МОТОГОНКИ.РУ, 24 сентября 2025 - Свободе, прикольному раздолбайству и романтике в MotoGP окончательно приходит конец. Все отмечают легкие изменения, которые появились под воздействием американской идеологии. Пока они малозаметные и не вылезают наружу. Но после Мизано стало ясно, что тренд сформировался и дальше не будет проще.
Первыми же пострадали испанцы, не привыкшие к особому порядку в паддоке.
В Мизано на всеобщем брифинге в четверг гонщиков MotoGP уведомили о введении нового обязательного формата предстартовой процедуры. Теперь все пилоты Королевского класса вместе с боссами Dorna и представителями автодрома и местных властей должны присутствовать на церемонии исполнения гимна принимающей страны.
Это - формат предстартовой процедуры Формулы-1, который был введен после прихода Liberty Media. Формат подразумевает, что автодром организует "шоу" с необычным исполнением гимна своей страны, а все остальные должны в этом участвовать, внимая и выражая глубокое смирение. Разные забавные (иногда просто нелепые) исполнения гимнов в MotoGP мы наблюдаем уже лет 5. Но теперь в этой показухе должны участвовать и гонщики. Безоговорочно.
Марк Маркес первым высказался против обязательного присутствия гонщиков на "школьной линейке", поскольку в MotoGP перед стартом пилоту нужно сосредоточиться и отключиться от реальности, а здесь его делают клоуном из массовки. Год назад Марк также негативно высказывался и о Riders Parade, когда гонщиков MotoGP показательно катают по трассе на платформе, как цирковых животных, когда шапито приезжает в очередную деревню для выступления. Но затем Марку дали понять, что сопротивляться бесполезно и совершенно невыгодно - надо молча подчиниться, поскольку ЭТО ПРОПИСАНО В ЕГО КОНТРАКТЕ С ПРОМОУТЕРОМ. И Марк быстро переобулся, заявив на следующем этапе, что парад - «очень интересная возможность поделиться своими мыслями».
Как известно, гонщики оформляют перед сезоном два контракта: первый подписан с командой, где указываются обязанности и ответственность сторон, гонорары и всё такое; второй контракт с Dorna Sports, по сути, это свод обязательств пилота перед промоутером - что он ОБЯЗАН делать по первому требованию Dorna и даже без требования вообще, на систематической основе. Какую одежду носить, что говорить в интервью, в какое время и где быть для брифинга, когда являться на интервью, кому давать интервью, когда, в каком объеме, в каких мероприятиях участвовать, а в каких - нет, и с кем пилотам запрещается общаться.
Также там есть пункт о требовании участия в официальных мероприятиях организатора с указанием конкретных штрафных санкций за пропуск или ненормативное поведение.
О каждом таком мероприятии участники MotoGP извещаются заранее. Райдер с обязательным списком интервью, трансляций и событий в рамках уикенда (причем, со среды, а не с четверга) публикуется в понедельник-вторник, в зависимости от локации и особенностей этапа. Рассылают этот райдер с общим пакетом документов всем аккредитованным СМИ, чтобы те были в курсе.
Маркес умный парень, и намек, который ему сделали после «комментариев с негативным оттенком» о новой предстартовой процедуре (и угроза штрафа в 2000 евро за игнор процедуры) сработал - больше он и слова не говорит обо всем этом, смиренно участвуя во всех акциях.

Вот так в прямом эфире делать точно не стоит!
А вот Педро Акоста решил в Мизано показать свой нрав: при исполнении гимна Италии демонстративно не снял кепку с головы, за что тут же получил штраф 500 евро от Дирекции «за нарушение регламентной процедуры».
Для Акосты уикенд в Мизано вообще сложился катастрофически неудачно: разрыв цепи в главной гонке прервал его схватку за подиум, но затем он допустил еще один промах, в сердцах показав мотоциклу средний палец. Подобное в прошлом с Honda делал и Марк Маркес, к чему это в итоге привело, мы знаем - Маркес больше не работает с Honda. Пока, команда KTM никак не отреагировала на жест своего пилота, который был адресован не только мотоциклу. Но вполне вероятно, что к Педро будут вопросы у Dorna.

Следи за языком, Фабио!
Как стало известно уже после Мизано, Dorna донесла до менеджеров команд, что штрафные санкции, касающиеся ошибок их пилотов в плане регламента организации событий, будут иметь своего рода накопительный характер: они будут расти за рецидив
Несколько лет назад тотальное ужесточение регламента поведения в паддоке произошло в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, где промоутер объявил о тотальном контроле за поведением гонщиков вплоть до жесткой цензуре тем в интервью, которые те дают журналистам. Гонщиков обязали ходить только в конкретной одежде и обуви при нахождении в паддоке, ввели регламент общения со СМИ и обязательные процедуры автограф-сессиий, интервью для спонсоров и так далее. За каждое нарушение предусмотрен крупный денежный штраф. Вы можете вынести соперника при входе на трамплин и не понести за это буквально никакого наказания, но за негативные нотки во время интервью в адрес промоутера или локального организатора мгновенно последует штраф в 2000 евро.
В Формуле-1 вот всё точно так же! Единственное, что психологическая и физическая нагрузка на автогонщиков существенно ниже, чем в мотоспорте, а их гонорары в разы выше - им есть, что терять.

На лице Френки давно нет улыбки
После Гран-При Сан-Марино гонщики MotoGP дали понять, что нововведения им не нравятся. Однако, обсуждать их открыто отказались, опасаясь репрессий
Обычно, публика на стороне спортсменов. Но гонщики по-прежнему не имеют права голоса, своей ассоциации или профсоюза, чтобы как-то влиять на ситуацию и договариваться с промоутером.
Паровозик, который смог
В целом, в забавных шоу нет ничего дурного. Но есть такой момент, как рост давления на спортсменов. В AMA Supercross и SMX этот фактор третий год подряд приводит к катастрофическому количеству серьезных аварий: гонщики готовы бороться за призовые на грани убийства друг друга, они просто слетают с катушек во время гонок, допуская серьезные ошибки.

Купер Уэбб, тот, который выдержал
В итоге, побеждает, вероятно, не самый лучший спортсмен, но самый выносливый и психологически стабильный, мудрый. Таким на протяжении лет был Купер Уэбб, что и принесло ему титул AMA Supercross 2025 года! А вот Хайден Диган, доминировавший в 250-кубовом классе весь год, под конце сезона все-таки не выдержал и допустил ряд ошибок - получил травму, так что теперь переживает из-за шанса не поехать на Мотокросс Наций. А чемпиона мира по мотокроссу Хорхе Прадо политические игры в Америке вовсе лишили перспектив - он даже не подозревал, что американцы способны на подобные финты. Но контракт...
Мотокросс, Суперкросс, MotoGP и World Superbike сегодня являются оплотом сильных традиций настоящего мужского спорта, где, как известно, для игры требуются оба шара***
Liberty Media хочет внести в MotoGP массу своих нелепых церемоний, что делает нелепой саму предстартовую процедуру. Во-первых, потому что это никого в принципе не интересует. Во-вторых, потому что это портит атмосферу. Наконец, потому что это создает ненужную суету, которая отвлекает атлетов от подготовки к сражению. Впрочем, к этому можно кое-как привыкнуть. Весь вопрос, зачем это всё нужно. Ответ налицо: участие в этих церемониях тоже можно продавать за большие деньги!
Тема побольнее
Есть еще такая тема, как целенаправленное унижение младших классов чемпионата мира по Мото Гран-При. Это тоже идея Liberty Media по образу и подобию Формулы-1, потому что нужен только один сильный бренд, как то самое кольцо...
Три кольца - для эльфов, семь - для гномов, девять - для людей, но «Одно Кольцо, чтоб всеми править, чтоб всех собрать и в цепи сковать»
Потому что для доминирования и монополии в каждой индустрии нужен только один сильный бренд: в автоспорте - Формула-1, в мотоспорте - MotoGP. Всё остальное по мнению и видению Liberty Media не должно иметь силы, власти и аудитории.

Как быть с одним из величайших гонщиков всех времен Анхелем Нието?
Поэтому, новый нарратив Dorna Sports - считать только мировые титулы в Королевском классе, а не суммировать их с младшими.
Если внимательно почитать пресс-релизы, которые пишет офис MotoGP, можно заметить разницу по сравнению с тем, как их писали год назад, когда говорили о Баньяей, Мартине, Маркесе и других чемпионах.
Примерно с середины лета 2025 года изменился подход к прославлению Марка Маркеса: он должен стать 7-кратным чемпионом MotoGP, а не 9-кратным чемпионом мира - на такой формулировке теперь настаивают в Dorna. И это следствие новой политики Liberty
В 70-х, 80-х, 90-х и 2000-ных годах чемпионы Мото Гран-При младших классов были знамениты на весь мир, и это было так же почетно, как выступление в Королевском GP500. Больше половины Легенд MotoGP - мультичемпионы, ставшие знаменитыми, благодаря битвам в классах GP125 и GP250. Но заявления, сделанные представителями Dorna на презентации нового Зала Славы MotoGP - намек на то, что эти титулы, оказывается, теперь имеют меньшее значение и важность для мотоспорта, чем победы в MotoGP.

Легенда MotoGP Макс Бьяджи, который никогда не был чемпионом MotoGP, но является 2-кратным чемпионом WSBK и 4-кратным чемпионом GP250
Одним из самых парадоксальных примеров Легенды MotoGP является Макс Бьяджи, который так никогда и не стал чемпионом именно в MotoGP, но вступил в Королевский класс 4-кратным чемпионом класса «250», а затем стал 2-кратным чемпионом World Superbike после того, как его изгнали из MotoGP. Но он был настолько популярен и заметен, что Dorna просто не могла бы проигнорировать его роль в мировом мотоспорте!
Поэтому, в Легенды MotoGP будут зачислять тех, кто сумел ярче выступить именно в Королевском классе. Правда, список таких гонщиков не безграничен, и Dorna придется придумать какой-то новый нарратив через 2-3 года.
А этих куда девать?
Еще такой нюанс: из сотен молодых гонщиков, стремящихся в Гран-При через ETC, FIM JuniorGP и Red Bull MotoGP Rookies Cup в чемпионат мира ежегодно попадают лишь 2-5 человек. Остальные остаются ни с чем навсегда. И эта избранность будет культивироваться и дальше, учитывая физическую неспособность Dorna расширять свои чемпионаты. Но выбор, кого вводить в Мото Гран-При, а кому указывать на дверь, становится слишком политизированным. Пока есть система Академии GP KTM, лучшие пилоты Rookies Cup и FIM JuniorGP гарантированно получают шанс в чемпионате мира по Moto3. Но после 2027 года эта система, скорее всего, рухнет. И Liberty нарочно не будет ее спасать.

На ESBK Moto4 полная стартовая решетка
Если слухи из паддока о договорняке с Yamaha насчет Moto3 правда, с 2028 года вообще вся система преемственности между юниорскими сериями и Гран-При развалится
Что говорят староверы старожилы, в том числе, из числа боссов команд Moto3/Moto2? Они уверены, что Dorna вынуждена будет сохранить юниорскую тему в том самом виде, в котором она существует сегодня: категории Pre-Moto3 будут объединены под единой вывеской "Moto4" - туда войдут все мотоциклы типа KTM RC250R и 2-цилиндровые "трехсотки", поскольку с 2012 и 2018 года их было произведено невероятное количество, и девать их просто некуда, а других просто и нет.
Но класс Moto3 станет совершенно обособленным, оторванным от юниорских серий в плане техники. Если идея Dorna и Yamaha - правда, и они подпишут контракт, чтобы базовым двигателем Moto3 с 2028 года стал 2-цилиндровый мотор 689 куб.см. мощностью 73 л.с., это станет высокой ступенькой при вступлении в начальный класс Гран-При. Сейчас есть прямая линия, когда сильнейший пилот RBRC пересаживается на мировой Moto3, получая прибавку в мощности примерно в 15 л.с., с чем может справиться. И обычно, сильнейшие выпускники Red Bull и FIM JuniorGP сразу же выстреливают и в чемпионате мира. Но с 2028 года эта система будет полностью разрушена, и новобранцам придется пересаживаться на принципиально иной мотоцикл.
Думает ли об этом Liberty, неизвестно. Даже Dorna никак не может определиться, каким путем идти - логичным технически обоснованным (450-500 куб.см.) или политически мотивированным (под давлением FIM заключить контракт с Yamaha).
Но есть опасение, что сейчас Dorna идет по пути принижения значимости младших категорий. Им их требуется сделать как можно более массовыми (и растиражировать), чтобы обеспечить продажи мотоциклов (двигателей), но также продажи мест в эти серии, поскольку выпускников юниорских категорий гораздо больше, чем 2-5 человек в год. 90% их становятся никем, а это слишком негативный показатель.
Подход к организации Ф-1 может не подойти для MotoGP
У Liberty нет никаких идей, как бы это организовать в будущем, поскольку это их как бизнес не интересует. Они не думают, куда девать сотни выпускников высших категорий картинга: есть множество разных «формул», есть другие виды автоспорта, куда быстрейшие юные картингисты затем могу вступить. Но в мотогонках таких категорий только две - это World Superbike и MotoGP, где нужны только 40 избранных со всего мира. Промежуточные классы и сейчас не являются великим делом, потому что все деньги - в MotoGP, либо в заводских командах WSBK, но как выясняется, работая даже в заводской команде Мирового Супербайка, нельзя построить себе новый дом...

Финал чемпионата мира по картингу в Ле-Мане
В мотоспорте это сильно демотивирует - никто не хочет целенаправленно строить карьеру в Супербайке, поскольку это... просто тяжелый труд, который не сделает мультичемпиона мира мультимиллионером
В Формуле-1 Liberty уже выстроила эту систему: младшие формульные классы - это даже не инкубатор, а система резерва F1. Имена пилотов из младших формул никого не интересуют, пока на них не укажут пальцем и не назовут «будущим Шумахером». Никто не знает чемпионов мира и призеров в картинге (наш аналог - FIM JuniorGP), поскольку их достижения при переходе в младшие формулы ничтожны. Но вероятность стать избранным толкает сотни юношей заниматься картингом во всех странах, даже в России в национальном чемпионате - более 140 постоянных участников!!! Опять же, их имена знают лишь вовлеченные в этот вид спорта, чемпионат России по картингу не освещается в широкой прессе, даже специализированной спортивной.
В MotoGP это работает иначе: иногда, мы следим за карьерой пилота едва ли не с первого дня, как он пришел в младший класс - и на протяжении следующих 5-7-10 лет (кому как повезет). Мы интересуемся, как он растет, потому что истинных талантов видно сразу. И в среднесрочной перспективе рождаются выдающиеся истории успеха, которые и позволяют формировать аудиторию, фанатскую базу. Но это требует не менее 5 лет. Таких пилотов буквально выращивают.
Валентино Росси, Кейси Стоунер, Лорис Капиросси, Дани Педроса, Макс Бьяджи, Хорхе Лоренцо, Марк Маркес - за их карьерой следили с первых дней, ибо они появились в Мото Гран-При не случайно
Судьба или чей-то Большой План, назовите, как хотите. Сейчас таких в Moto3 стало даже больше, и мы следим уже за 3-4 претендентами на подиум младшего класса, как через пару лет они уже борются за призы в Moto2. Преемственность - главное, что есть в Мото Гран-При, и что позволяет удерживать внимание аудитории на протяжении десятилетий.
Карьера Валентино Росси считается самой длинной (25 сезонов) и самой успешной, поскольку он был стабильно узнаваемым с первого дня, с 1996 года и до финала на Гран-При Валенсии в 2021 году; за эти годы ему удалось собрать рекордное количество подписчиков в соцсетях - более 13.5 миллионов - больше, чем у самого канала MotoGP на тот момент
Но по мнению Liberty, это слишком длинная история, которой трудно управлять и в которую придется вкладывать слишком много денег. Однако, суть противоречия в том, что именно Dorna Sports пошла на это в 2012 году, и мы видим плоды - тот чемпионат MotoGP, который и заинтересовал Liberty!
То, о чем говорил Кармело Эспелета в Мизано, - что Liberty не вмешивается в решения Dorna, - временное явление, и связано лишь с тем, что американцы еще просто не знают, как правильно (с их точки зрения) поступить. Они вносят свои коррективы в ту часть шоу, которая, как им кажется, никак не отражается на сути. Но возможно, они ошибаются, поскольку эти мелочи и станут главным элементом, который сформирует имидж MotoGP после 2027 года.
*** Старая шутка гласит: «Football only needs one ball but motor racing takes both», что в футболе для игры достаточно одного мяча (one ball), а в мотогонках каждому требуются «оба шара» (то есть, нужны яйца - both balls), что характеризует необходимость смелости и мужественности для занятий мотоспортом.




