МОТОГОНКИ.РУ, 26 ноября 2014 - Есть вероятность, что как минимум, в первый год французы не смогут обеспечить тот же уровень технологий, что был в чемпионате при Bridgestone. Одним из ключевых моментов современных шин Bridgestone в MotoGP является технология производства передних покрышек, обеспечивающих широчайший спектр техник входа в повороты, позднего торможения и так далее. По сути, все участники чемпионата - заводы - уже давно адаптировали свои шасси именно под эти шины. Поэтому ввод нового шинного регламента в 2016 станет ключевым изменением для всех, прежде всего, для заводских команд.
Управление современным спорт-прототипом в Гран-При - это умение "прыгать вокруг переднего колеса": геометрия шасси и профиль покрышек Bridgestone диаметра 16.5" позволила безопасно наклонять мотоциклы до 64 градусов к точке опоры, под это было адаптировано все - от формы пластика до расположения и формы подножек пилота, а
высокая степень стабильности поведения каркаса передней покрышки при боковых и фронтальных нагрузках (при жестком торможении) дала возможность многим пилотам перейти на нестандартные стили пилотирования, "резать" траектории при входе в повороты, сокращая время их прохождения.
Это невозможно, например, в Moto2, где используются шины Dunlop, согласно словам того же Марка Маркеса: "В Moto2 так управлять мотоциклом невозможно, - сказал Маркес. - На первых же тестах MotoGP, в Валенсии, а затем в Сепанге ощутил, насколько гибче ведет себя мотоцикл MotoGP: его передняя шина позволила проходить повороты гораздо агрессивней".
Bridgestone активно прогрессировал в MotoGP до 2009 года, так что в этом самом году выиграл тендер на поставку шин в чемпионат. К 2012 году японская компания стала диктовать правила разработки, тестов и формирования комплектов шин для команд в ходе сезона, ни на минуту не прекращая процесс улучшения своих продуктов.
Но до 2006 года в чемпионате правил Michelin: французские шинники выиграли 26 чемпионатов за 30 предыдущих сезонов, доминируя в Премьер-классе. Правда, за семь лет отсутствия у них не было никакого опыта работы с прототипами, кроме исключительных тестов, которые начались только летом 2014 года.
"Испания Michelin в MotoGP очень большая, не думаю, что они нас каким-то образом [неприятно] удивят, - сказал директор Repsol Honda Ливио Суппо. - Но передние покрышки Bridgestone всегда были очень хороши, пилоты могли легко реализовать потенциал мотоцикла с ними. Вот это будет главным вопросом: смогут ли пилоты сразу переучиться на новые профили. Думаю, это будет основной проблемой [в первый сезон]. Но в Michelin много опытных инженеров, они смогут решить этот вопрос и обеспечить нас хорошими шинами".
Ducati Corse всегда работала именно с Bridgestone. Паоло Чьабатти, новый директор заводской команды Ducati спокоен по поводу возвращения Michelin, зная результаты первых тестов, которые провела объединенная команда разработчиков Michelin и Ducati: "Мы уже провели несколько испытаний с Миккеле Пирро, его отзывы были весьма положительными", - отметил итальянский менеджер.
Лин Джарвис, руководитель заводского проекта Yamaha Factory Racing, как и оба его коллеги, спокоен: времени для разработки предостаточно.
"Сейчас рано давать какие-то оценки, у них есть 14 месяцев, чтобы подготовиться к чемпионату 2016 года, - считает Джарвис. - Очевидно, что это будет своего рода шоковая терапия, потому что нам предстоит множество тестов с заводскими пилотами. И поверьте, это будет настоящая головная боль для всех! Глядя на календарь, на то, сколько времени у нас будет на переход, мы уже сейчас начинаем планирование: нужно ли будет нанимать новый персонал или нам хватит ресурсов действующих команд?"
"В любом случае, приход Michelin широко приветствуется в свете того, что Bridgestone - к нашему великому сожалению! - не сможет продолжать работу в чемпионате, мы будем плотно с ними работать, помогать, потому что мы в этом заинтересованы в первую очередь. В связи с этим будет много сложностей".
Ducati, Honda и Yamaha уже заключили трехстороннее соглашение о проведении тестов с Michelin с целью скорейшего выхода французских шинников на нужный технологический уровень, здесь заинтересованность заводов очевидна.
"Наши представители будут присутствовать на каждых тестах по понедельникам [Michelin запланировал не менее 20 тестовых сессий, 15 из которых пройдут в 2015 году сразу после Гран-При на актуальных гоночных треках, - прим. МОТОГОНКИ.РУ], - рассказал Чьабатти. - Все эти испытания связаны с дополнительными проблемами, связанными с логистикой, техническим обеспечением и дополнительными расходами. Мы хотим сделать все, что нужно, чтобы в 2016 году Michelin вступил в серию на высокой ноте".
Требования команд и шинников могут различаться. Например, пилоты всегда хотят больше шин, если не в количестве баллонов на уикенд, то хотя бы ассортимент. К 2014 году Bridgestone разработала оптимальное "меню" с учетом специальных шин для Open и Factory-команд. Но варианты изменений в шинных правилах сейчас изучаются Dorna и Michelin.
Возвращение шин переходного типа (для гонок в условиях, когда для использования дождевых покрышек недостаточно воды из-за наличия сухих участков на трассе) часто обсуждается в паддоке, но Ливио Суппо, например, не видит смысла нагружать Michelin этой задачей: "Да, могли бы такие покрышки и вернуться, спору нет. Но мне трудно представить ситуацию, когда они по-настоящему нужны. Вернее, такие случаи в сезоне могут возникать крайне редко. Мы обошлись в этом году без них, могли бы обойтись и в будущем".
Одним из ключевых тем в переходе на Michelin является возврат чемпионата на 17-дюймовые колесные диски, как прежде поступили в World Superbike. Есть, однако, существенное отличие: в WSBK используются мотоциклы, шасси которых базируется на серийных версиях байков, изначально разработанных для 17" ободов. В Pirelli отметили, что возвращение на этот диаметр позволил улучшить показатели и снизить время круга. Но как будет обстоять дело в MotoGP, пока никто не знает.
Всерьез этим вопросом команды и французские шинники займутся в феврале, в Малайзии, когда вернутся на трек в рамках первых официальных сезонных тестов MotoGP.
Фотография из архива MOTOFOTO.RU
Сотни ярких кадров, которые могут украсить ваш дом, офис или гараж