МОТОГОНКИ.РУ, 18 ноября 2025 - В воскресенье, 16 ноября, непосредственно перед стартом Гран-При Валенсии Yamaha сделал официальный анонс о закрытии проекта YZR-M1 с рядным 4-цилиндровым двигателем и полном переходе YFR на платформу V4, начиная с этих тестов - и далее, навсегда.
Лука Марморини в боксе Monster Energy Yamaha MotoGP в сентябре 2024: судьба YZR-M1 уже предопределена?
Бывший «человек Ducati», много лет занимавший в Ducati Corse пост лидера проекта Desmosedici по производительности Массимо Бартолини теперь занимает пост Технического Директора Yamaha Factory Racing. Его наняли специально для этой цели - разработки и внедрения Yamaha V4.
Другой гуру мотористики Гран-При, который не светится в паддоке MotoGP, а ведет тихую уединенную разработку силового агрегата в Японии - Лука Марморини появлялся в боксе Monster Energy Yamaha MotoGP лишь пару раз за всё время. В 2024 году Марморини помогал инженерам Mission One спасать традиционный форм-фактор YZR-M1, но с января 2025 года он занимался только одним - разработкой V4.

Массимо Бартолини и Паоло Павезио, Yamaha Factory Racing
Длительные споры внутри Yamaha привели к задержке с запуском проекта V4 в эксплуатацию, и Массимо Бартолини признавался, что они запаздывают с внедрением новой технологии на 2-3 месяца. В августе YFR ускорила новый проект.
«Решение адаптировать M1 к V4 не далось нам легко. Как можете представить, процесс разработки был длительным и тяжелым. Мы проанализировали буквально все аспекты и цифры, прежде чем пришли к решению. Конфигурация прототипа существенно меняется, и всем придется к ней привыкать, адаптировать стиль работы. Тем не менее, те несколько wildcard, которые мы получили в 2025 году и использовали их для испытаний V4 в условиях гонок, подтвердили верность направления. Мы всё еще в самом начале пути, он будет долгим. Но все убеждены, что цель достижима» - заявил Бартолини в день анонса исторического перехода на новую технологию.

Джек Миллер предъявил ультиматум Yamaha: решайте скорее!
Джек Миллер, пилот Pramac Racing с 2025 года, подписывал с Yamaha Racing контракт, четко понимая, какое именно знание он с собой принес в проект. Покидая лагерь KTM, будучи уже отставным пилотом заводского проекта Ducati, Джек шел в Yamaha, чтобы стать флагманом проекта разработки Yamaha V4. Если бы технологический переход не состоялся, а решение не было принято в августе этого года, Миллеру вряд ли продлили бы контракт. И возможно, что в будущем ничего нового не произошло бы.
Но жесткое заявление-обращение в адрес боссов Yamaha на Гран-При Венгрии было услышано своевременно - оно подтолкнуло Массимо Бартолини, Паоло Павезио и остальных лидеров проекта Yamaha M1 к принятию решения. Возможно, они бы позволили себе тянуть еще месяц или два с внедрением V4, что окончательно расстроило бы все планы, если бы не давление изнутри. Но тут - всё сложилось!

Джек Миллер, Pramac Racing
Миллер считает, что прототипа Yamaha M1 с рядным двигателем, который команды завода использовали на Гран-При Валенсии - абсолютный пик этой разработки, но... он уже уперся в потолок и быстрее не поедет:
«Думаю, что YZR-M1 в нынешнем виде достиг своего потолка. Поверьте, мы перепробовали всё! Мы узнаем, вытянули ли мы счастливый билет, когда финишируем на Yamaha V4 на том же уровне или выше, чем на финале MotoGP 2025 года»
«Мы, определенно, делаем шаг в неизведанное. Знаете, ведь я проехал на Yamaha V4 всего кругов 40. У нас было часа два трекового времени на тестах в Барселоне, а затем примерно столько же в Мизано. Кажется, всё это было в другой жизни, - говорит Миллер. - Мне очень интересно взглянуть, как эволюционировал байк за то время, что мы на нем не катались. За два месяца можно сделать многое, когда команда мотивирована и заряжена на реальные перемены. И когда мы узнали, что V4 - это наше будущее, что это подтверждено, когда все 4 байка Yamaha обновятся, я сказал себе: будущее наступило здесь и сейчас. Не представляю, какой поток данных теперь предстоит собрать и изучить парням из технического департамента!..»
Вместе с Миллером в новую историю врывается 3-кратный чемпион мира по Супербайку Топрак Разгатлиоглу, который пока не имеет права комментировать ситуацию в Yamaha из-за ограничений, наложенных контрактом и сделкой с BMW Motorrad. Однако, ему разрешили участвовать в этих тестах. Сегодняшние результаты Топрака скажут о многом.
Турок никогда в своей карьере не ездил на мотоциклах с двигателем V4. С первого дня карьеры на "больших" мотоциклах Топрак ездил только на рядных "четверках", в основном, Yamaha. Но затем были Kawasaki и BMW, и в каждом случае он достигал успеха.
Андреа Довициозо, которого Yamaha наняла на должность весьма странного толка, должен следить за развитием пилотов заводской группировки в новых условиях. Звезда заводского проекта Ducati MotoGP в недавнем прошлом прекрасно знает повадки мотоциклов с V4, поэтому хорошо понимает, что чувствуют его новые подопечные.

Команда разработчиков делает большую ставку на Топрака Разгатлиоглу
Суть работы Довициозо - та же, что у Макса Бартолини: оба они - менеджеры по производительности, только Бартолини должен следить за работоспособностью Yamaha V4, а Довициозо - за адаптивностью пилотов к новым условиям
Работа Довициозо предстоит тяжелая, поскольку именно ему решать, кто будет справляться, а с чем придется расставаться в скором времени.
В отношении Разгатлиоглу у Андреа уже есть четкое понимание: Турок настолько сверхадаптивен, что на эксклюзивных однодневных тестах в Арагоне (на неделе перед Гран-При Валенсии) он сумел раскусить большую часть загадок нового Yamaha V4, сев на него впервые.




