МОТОГОНКИ.РУ, 2 июня 2021 - Самый первый Большой Приз в Монтмело разыграли в 1992 году, так что это будет юбилейный, 30-й сезон подряд, когда Мото Гран-При приезжает на Circuit de Barcelona-Catalunya. Но история каталанского этапа куда длиннее...
Грандиозная история Гран-При Каталонии
До 1992 года Каталония регулярно проводила гонки Гран-При Формулы-1 и Мото Гран-При на трассе в самом центре, в районе Монжуика - это большой холм, возвышающийся над всем городом, и сегодня он превращен в грандиозный парк.

Гонки Формулы-1 на горе Монжуик
В прошлом, там размещался оборонительный форт, который держал под контролем весь залив. Затем, форт стал музеем Монжуика. На Монжуике полно всяких достопримечательностей, включая пару больших соборов, ботанический сад и два больших спортивных сооружения - исторический футбольный стадион Estadi Olímpic Lluís Companys 1927 года постройки и плавательный бассейн, который был полностью перестроен к Олимпиаде. Гоночная трасса был проложена по дорогам общего пользования мимо стадиона, опоясывала всю гору холм и спускалась к Avinguda de la Reina Maria Cristina, перед большими фонтанами Монжуика.

Гонки Мото Гран-При на горе Монжуик, 70-е
Об уровне "безопасности" трека можно судить по этой фотографии: узкая и изобилующая крутыми обрывами, особенно, в восточной части, трасса перестала удовлетворять любым нормам FIM еще в конце 80-х. К тому же, на Монжуике никогда не было стационарных трибун, и допуск на гонки Формулы-1 и Мото Гран-При всегда представлялся сложной задачей для организаторов - как и обеспечение безопасности зрителей. Нужно было новое, современное решение.
Оно нашлось, благодаря... Олимпийским играм, которые Барселона должна была принять в 1992 году. История создания нового комплекса в Монтмело такая.

Вид на трассу и паддок Circuito de Barcelona-Catalunya до 2020 года (со старым 10-м поворотом)
Автодром, изначально созданный для Формулы-1, превосходно подошел и для MotoGP, в чем никто особенно и не сомневался. Бюджет для постройки современной трассы, способной принять Формулу-1, отжали из бюджета, выделенного на... постройку олимпийских объектов. Собственно, автодрома в Монтмело и был построен, как один из олимпийских объектов! Идея состояла в том, чтобы на новеньком асфальте Circuito de Catalunya можно было провести пару соревнований из олимпийской программы, но затем эксплуатировать его по прямому назначению. И это сработало. Место было выбрано именно с целью, чтобы в будущем проводить там крупнейшие мировые авто- и мотогонки. Монтмело выбрали, поскольку это был ближайший пригород Барселоны, но куда можно было попасть из центра на метро (электричке) за какие-то 30 минут или за 15 минут на такси. Оценивались также и логистические преимущества: в Монтмело можно было легко попасть по активно строящимся в Европе трансальпийским автострадам из Франции, что гарантировало огромный наплыв фанатов со всего континента. Поэтому, там было запланировано строительство трибун общей заполняемостью в 140 тысяч человек. И это тоже сработало! Аншлаг в Монтмело случился уже на третий году проведения Гран-При Каталонии.

Было и так: Circuit de Barcelona
Барселона добилась включения названия города в имя стадиона только в 2013 году, когда муниципалитет стал одним из официальных спонсоров трассы. С 1992 года название автодрома менялось трижды: от Circuit de Catalunya - через Circuit de Barcelona - к привычному, современному Circuit de Barcelona-Catalunya.
В этот раз Гран-При Каталонии будет проведено там впервые в «нормальном» режиме и в привычное время, в начале июня, да еще и со зрителями!
Идеальный неидеальный трек
С 2016 года конфигурацию трассы меняли трижды - почти каждый год. В основном, это касалось финального сектора, от 10-го до 14-го (15-го) поворотов. После инцидента, унесшего жизнь пилота Moto2 Луиса Салома 3 июня 2016 года, FIM и Dorna настояли на значительном расширении зон безопасности 12-го и 13-го поворотов. Это была большая реконструкция, потому что пришлось перенести на 20 метров не только ограждения, но и трибуны. Затем, была изменена конфигурация 13-15 поворотов: ее сделали в форме шиканы, как в Формуле-1. Но в итоге, вернули назад классический вариант. Наконец, в 2020 году грандиозной перестройке подверся сектор 10-го поворота, который все хорошо знают по огромной бетонной зоне вылета, выкрашенной в красный с логотипом автодрома.
Этот поворот сровняли с землей, а затем отстроили с нуля: он стал шире, радиус - больше, зона вылета увеличилась на 30 метров. Вот, как теперь выглядит этот вираж:

Вот, как теперь выглядит 10-й поворот Монтмело после реконструкции
Трассу испытали пилоты World Superbike. Гонки MotoGP здесь еще не проводились, однако, большинство пилотов Гран-При успели потестировать обновленный трек на серийных мотоциклах, включая Марка Маркеса.
С 10-м поворотом связана очень неприятная для Хорхе Лоренцо история. Да, ее будут припоминать уроженцу Майорки еще много лет...

Le Grand Fuck Up в исполнении Хорхе Лоренцо, Гран-При Каталонии 2019 года
В 2019 году, когда он вошел в состав Repsol Honda, Хорхе почему-то решил, что он, наконец, прочувствовал Honda RC213V - и вот теперь, именно на гонке в Барселоне может показать всем, что он действительно чемпион. Вместо этого, Лоренцо допустил грубейшую ошибку на торможении, пытаясь пройти весь пелетона левее левого перед 10-м поворотом. Тогда он имел очень острый угол и малый радиус, и соперники собрались плотной группой перед входом в вираж. Лоренцо вдарил прямо в бок Андреа Довициозо, прихватив с собой Валентино Росси, а также Маверика Виньялеса. Единственный, кому повезло в этой ситуации, был Марк Маркес, возглавлявший группу с минимальным преимущество. Выбив из гонки всех преследователей, Лоренцо обеспечил Марку победу. И как считается, чемпионский титул: потому что после Гран-При Каталонии отрыв Маркеса от Довициозо в чемпионате моментально вырос до опасной границы, Андреа так и не удалось компенсировать потерю тех очков... серьезный ущерб понесли и пилоты Monster Energy Yamaha MotoGP. Лоренцо же в той аварии получил травму спины, которую усугубил на следующий день, на тестах, вылетев в гравий повторно...
Традиционная статистика: кто же лучший?
И все же, Валентино Росси остается самым успешным и результативным пилотом всех классов MotoGP в истории Гран-При Каталонии: на его счету 10 побед, включая 7 в Королевском классе (6 в MotoGP и 1 в GP500), 2 в GP250 и 1 в GP125. Росси доминировал в Монтмело всегда, и с Honda, и с Yamaha. Даже с Ducati в 2011-12 годах его прогресс по ходу гонок в Барселоне можно назвать неплохим - 5 место и затем 7-е.

Дуэль между Росси и Лоренцо
Circuito de Barcelona-Catalunya - площадка классических дуэлей в последнем повороте между Росси и Лоренцо. Здесь эти двое зажигали в 2008 и 2009, и только травма Росси не позволила ему чпокнуть по носу навязчивого напарника в 2010. Хотя, кто знает!.. К тому моменту Лоренцо уже был достаточно подготовлен к тому, чтобы раскусить все хитрые комбинации Великого и Ужасного.
Несмотря на то, что дизайн трека как бы благоволит Ducati, именно Yamaha всегда имели большую фору в Монтмело: после временного ухода Росси из заводской команды, его легко заменил Лоренцо - Хорхе выиграл Гран-При Каталонии на борту YZR-M1 в 2010, 2012 и 2013 годах. Противостояние с Росси в 2015 году также привело Лоренцо к победе в Монтмело, а Росси забрал победу себе в 2016.
Хорошо мотивированный Лоренцо преподнес Ducati сюрприз, выиграв Гран-При Каталонии 2018 года на борту Desmosedici. Всего же за историю автодрома пилоты Ducati побеждали в гонках 4 раза, включая самую первую победу Борго-Панигале в MotoGP - победу Лориса Капиросси 2003 года.
Honda выигрывали гонки здесь 6 раз: дважды - с Росси (в 2001 и 2002), затем по одной победе HRC принесли Педроса (2008) и Стоунер (2011), а в 2014 и 2019 - Марк Маркес.
Гран-При Каталонии 2020 года - миллион поводов пересмотреть гонку еще раз
Для Suzuki, Барселона - это странная история. Единственную победу здесь заводу принес в 2000 году будущий чемпион мира Кенни Робертс-младший на RGV500. В прошлом году напарники по Team Suzuki Ecstar - Жоан Мир и Алекс Ринс - оба взошли на подиум, причем, не ожидая подобного исхода. Но та гонка заложила основу для взятия титула Миром.

Жоан Мир поздравляет Фабио Куартараро с победой в Каталонии
Победу в гонке одержал Фабио Куартараро. Для него это тоже был сюрприз, учитывая все проблемы, с которыми он столкнулся в августе с начале сентября. Но 27 сентября 2020 года он доминировал!
Вообще, гонка 2020 года запомнится надолго! Она хорошо врезалась в память, благодаря ряду неожиданностей.

Зарко сделал все, чтобы Довициозо покинул сцену с высоко поднятой головой
Гонка MotoGP началась с завала, организованного нервным Жоаном Зарко: под горячую правую руку француза угодил... Андреа Довициозо! Это был шок для обоих, а причиной внезапного (и столь неудачного) торможения перед 2-м поворотом стало едва заметное движение, которое совершил Данило Петруччи: Зарко испугался, что Петруччи перетормозит и завалится, но именно это совершил он сам, тогда как Петруччи продолжил заезд. Довициозо в тот момент окончательно утратил любые шансы на борьбу за титул (снова, как в 2019!!!) Но наверное, он может сказать «спасибо» Зарко за тот инцидент: у Андреа все равно не было ни шанса выиграть чемпионат, а так Жоан сделал все, чтобы итальянец покинул сцену с высоко поднятой головой. Ну, может быть.

Думал ли я о победе? Не скрою, я соблазнился - признался Росси после неудачи в Каталонии 2020 года
Затем, в этой гонке на подиум (вторым после Куартараро!) мог взойти Валентино Росси: 41-летний ветеран MotoGP очень комфортно и уверенно следовал за своей молодой заменой, он ничем не рисковал, но - то ли задумался, то ли упустил какие-то важные вещи из вида - за несколько кругов до финиша в том же 2-м повороте, где в начале гонки от руки Зарко пал Довициозо, прилег и сам Доктор!..
Интересно, что именно утром того же дня Росси и Yamaha объявили о переходе Валентино в Petronas Yamaha SRT на 2021 год. Возможно, это эмоциональное состояние подвело великого итальянца...
Валентино Росси никогда еще не был столь многословен и самоироничен, как после провала миссии в Барселоне 2020 года! Тогда он родил фразу, которую после удалось нормальным образом интерпретировать и расшифровать ее посыл: «Я строил капеллу, а получилась какая-то шляпа
» - если интересно, почитайте, что имел в виду Великий и Ужасный, и про этимологию этого высказывания...
К чему готовиться в 2021?
Yamaha и Honda ожидают трудный уикенд, тогда как Ducati надеются на реванш после провального этапа в Муджелло.
В целом, ситуация из Муджелло может целиком и полностью перекочевать за 1200 км - в Барселону: кто-то еще, кто-то третий неожиданно замахнется на Большой Приз и подиум.