МОТОГОНКИ.РУ, 15 сентября 2014 - В ходе уикенда использовались оба типа тормозных дисков - стальные и карбоновые. С тех пор, как FIM запретила применение высокотехнологичных "космических" керамических материалов, оставив только композиты (запеченный карбон), скорости на треках и усилия в суппортах только росли. Прирост интенсивности использования тормозов в Мизано только за этот год (с 2013) составил 3%.
В чем же основные отличия?
Когда каждые 100 г веса мотоцикла на счету, важным становится вес технологичных продуктов из композитных материалов. Поэтому в гонках используется карбон - он имеет высокую жесткость и стойкость к истиранию, хотя и достаточно хрупок на излом. И он очень легкий! Стандартный карбоновый диск диаметром 320мм весит всего 1000 г, большой 340мм - 1200 г, тогда как стальные диски - 1400 г.
Но основное отличие стального ротора от карбонового - в эксплуатационных характеристиках: стальные диски быстрее прогреваются и их можно использовать в дождь и при любых температурах (хоть от +5°С), тогда как карбоновые способны работать при самых высоких температурах, но совершенно не прогреваются в случае дождя: они моментально охлаждаются, при этом, становятся очень скользкими.
Карбоновые тормозные диски, которые производит Brembo, нужно хорошо прогреть перед гонкой: начальная температура работы +200°С. Что важнее, так это диапазон эффективных рабочих температур до +800°С - стальные диски при такой температуре начинают активно скользить, меняют форму (расширяются) и могут лопнуть.
В Misano World Circuit, где используется самое жесткое торможение во всем календаре MotoGP (20 зон торможения, 6 с высокой нагрузкой) датчиками телеметрии зафиксированы рабочие температуры до +650°С на поверхности диска. Ничего удивительного, что карбоновые диски "живут" всего 900-1000 км, тогда как стальные способны выдержать испытание почти в 50000 км.
Тормозная сила и энергия
В это воскресенье интенсивность использования тормозов достигла пика с начала сезона.
По статистике, Штефан Брадль нагружал тормоза своего Honda RC213V каждые 600 метров на этом 4.2-километровом автодроме; Дани Педроса из Repsol Honda находился в состоянии активного замедления 22% всего времени гонки; а Валентино Росси давил на рычаг интенсивнее остальных перед самым входом в виражи. Суммарное усилие, приложенное Росси к гидравлике Brembo на Yamaha YZR-M1, составило более 1000 кг за гонку в Мизано. Чтобы его создать, пилоту было необходимо прилагать усилие к рычагу от 4.8 до 5.8 кг.
Рекордсменом по использованию тормозов в Мизано стал в эти выходные Марк Маркес из Repsol Honda, который пять раз за гонку выжал рычаг тормоза своего RC213V с усилием в 6 кг - это было зафиксировано перед входом в последний, 16-й поворот, носящий имя автодрома - Misano. Перед поворотом Quercia, излюбленной точкой фотографов, где они ловят бесконечные stoppie, на замедление с 291 до 90 км/ч у пилотов MotoGP есть всего 5.7 секунды и 265 метров. При этом они прилагают к рычагу усилие в 5.3 кг и испытывают перегрузку в 1.3G.
Другое интересное замечание: Кэл Кратчлоу на Factory Ducati GP14 за гонку смог бы выработать электроэнергии на 6.1 кВт*ч, если бы использовал свои тормоза так же, как это делают в электромобилях. Этой энергии могло бы хватить для непрерывной работы лампочки накаливания мощностью 100 Вт в течение 4 дней (96 часов)!