МОТОГОНКИ.РУ, 19 января 2024 - Несмотря на отставание в MotoGP, в Moto3 сильнейшая команда Honda - Leopard Racing принесла заводу очередной титул, который добыл испанец Хайме Масиа, подтвердивший, что прототип Honda NSF250RW остается быстрейшим в паддоке. Так что в Корпорации никто не считает сезон 2023 года «потерянным».
Чемпион Moto3 Хайме Масиа (Leopard Racing)
Тем более, что новый сезон 2024 года заводская команда Monster Energy Honda Team начала с убедительной победы на ралли «Дакар»: Рики Брабек выиграл гонку в личном зачете, как в абсолюте, так и в классе Rally GP - мировом зачете FIM W2RC. Напарник Брабека - Адриен Ван Беверен составил компанию американцу на подиуме, став 3-м в гонке.
Рики Брабек, Monster Energy Honda Team - победитель ралли Дакар 2024
Неплохое начало для... юбилейного сезона!
Юбилейный год в Мото Гран-При
Honda Racing в нынешней формации вступает в 40-й сезон Мото Гран-При, а заводская команда Repsol Honda - в юбилейный, 30-й, который, впрочем, может стать последним в истории сотрудничества японской компании и нефтяного гиганта Испании.
HRC - 40 лет в MotoGP, 30 лет с Repsol Honda
За три десятилетия существования этого проекта, эти цвета сделали Honda самым успешным проектом Королевского класса за всю историю. С момента вступления Honda в чемпионат в начале 60-х, выиграно 313 Больших Призов, больше, чем у любого из производителей. И большая часть из них добыта гонщиками, выступавшими в цветах Repsol Honda. С момента появления нового 4-тактного класса MotoGP в 2002 году, пилоты Repsol Honda выиграли 153 гонки Гран-При и принесли заводу 22 титула (как в личном зачете, так и среди производителей).
Все силы и средства заводской гоночной программы в Мото Гран-При в 2024 году будут направлены на восстановление конкурентоспособности в Королевском классе, MotoGP. Пандемия Covid-19 в 2020 году нанесла по японским заводским проектам (это касается не только Honda, но и Yamaha, а также Suzuki) серьезный удар: из-за локдауна, остановки работы предприятий и нарушений сообщения с Европой, они потеряли очень много времени, не имея возможности продолжать разработку и своевременно испытывать обновления.
Новый рассвет: место Марка Маркеса в Repsol Honda занял Лука Марини
Европейские производители оказались в более выгодной ситуации, потому что им не нужно было совершать перелеты на 10000 км каждый раз, когда требовалось провести какое-то испытание. Даже когда локдаун в Европе был снят, японские специалисты не могли вылететь на этапы MotoGP и продолжать испытания еще порядка 3 месяцев. Японские команды потеряли практически весь сезон 2020 года и ощутили отставание в программах разработки в следующем году, что наиболее явно проявилось в 2022. С отставанием в планах разработки команды Honda вступили и в 2023 год. Нехватку этого времени должна компенсировать новая программа концессий MotoGP, принятая Технической дирекцией Мото Гран-При на 2024 год. Благодаря ей, Honda Racing и Yamaha Racing получили неограниченные возможности по ведению разработки прототипов и внедрению обновлений с целью скорейшего восстановления баланса сил с KTM, Aprilia и Ducati.
В автоспорте ситуация была более предсказуемой после тотального пересмотра стратегии HRC в Формуле-1. Honda приняла решение о закрытии моторного проекта для F1 и передала все наработки новому партнеру, Red Bull Racing. Решения, найденные HRC к 2021 году, сотворили настоящее чудо: в 2021 году Макс Ферстаппен и RBRC выиграли первый чемпионский титул в Формуле-1, успешно защитили его в 2022 и буквально доминировали в 2023. Локализация разработки RBRC на их базе в Мильтон-Кинсе стала ключевым элементом успеха.
Тот же подход в HRC теперь намерены применить и в MotoGP: большая часть разработки в рамках заводской команды Repsol Honda будет вестись в Испании, куда переброшены значительные инженерные силы. Так же, усилена тестовая европейская команда. Ключевые моменты разработки - мотористика, дизайн шасси - остаются в Сайтами, Япония.
Лука Марини, новобранец Repsol Honda
HRC вступает в MotoGP 2024 года двумя командами - заводским проектом Repsol Honda Team в новом составе с Лукой Марини и Жоаном Миром, а также с полностью поддерживаемым заводом саттелитом LCR Honda MotoGP, за который будут выступать Жоан Зарко и Такааки Накагами.
Из четырех гонщиков, у трех заключен прямой контракт с HRC - у Марини, Мира и Накагами. Зарко заключил соглашение с командой Лучио Чеккинелло, но сразу на 2 года.
В классе Moto2 HRC продолжает программу IDEMITSU Honda Team Asia с прямой поддержкой пилотов, которые в будущем могли бы вступить в MotoGP под флагом одной из команд Honda. В 2024 году поддержку завода получат Марио Аджи из Индонезии и Сомкьят Шантра из Таиланда. В команде MT Helmets-MSI на прототипе Boscoscuro (SpeedUp) продолжит свое путешествие по миру Гран-При японский гонщик Аи Огура.
Аи Огура остался в программе поддержки Honda Racing, несмотря на переход в другую команду Moto2
Переход Огуры из программы Honda в Boscoscuro не означает разрыв отношений японца с HRC.
В классе Moto3 Honda Team Asia выставляет новобранцев - японца Тайо Фурусато, уже получившего опыт Гран-При в 2023 году, а также тайца Татчакорна Вуасри.
World Superbike и FIM Endurance (EWC)
В чемпионате мира по Супербайку активность Honda направлена на те же цели - возвращение конкурентоспособности мотоциклов серии CBR нового поколения. В классе WorldSBK Honda будут представлять две команды - заводская Team HRC с Икером Лекуоной и Чави Виехой на борту, а также саттелит MIE Racing Honda, поддерживаемые малазийской компанией Petronas с Адамом Норродином и Тарраном Маккензи в седле Honda CBR1000RR-R Fireblade.
Икер Лекуона и Чави Виеха остаются напарниками в WorldSBK Team HRC на 2024 год
Пробный совместный проект в World Supersport с MIE Racing продолжится: два Honda CBR600RR поведут бывший пилот Мото Гран-При Moto3 Каито Коба и вице-чемпион Азиатской серии Supersport родом из Малайзии Хайруль Пави.
Программа в чемпионате мира по мотогонкам на выносливость - FIM Endurance World Championship (FIM EWC) гораздо более обширная, в нее в 2024 году будут вовлечены 5 команд с прямой заводской поддержкой HRC. Флагманом программы остается франко-японская F.C.C. TSR Honda France, уже ставшая чемпионом мира. Лучшая после них по итогам сезона 2023 года - французская VILTAÏS Racing продолжит работу в сотрудничестве с HRC, как и TATI TEAM BERINGER RACING, представлять которую в 2024 году будет известный швейцарец Ренди Крумменахер. В 2023 году к программе CBR1000RR-R присоединилась польская команда Wójcik Racing Team. Новый игрок в паддоке EWC - MANA-AU COMPETITION также намерена выступать на Fireblade.
Планы об углеродной нейтральности
Honda провозгласила план - достичь к 2040 году полной углеродной нейтральности, то есть совершить революционный прорыв в экологичности своих транспортных средств, доведя их до нулевого порога вредных выбросов. Как минимум, до 2035 года компания продолжит производство и совершенствование ДВС (двигателей внутреннего сгорания). Ключевой целью на ближайшие 10 лет является поиск решений снижения вредных выбросов. Одним из решений является переход на синтетические виды топлива с заданными характеристиками. Проекты по поиску таких решений запущены в MotoGP и World Superbike, где с 2024 года вводится обязательное применение биотоплива с содержанием этанола или других синтетических добавок в объеме не менее 40% с планом перехода на 100% синтетику к 2027.
Honda Racing уже запустила заводскую программу перехода на синтетическое топливо в рамках чемпионата Японии по Супербайку (MFJ JSB1000), где ведутся прямые исследования воздействия синтетики на производительность современных моторов CBR1000RR-R.
Дебют Honda CR Electric Proto превзошел все ожидания
В мотокроссе Honda ищет более радикальные решения. Так, в 2023 году HRC представила на одном из этапов All Japan Motocross Championship (JMX) полностью электрический кроссовый мотоцикл CR ELECTRIC PROTO, который незамедлительно оказался успешным в схватке с традиционными, включая Honda CRF450RW заводской команды Team HRC. Исследования в этой области продолжатся, поскольку регламенты национальных и мировых гоночных серий по мотокроссу пока не готовы допускать на старт электромотоциклы вместе с традиционными и давать им равные права.
Мотокросс
Программа Honda в чемпионатах по мотокроссу остается одной из самых больших в мире мотоспорта. В 2024 году в классах чемпионата мира Гран-При по мотокроссу MXGP и MX2 завод поддержит 9 команд.
Заводской проект Team HRC в MXGP будут представлять Рубен Фернандес и Тим Гайзер. В MX2 - новобранец из EMX250 Ферручо Занки.
Заводская команда Team HRC в чемпионате мира по мотокроссу MXGP
Прямую заводскую поддержку сохранят JM Honda Racing, Standing Construct Honda MXGP и JWR Honda Racing. Honda Astra уже третий год дает возможность азиатским гонщикам пробовать силы на мировом уровне, в 2024 году за нее будет выступать индонезиец Махаммад Альфаризи. Так же, в оба титульных класса вступает команда Team Ship to Cycle Honda Motoblouz SR: в MXGP состав объявлен - Валентин Гийо и Кевин Хоргмо.
В чемпионате Японии MFJ All Japan Motocross Championship (JMX) количество команд Honda возрастет до 12-ти. Самая большая - Team Hammer представлена во всех классах чемпионата, включая женский (LMX).
Мототриал
Чемпионат, в котором представители Honda/Montesa доминируют на протяжении уже почти 20 лет - FIM Trial World Championship TrialGP - принес в минувшем году 17-й титул подряд представителю заводской команды Тони Боу. Тони настолько успешен в своем деле, что выиграл оба чемпионата мира - в залах (Indoor) и на естественных площадках (Outdoor), записав на свой счет дважды по 17 титулов - 34 в сумме.
Звезды мирового мототриала изучают прототип Honda RTL301RR
В мототриале пилоты HRC выступают в партнерстве с испанским заводом Montesa, которым Honda владеет с 1981 года. Завод Montesa был построен в 1944 году в Барселоне Пере Пермайером и Френциском Хавье Бульто, создавшим собственные двигатели и мотоциклы. В 70-х мотоциклы по маркой Bulto и Monstesa были представлены в пяти кубатурных классах, преимущественно, дорожных, но среди них были и спортивные, внедорожные машины. Продуктом, который прошел через десятилетия, стал лучший мировой мотоцикл двойного назначения Montesa Cota, на базе которого затем появился первый чисто триальный байк. С 2005 года 4-тактный Monstesa COTA 4RT буквально непобедим на мировой мототриальной арене.
Но HRC также развивает программу по мототриалу в Японии, где ведет разработку собственного прототипа Honda RTL301RR, который, вероятно, в ближайшие годы займет место Montesa и на мировом уровне.
Автоспорт
В 2023 году в Формуле-1 Honda выступала техническим и маркетинговым партнером Oracle Red Bull Racing и партнером команды Scuderia AlphaTauri. HRC продолжает активное участие в проекте разработки гибридной силовой установки Red Bull, для которой производит ряд уникальных компонентов, а также осуществляет техническую поддержку проекта. RBRC выиграла, благодаря этому партнерству, и Кубок конструкторов, и Личный чемпионат, одержав 21 победу в 22 гонках. Обе команды продолжают совместную работу с HRC в 2024 году, который станет юбилейным, 60-м для Honda в Формуле-1.
Макс Ферстаппен стал 3-кратным чемпионом Формулы-1 в 2023 году
Honda персонально поддерживает Юки Цуноду, японского гонщика Формулы-1, выступающего за команду Scuderia AlphaTauri.
В Японии, Honda концентрирует внимание на участии в национальном чемпионате SUPER GT, в классе GT500, куда HRC зашла в 2020 году с самого момента его создания с CIVIC TYPE R-GT. HRC видит в этой категории идеальную стартовую площадку для воспитания молодых профессиональных гонщиков родом из Японии. Оттуда, они пересаживаются на формулы или в старшие (в том числе, мировые) классы GT-сери.
В Формуле-2 HRC продолжает поддерживать и развивать молодой Аюми Ивасу, который будет выступать одновременно в нескольких сериях, включая All-Japan Super Formula Championship (SF) с целью скорейшего вступления в Формулу-1.
В Северной Америке произошло глобальное слияние Honda Performance Development (HPD) и Honda Racing Corporation (HRC) с образованием новой единой структуры HRC-US. Слияние было анонсировано и вступило в силу 1 января 2024 года.
HRC-US продолжит заниматься разработкой и поставкой двигателей в IndyCar, где является официальным техническим партнером. В классе IMSA WeatherTech SportsCar компанию Honda будут представлять команды, использующие подготовленные HPD Acura ARX-06. Все эти спорткары будут выступать в 2024 году с логотипами HRC-US на борту.