МОТОГОНКИ.РУ, 2 июня 2021 - История, начавшаяся в далеком 2008 году в Чемпионате России по ШКМГ - еще «том, в Мячково», неожиданно продолжается сегодня на Moscow Raceway - и других российских автодромах. Уникальная и интересная.
Я не знаю никого, кому бы удалось совершить успешный камбэк в мотоспорт после нескольких пропущенных сезонов. Обычно, если ты пропустил год или два конкурентной борьбы, это означает, что карьера - профессиональная или любительская - завершена, и это аксиома. А если ты живешь в Челябинске, а до ближайшего автодрома чуть-чуть ближе, чем до Монголии, вы можете себе представить, какой силой воли надо обладать, чтобы воплотить свои мечты о мотоспорте!
Брад Биндер, KTM Factory Racing MotoGP, победитель Гран-При Чехии 2020 года: «Без Маркеса на старте каждый чувствует, что может выиграть - и это мотивирует всех выкладываться больше и ехать быстрее!»
Вася Федоров, пожалуй, первый, для кого мотоспорт стал определяющей линией всей жизни. Вернуться в мотоспорт и преуспеть оказалось не сложнее, чем поменять работу и переехать в ради мотогонок в столицу.

Вася Федоров: Welcome back!
«Вообще, я "заболел" мотогонками давно, в 2006 купил себе первый мотоцикл, знал сразу, что буду ездить в кольцевых гонках. Или хотя бы попробую. Выбрал мотоцикл соответствующий - Suzuki RG250. Легкий и злой двухтактник, король шоссейных гонок в древние года. Спустя два года, в августе 2008 года все же нашел возможность - приехать из Челябинска в Москву на четвертый этап чемпионата России, который проходил в еще старом Мячково, с той самой шпилькой» - вспоминает Федоров.
Хотя при всем оптимизме на старт главной гонки того уикенда выйти не удалось, атмосфера паддока заразила: «Я тогда понял, что точно буду продолжать. Но надо найти способ - из Челябинска в Москву на гонки не наездишься, а потом женился, родился сын...»
Но мечта не отпускала. В 2013 году началось оно - возвращение на трек. Сначала, на местные картодромы. Наконец, настал переломный момент и не обошлось без "благословения" от самого Макара Юрченко: «Накопил денег и в конце 2017 года поехал на финальный этап MotoGP в Валенсию. Ту же поездку совместил с обучением у Макара Юрченко: я был одним из первых (если не самым первым) в его My76Camp. Он-то мне и сказал - "Вася, тебе надо ехать в чемпионате России. Понимание есть, навыки наработаешь". Сказано - сделано. Меня уже пару лет звали в Москву на работу. А теперь слова Макара так запали в душу, что через месяц после возвращения из Испании нашел в Москве работу, а спустя еще два месяца переехал совсем. И с 2018 года я стабильно участвую в чемпионатах России и Московской области».
К 2020 году Василий поднабрался опыта и собрал нормальный «снаряд» для гонок класса STK-600 - Yamaha YZF-R6, со взрослой электроникой.
«Телеметрия - я осознал, что дорос до ее использования, и весь прошлый год ее постепенно собирал. Этой зимой подключал дополнительные датчики... процесс еще не завершен. Но результат от работы с ней - уже есть, и он огромен!»
«До первых выездов в Грозный и на Moscow Raceway планов на сезон у меня особых не было, кроме личной задачи - получше узнать мотоцикл и постараться ускориться везде, побить личные рекорды. Это первый сезон, когда у меня тот же самый мотоцикл - R6, так что он уже начался не с нуля. И поэтому пока удается - ускоряться с каждым выездом».
«Но теперь мы с тренером думаем в целях: есть реальный шанс приехать в ТОП-3 в Моторинге и в ТОП-5 в Чемпионате Московской области (TrackRaceDays). Плюс, очень большое желание проехать "взрослый" эндуранс - Чемпионат России TRD Endurance на 8 часов, это должно быть познавательно и полезно».
Сезон-2020 прошел вверх тормашками из-за ковида, так что с началом весны нового, 2021 года Василий окунулся в гонки с головой. Он и в прошлом году собрал неплохую коллекцию кубков в любительских зачетах RSBK, но на Moscow Raceway выкатился всерьез в мае, на первом этапе TrackRaceDays. Уикенд прошел в странных погодных условиях, но оставил неизгладимые впечатления.
«Мне нравится любой формат трек-дней. Потому что у каждый служит какой-то своей цели. Чистые трек-дни - они на отработку навыков; дни, предшествующие гонкам - для настройки себя и мотоцикла под конкретные условия, попытка собрать лучшие сектора воедино. Гоночный день - езда на максимальный результат. И у нас в России сезон очень короткий, наката катастрофически не хватает, так что надо использовать любую доступную возможность».
В паддоке TrackRaceDays: любительские команды
Участие в гонках в России - странная история. Настоящих серий любительского уровня, но с профессиональной организацией - только одна. И то, благодаря качественной организации, на такие гонки регулярно приезжают «потренироваться» пилоты уровня Чемпионата России - «топы», у которых и мотоциклы заряжены, и сами имеют огромный опыт. Зачастую, они и увозят домой главные призы.
«Для них и для нас возникает интересная ситуация: таким, как Иванов, Майоров, Медведева "не интересно гоняться с троллейбусами; а троллейбусам - тоже не интересно". В данном случае "троллейбусы" - это мы, все, кто не «топ».
Василий Федоров выигрывает гонку 1-го этапа Чемпионата Московской области, Supersport
Но гонка Open 600 первого этапа TrackRaceDays позволила "троллейбусам" раскрыть свой потенциал: «топы», глядя на погоду, решили не рисковать - и собрали чемоданы. На старт гонки вышли те, кому действительно хотелось ее проехать. Может, не ради призов, а для себя. На старт вышли те же гонщики-любители, что едут в кубковом классе STK-600 в рамках Чемпионата России: соперниками Федорова были Юрий Некрасов, Григорий Овсепян, однофамилец Василия - Антон, Анатолий Ушаков и другие.
«Это был странный, но интересный день. Квалификацию мы проехали почти по сухому, и я видел огромный потенциал для улучшения. А к гонке снова пошел дождь, стало холоднее и совсем скользко. Я был готов к борьбе, был готов к тому, что кто-то обязательно полезет вперед в первом повороте. Мы с тренером обсудили возможные варианты развития событий, и прорабатывали стратегию для каждой из них».
Первая победа за 10 лет карьеры и за 3 года после возвращения в мотоспорт
Первый же круг взвинтил уровень адреналина: «В первом повороте меня проходит Юра Некрасов, но тут же уходит в lowside с заднего колеса. Чтобы его не сбить, пришлось выкатиться в зону безопасности - и меня прошли сразу четверо! Я немного попереживал-попереживал, но и успокоился на этом. Просто, поехал в своем темпе. Оказалось, что у меня был неплохой темп: я постепенно нагнал всех, кто меня проехал. А когда Григорий Овсепян остался позади, я постарался нарастить преимущество, проехал пару кругов у отметки 2:11, несколько раз ловил задок мотоцикла в "дуге мужества". Когда увидел, что Григорий отстал, прекратил пушить и слегка замедлился. В таком режиме контролировал отрыв от него два круга, а на третьем он "пропал" с радаров. В шпильке я увидел свежие следы падения, и понял, что это, видимо, и был Григорий».
Без явного лидера из числа «топов», заезд прошел... на должном уровне - уровне тех пилотов, которые вышли на старт. И это было интересно! Это было непредсказуемо, а борьба между соперниками не выглядела вялой или скучной: ее можно было назвать осторожной, но настойчивой - каждый видел свои перспективы и разыгрывал свою карту. В этой ситуации Федоров вышел самым стабильным, сохранил концентрацию в сложных дождевых условиях - и выиграл! Эта победа стала его первой в любительской карьере за 10 лет и после трех лет с момента возвращения на большой трек.

Василий Федоров выигрывает гонку 1-го этапа Чемпионата Московской области, Supersport
«Здорово было получить этот опыт - ведения за собой пелетона при отсутствии супер-быстрых пилотов, ведь с ними это было бы невозможно. Хотя, кто знает. В гонке было очень скользко, может "топы" и не уехали бы в закат, как обычно. Я очень рад, что я наконец-то, на четвертый сезон взял первую победу на большом треке! Хочу сказать отдельное спасибо Алексею [Иванову] и Диме [Майорову], что решили не стартовать в этой гонке. Когда топовые гонщики не выходят на старт, начинается самое интересное... для остальных участников гонок».
После этого мне почему-то сразу вспомнились слова, сказанные Брадом Биндером, пилотом заводской команды KTM Factory Racing MotoGP после победы в Гран-При Чехии в августе 2020 года: «Без Маркеса на старте теперь каждый чувствует, что может выиграть - и это мотивирует всех выкладываться больше и ехать быстрее! Думаю, мы увидим много интересной борьбы и непредсказуемых результатов в этом сезоне...»
И Брад был прав! Кстати, сегодня он получил продление контракта с KTM на следующие 2 года: подробнее об этом.
Следующие трек-дни TrackRaceDays на Moscow Raceway - 7-8 июня.
Ну, а Василий сегодня отмечает свой день рождения, так что поздравляйте его скорее, кто еще не успел это сделать!