должно быть эксклюзивным событием, как Super Bowl. Super Bowl по сути своей ничем не отличается от других матчей Американского Футбола, но он собирает миллионы зрителей, потому что это особое событие, и победа в нем престижна. Это как Гран-При Монако в Формуле-1 или Уимблдонский турнир. Теперь же, в Гран-При победа имеет меньшее значение».
В техническом плане, ситуация в MotoGP тоже усугубилась - и она будет только ухудшаться в ближайшем будущем:
«Сегодняшние прототипы слишком сложные и дорогие, их проще контролировать на скорости, благодаря электронике, но на деле, совершать обгоны стало труднее. А чем труднее обгонять, тем проще ошибиться. Это я и увидел в Портимао! Марини вынес Бастианини, Мир - Куартараро, Маркес - Оливеру. Это только начало, дальше подобных аварий станет больше, потому что сейчас гонщики еще свежи и полны сил. Я боюсь за них, потому что скоро у них начнет накапливаться усталость от многочисленных перелетов и перегрузок».
«Мой ведущий инженер из Suzuki сказал мне: если бы у нас в 2022 году была аэродинамика, как у Aprilia, мы бы выиграли все гонки и Тройную корону»
Как же поступить, что улучшить ситуацию в MotoGP, Ливио?
«Многие говорят, что спринт интересней Гран-При, потому что там больше обгонов и аварий - зрителям нужно пощекотать нервы, это факт. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь предложил - отказаться от аэродинамики, чтобы упростить гонщикам процесс совершения обгонов. Сами гонщики говорят, что они уже сейчас борются на пределе физических возможностей, что им приходится прилагать больше усилий для борьбы... с мотоциклом. В MotoGP есть ряд технических причин, которые усложняют гонки, делают их менее зрелищными из-за снижения вероятности обгона. 1+1=2 - надо деинсталлировать аэродинамику! Это же так просто - она мешает!»
Но похоже, что на это никто не пойдет до конца 2026 года - регламент принят единогласно, все члены MSMA согласились...
«В этом-то и проблема! Их вынудили согласиться. Но ситуация будет только ухудшаться в следующие 3 года, и мы скоро можем стать свидетелями ухода из MotoGP Yamaha и Honda. Японские производители могут уйти, если ничего не изменится. Зачем им вкладывать деньги в то, в чем нет смысла? Suzuki сделали этот шаг в одностороннем порядке, потому что не хотят выглядеть дураками: зачем тратить миллионы на технологии, которые перестанут быть трендом в 2035 году? Honda и Yamaha имеют аналогичные долгосрочные планы. Они уже сейчас не видят перспектив в сражении с ветряными мельницами MotoGP, на которые дуют из Борго-Панигале».
Кто сейчас самый перспективный конкурент Ducati?
«В реальности, только у Ducati и Aprilia есть шансы конкурировать друг с другом в 2023 году. Они сделали большой шаг именно в области аэродинамики, которая теперь играет решающую роль, - и получили преимущество. KTM пытались этому препятствовать, но оказались в меньшинстве вместе с Honda. В плане аэродинамики Honda и Yamaha отстают, как минимум, на 3 года - они не догонят Ducati в 2023 и 2024. Мой ведущий инженер из Suzuki сказал мне: если бы у нас в 2022 году была аэродинамика, как у Aprilia, мы бы выиграли все гонки и Тройную корону».