Краткая история бортовой видеокамеры
От 16-мм Arriflex SR до современных миниатюрных микроволновых передатчиков, установленных на каждом из байков в MotoGP. Сколько это стоит? И какие технологии помогут рядовому байкеру стать «Гострайдером»?МОТОГОНКИ.РУ, 6 февраля 2009 - На гоночной трассе за 12000 км от вашего телевизора происходит интереснейшая битва между двумя гонщиками Королевского класса. Вот камера переключается на заднее колесо Yamaha Валентино Росси, после каждого поворота от его покрышки отслаивается сгоревшая резина. Стоунер буквально в паре метрах. Спустя несколько секунд, режиссер дает картинку переднего колеса – Валентино жестко оттормаживается перед входом в поворот, видно, как складывается вилка и колесо будто замирает на долю секунды. Следующий кадр уже с мотоцикла Кейси: мы смотрим на гонку его глазами – он вынужден тормозить до стоппи, дабы избежать столкновения с Росси … общий план: Стоунер выкатывается в гравий, борьба за первую позицию в Лагуне проиграна!
Согласитесь, хотя бы раз вы ловили себя на мысли: но как же, черт возьми, удается все это снимать и выдавать в эфир?
Каждый гранприйный байк оснащен десятком миниатюрных произведений инженерного искусства, камерами размером с батарейку от карманных часов. Сигнал от каждой из них обрабатывается высокопроизводительным процессором, тут же превращается в бинарный код и с помощью микроволнового передатчика отправляется в эфир. Но ведь расстояние от мотоцикла до пресс-центра постоянно меняется, а длина гоночного трека – более трех километров, перепады высот составляют до 50 метров... Какой мощностью должен обладать передатчик, и где он установлен на мотоцикле?
Все просто: вы много раз видели вертолет, постоянно сопровождающий пелетон по ходу гонки. Да, на его борту есть телеоператор и иногда нам показывают красивую картинку – общий план трассы или борьбу лидеров. Но главная его задача в другом: вертолет играет роль «зеркала», ретранслятора видеосигнала с каждого байка. Аккумулирует информацию, а затем передает ее на режиссерский пульт. Точно таким же образом вы, сидя дома или с друзьями в спорт-баре, можете наблюдать за гонкой в прямом эфире, принимая сигнал на свою спутниковую тарелку. Та же технология! Цены – аналогичные, космические. Но, именно чудеса современного телевидения сделали из Формулы-1 и MotoGP то, что мы имеем.
Двадцать лет назад все выглядело не так впечатляюще. История бортовой мотоциклетной камеры начинается с момента выхода киноленты V Four Power, снятой в 1983 году Дэвидом Вудом в кооперации с легендарным Джой Данлопом-старшим на острове Мэн. Идея принадлежала Вуду: профессиональную 16-мм кинокамеру Arriflex SR размером с коробку из-под ботинок и стоимостью около $40000 жестко закрепили на двух кронштейнах на бензобаке 118-сильного Honda RS850. Это было первое цветное кино о мотоспорте, и это было первое кино, где все желающие могли увидеть гонку глазами великого гонщика. Джой ехал быстро, и камеру трясло неимоверно. Но картинка все равно получилась очень качественная. Достаточно качественная, чтобы фильм навсегда вошел в анналы спортивного кинематографа.
«Это была полноразмерная кинокамера, вот почему картинка получилась достаточно хорошая, - рассказывает Вуд, - Ведь тогда камкодеров и в помине не было! Ближайшее подходящее оборудование весило 25 кг. Кинокамера справилась, часть вибраций гасила жесткая рама, на которую мы ее закрепили. Но без конфузов не обошлось. Джой проехал два круга, вернулся радостный и первым делом спросил: «Ну, как, получилось что-нибудь?» И только после этого мы заметили, что в пылу гонки он потерял объектив – тот просто открутился из-за вибрации. Так мы его и не нашли! Джой валил под 200 км/ч – где теперь искать? К счастью, случилось это уже после того, как закончилась первая кассета с пленкой»
Спустя восемь лет, в дело пошли бытовые видеокамеры. Профессиональные BETACAM были слишком громоздкими, чтобы их как-то разместить на байке. Камкодеры (CamCoder – компактная кассетная видеокамера) вошли в обиход журналистов и тест-редакторов разных журналов. Первым в своей работе бытовую камеру применил британец Пол Рупперт. В 1991 году он снял дорожные испытания Kawasaki ZZ-R1100 с трех разных ракурсов, и впервые показал стрелку спидометра, «упавшую» за отметку в 300 км/ч. Поскольку Интернета тогда не было, это видео он продемонстрировал на кабельном телеканале, где у него была 10-минутная еженедельная передача. Его S-VHS Panasonic был достаточно удобен, но качество картинки оставляло желать лучшего: для телевидения этого уже не хватало.
В середине 90-х появились компактные цифровые камеры формата miniDV стоимостью от $3000. На одну из таких камер Майк МакКнайт снял свой знаменитый фильм North West 200 об одноименном Турист-троффи. МакКнайт закрепил камкодер у себя за спиной, на «хвосте» мотоцикла и снял практически весь заезд, а затем несколько других. Этот полупрофессиональный фильм можно и сегодня найти в библиотеке Duke Video.
Было что снимать, но негде было показывать: компактность камер компенсировалась отвратным качеством картинки, телеканалы не принимали любительские фильмы о мотоциклах. Но настала пора, когда моторный спорт должен предстать перед зрителями в новом ракурсе на миллионах телевизионных экранов по всему миру. Ситуацию усугубляли лишь вездесущие вибрации.
Установить камеру на гоночный байк – это совсем другая история, нежели любительская съемка на камкодер: здесь требовалась не только стабильная по качеству картинка, но и очень компактные размеры. Никто не хотел жертвовать временем круга ради «красивых кадров» с профессиональных телекамер.
«Все боялись ставить дорогие камеры. Прежде всего, из-за боязни угробить технику при падении, - рассказывает МакКнайт, - Да и погода не всегда позволяла использовать обычные камкодеры. Все изменилось, когда появились выносные объективы. Но возить с собой камеру все равно приходилось. Мне удалось лишь дважды договориться с гонщиками, чтобы они укрепили на своих шлемах крохотные (размером с батарейку) камеры-«пули». Один все-таки упал на квалификации в Донингтоне. Но второй привез мне отличный материал!»
Решение пришло с появлением на рынке цифровых камер со встроенными блоками памяти.
«Переломным моментом стал 1997, тогда мы впервые испытали безкассетную камеру на одной из гонок в Ирландии, - говорит ведущий специалист компании Greenlight TV Газ Олдридж, - Мы наконец-то избавились от этих поясных сумок, стесняющих движения и отвлекающих пилотов. Теперь мы цепляли компактные камеры даже на пластик. Но нам требовалось нечто большее – живая картинка с мотоцикла, прямой эфир. Мы пробовали несколько разных способов, включая радиопередачу на вертолет. Передатчики тогда были слабоваты, поэтому вертолету приходилось кружить над пилотом, с которого мы хотели «снять» сигнал, подниматься не выше 30 метров. Да, с одним байком это работало. Нам же нужно было вести 20 человек!»
Один набор приема-передачи для прямого эфира без учета стоимости камер обходился тогда порядка $30000. Сегодня системы телеметрии и встроенные в мотоциклы микроволновые передатчики стоят не многим дешевле.
С появлением YouTube, байкеры-любители наконец-то смогли раскрыть свои режиссерские таланты. Настоящим прорывом был первый фильм небезызвестного Гострайдера "My French Trip", снятый на компактную miniDV камеру, размещенную в сумке на бензобаке. Формат miniDV на годы стал основным инструментом для любителей бортового видео. Сегодня камеру этого формата можно купить за 5000 рублей, для размещения картинки на YouTube более чем достаточно! Производители аксессуаров для мотоциклов, особенно туристических, давно и внимательно следят за развитием любительской киноиндустрии. По каталогам можно заказать универсальные крепления для камкодеров на бензобаки, рули, рамы и даже шлемы.
Однако, ближе всего к технологиям профессионального видео и «картинок из телика» подобрались сверхкомпактные цифровые камеры с записью на карты памяти – так называемые «экшнкамы» (actioncam – камера для записи движухи). Стремительное падение цен на носители сделало их весьма популярными в последние годы: цены на рынке определяются компактностью, качеством оптики и заложенными в прибор технологиями, но не превышают $1500!