МОТОГОНКИ.РУ, 15 марта 2022 - Прежде всего, Dorna Sports сама по себе никогда бы не решилась вернуться в Индонезию, если бы не грандиозное давление со стороны Yamaha и Honda, которые бьются за доминирование на этом рынке последние 20 лет. Honda подталкивала промоутера к возвращению давно, поэтому в HRC усиленно готовились к этому событию.
Обычное утро в столице Индонезии, Джакарте
Индонезия страна небогатая, "лексусов" с "гелентвагенами" здесь не найти. А вот скутеров, мопедов и мотоциклов - миллионы. В 1996 и 1997 годах мотоциклы и скутеры продавались в Индонезии сотнями тысяч, рост удвоился в 2000-ных, а к 2014 году Индонезия догнала Индию, став 2-м мировым рынком по продажам мото с двигателями объемом до 500 куб.см. (основной массовый сегмент).
В 2020 году на 273.5 млн официально пересчитанных граждан страны по данным приходилось (вдумайтесь!) 100 млн зарегистрированных 2-колесных транспортных средств
Даже «сезон локдаунов» 2020 года с провалом в туристическом секторе не повлиял на рынок Индонезии: 4.8 млн новых мотоциклов и скутеров продали только дилеры Honda, спад по сравнению с тучным 2019-м (когда было продано 5.17 млн единиц) составил всего 7%. Кстати, рост продаж в 2019 по сравнению с 2018 был рекордным, почти 35%. Соответственно, в 2022, после возвращения страны в привычное доковидное русло, с оживлением туризма и сферы услуг скачок продаж должен составить еще +25-30%.
Но что еще интересней, так это - кто реальный спонсор проекта HRC в MotoGP. И это не Repsol. Repsol был ключевым партнером Honda с 1996 по 2009, но после кризиса корпоративную политику пересмотрели. Honda удалось удержать Repsol в роли партнера, но испанцы перестали быть №1 в плане финансирования заводского проекта.
И вы удивитесь (конечно, если еще не знали): именно индонезийская компания PT Astra Honda Motor является главным бенефициаром успеха в Больших Призах с 2011 года и по сей день!
Головное предприятие PT Astra Honda в Cюнтере (Джакарта)
Историю этого сотрудничества начал тогдашний вице-президент Honda Racing Сухей Накамото. Когда кубышка Repsol схлопнулась, Сухею нужно было найти нового надежного партнера, и далеко ходить не пришлось.
Astra Motor - не просто представительство Honda в Индонезии, а самая успешная производственная площадка компании. Мы много слышим о Хамамацу, родине Honda Motor Co., о головном предприятии в Кумамото, где собирают Fireblade, Africa Twin и Gold Wing, что-то слышали о заводе в Мерисвиле, штат Огайо (США). Меньше знаем про громадный завод Honda в Таиланде, а про "Астру" некоторые и вовсе не слышали ни слова. А тем временем... это 75% рынка Индонезии, порядка 60% рынка всей Юго-восточной Азии приходятся на технику, произведенную Astra Honda в Индонезии и заводом в Таиланде.
На сборочной линии Astar Motor в Джакарте
Три предприятия PT Astra Honda Motor имеют производственную мощность свыше 6 млн единиц техники в год. Вдумайтесь: это 15000 мотоциклов и скутеров, которые сходя с конвейера ежедневно! И большая часть из них продается в течение недели.
Для сравнения, весь моторынок России на пике своей славы (в 2014 году) составлял 30000 новых мотоциклов в год.
Рынок Юго-восточной Азии настолько ёмкий, что ни Индия, ни Китай, ни тем более США не способны с ним сравниться. С другой стороны, это «рынок 2000-ных» с точки зрения уровня технологий, а Honda ассоциируется с самыми высокотехнологичными продуктами, поэтому основной медийный и маркетинговый упор всегда делается на США, Европу и Японию. Но Индонезия кормила компанию даже в самые тяжелые годы, такие как 2020-й, когда Япония была закрыта на замок почти 2 месяца.
Марк Маркес - национальный герой Индонезии и всех ее мотоциклистов
Слоган и логотип «SATU HATI» или «Единое сердце» вы видите на прототипах и комбинезонах Repsol Honda уже 10 лет. Собственно, лозунг и означает, что индонезийская Astra Honda и Honda Motor Co - единое целое, а не просто подразделение.
Astra Motor вместе с HRC организует все национальные чемпионаты, ищет молодых и перспективных гонщиков, Asia Talent Cup - продукт совместной жизнедеятельности Honda, Astra и Dorna Sports. И так далее...
Поэтому, с 2015 года Honda Racing проводит официальные презентации своего заводского проекта MotoGP именно в столице Индонезии и превращает это в грандиозный праздник для местных дилеров компании, которые также превращается в большой фестиваль на улице - для фанатов. Исключение составили последние 2 сезона, когда пресс-конференции с журналистами, как таковой, не было из-за пандемии.
Марк Маркес и Дани Педроса приветствуют рабочих Astra Honda в Сюнтере (2017)
Доминирование гонщиков Honda на гонках Мото Гран-При в Индонезии было подавляющим. В 1996 году победу в Сентуле одержал Мик Дуэйн, а в 1997 все три пилота Repsol Honda оккупировали подиум. Отставание преследователей из Yamaha составило почти 11 секунд. Главной битвой в Сентуле была дуэль напарников по заводской команде HRC - Мик Дуэйн пытался достать Тадаюки "Тедди" Окаду, но не смог. Впрочем, Дуэйну не нужна была победа в гонке, чтобы стать чемпионом GP500. Домой, в Австралию, где на Phillip Island чемпионат мира завершался через неделю после Индонезии, Мик летел 4-кратным чемпионом Королевского класса. Там, Мик позволил взять победу другому своему напарнику - Алексу Кривье.
Исторические корни доминирования Honda в Индонезии могут прорости и заколоситься вновь в 2022 году.
Битва за Гран-При Индонезии MotoGP 1997 года - Дуэйн, Окада, Кривье
На февральских тестах IRTA MotoGP на новеньком автодроме в Мандалике Пол Эспаргаро и Марк Маркес, что называется, впервые задышали полной грудью. Несмотря на трудное начало тестов в первый день, затем, когда трек расчистили, прототип Honda RC213V позволил раскрыть свой потенциал.
Именно 2-3 дни тестов в Мандалике Маркес назвал «прорывом» в освоении принципиально нового прототипа. Он не проводил time attack целенаправленно, накатывая круги и... получая удовольствие от самой езды. Если Марк выглядел напряженным в первый день тестов (из-за состояния трассы), то в конце третьего дня он был расслаблен и доволен жизнью: очевидно, что именно тогда он разглядел перспективы на 2022 год.
И не он один!
Пол Эспаргаро возглавил общий протокол тестов IRTA в Мандалике, взвинтив темп до 1:31.060. Эспаргаро обошел на 0.014 секунды действующего чемпиона MotoGP Фабио Куартараро из Yamaha, который по итогам тестов признал, что в Мандалике слегка обновленный YZR-M1 «едет буквально на пределе своих возможностей».
Гран-При Катара также показало важную вещь: Yamaha не просто испытывает дефицит скорости; тот же Куартараро испытывает дефицит уверенности и детерминации! А это проблема посерьезней технических проблем. То есть, тот же Куартараро, даже понимая, что у него есть потенциал для борьбы за ТОП-3 в Индонезии, может и отступить - зачем ему рисковать здоровьем и карьерой, если (как он считает) борьба за титул с этим мотоциклом фактически не возможна?!
Тот же Пол Эспаргаро, напротив, настроен валить на все деньги и преисполнен уверенности. Пол готов бороться не только за подиум, но что важнее, за хорошие стартовые позиции на квалификации.
Великая важность квалификации в MotoGP была подтверждена гонкой в Катаре. Старт с первой линии избавляет гонщиков не только от ненужной суеты и рисков перед входом в 1-й поворот, но и от перегрева. В данном контексте это не только банальный перегрев мотора из-за необходимости ехать в группе за кем-то в слипстриме, но еще и перегрев передней покрышки по той же причине. На Гран-При Катара это оказало большое влияние на темп пелетона и негативно сказалось на потенциале некоторых гонщиков к атакам в финальной стадии гонки. Но те, кто сумел вырваться на оперативный простор, сохранили потенциал. То есть теперь будет чрезвычайно важно - вырваться из трафика в самом начале заезда. Причем, откатиться назад от группы, чтобы сберечь резину, не получится: тут же теряешь контакт с лидерами - и это уже всё, до конца заезда.
В Мандалику Repsol Honda возвращается с хорошей базой. Мотоциклы после тестов не менялись, пилоты получили важное подтверждение в Катаре, что RC213V готов к борьбе за титул. Теперь всё внимание будет к новому асфальту, который на Ломбоке завершили укладывать 10 марта, а также к новеньким покрышкам Michelin.
Важный момент: Michelin привезет в Индонезию новый набор резины, отличный от тех вариаций, которые предоставляли на тестах IRTA. Это будет новый, более совершенный компаунд. Судя по всему, такой же, какой бы в Катаре.
А если так, что у Repsol Honda уже есть решение, как исправить все недочеты, выявленные по ходу гонки и скорректировать стратегию, чтобы Эспаргаро и Маркес смогли встретиться на подиуме в Мандалике. Пол Эспаргаро уже подтвердил, что его команда намерена продолжать работу по тому же плану, который готовили для Гран-При Катара.
Вторым важным моментом в выходные станет погода. Судя по всему, нас ждут дождливые выходные. Но если всё идет так, как идет, перед Марком Маркесом открываются впечатляющие перспективы. Он - мастер дождевых гонок, и только нехватка физических сил не позволила реализовать два выдающихся шанса на взятие Гран-При в Ле-Мане на Red Bull Ring в 2021. Сейчас Марк физически готов если не на 100%, то уже на 99%.
«Мы начали новую историю на тестах в Мандалике, и достигли существенных улучшений по ходу уикенда в Катаре. Там вы увидели четкие перспективы и огромный потенциал. И поэтому я счастлив вернуться в Индонезию, особенно, благодаря огромной армии наших фанатов в этой стране. Они ждали нас много лет, а мы ждали встречи с ними. Они всегда создавали фантастическую атмосферу на наших презентация в прошлые годы! - сказал Марк Маркес перед вылетом в Джакарту. - Мы сейчас на ранней стадии сезона, и у нас есть время, чтобы в полной мере раскрыть потенциал мотоцикла. Предстоящий уикенд предоставит нам такую возможность».