МОТОГОНКИ.РУ, 23 февраля 2009 - Чтобы возобновить работу федерации, мы прежде всего восстановили аккредитацию нашей организации в РОССПОРТе. Пришлось за свой счет оплатить все долги, накопившиеся по зарплатам, за аренду офиса и др., а главное рассчитаться с международными федерациями FIM и UEM, которым МФР задолжала около 20 000 долларов, арендовать современный офис в бизнес-центре рядом со МКАД, сделать в нем ремонт, купить в полном объеме мебель, всю необходимую оргтехнику и оборудование. Многие критикуют этот выбор из-за неудобства расположения, но, к сожалению, в черте Москвы снять хорошее помещение гораздо дороже, и пока МФР не может себе этого позволить.
Работа медленно налаживается, но предстоит сделать еще очень и очень многое. По моим оценкам, чтобы выполнять все задачи «на твердую четверочку» в федерации должно работать порядка пятнадцати человек, хорошо образованных профессиональных сотрудников. Но на те деньги, которые мы имеем сейчас, можно содержать в лучшем случае четырех с мизерными зарплатами, не оплачивая при этом офис и все остальное. Из-за этого сильно тормозится работа с разработкой законодательной части, с подготовкой судейского корпуса и др.
Мотогонки.ру: Из каких средств формируется бюджет федерации?
Все деньги мы получаем за счет продажи лицензий, взносов членов МФР и регистрации соревнований. Но бюджет до сих пор дефицитный. Именно поэтому мы были вынуждены год назад поднять стоимость лицензий. Но с теми поступлениями, которые мы получаем из регионов, федерация не скоро станет самоокупаться. И это несмотря на то, что были перекрыты утечки денег в федерации по разным дисциплинам, и все взносы теперь поступают напрямую в МФР. В 2008 году со всего мотоспорта мы собрали порядка пяти миллионов рублей. Для непосвященного сумма может показаться большой. Но из этих денег мы оплачиваем членские взносы в FIM и UEM – это обязательные платежи за международные гонки, которые мы беремся проводить в России. Часть денег уходит на налоги, телефонные переговоры, расходные материалы, мизерные зарплаты и т.д. Кстати, сам я не получаю денег за работу в МФР.
Мотогонки.ру: Многие мечтают о финансовой помощи государства мотоспорту...
Не будем забывать, что в приоритете всегда будут олимпийские виды спорта, футбол, хоккей и другие, действительно массовые дисциплины.
К тому же в нынешнем состоянии государство не может поддерживать мотоспорт априори. Давайте посчитаем. Затраты на одного спортсмена самого маленького уровня в год составляют порядка 15 тысяч долларов. Это техническое обеспечение – мотоцикл, комплект одежды, минимум запасных частей, бензин. Умножим эту цифру хотя бы на 3000 гонщиков... 45 миллионов долларов при нынешней ситуации получить из бюджета на мотоспорт нереально.
Кроме того, наш спорт не является массовым. Он не приносит здоровье, а только забирает его, к сожалению. А государство заботится о развитии человека, в том числе и физическом. На те же 10-15 тысяч долларов, которые требуются одному гонщику, можно целый год содержать дворовую команду из 20-30 человек, купив им мячик и бутсы. Взвесив все это, можно понять, какие приоритеты всегда будут у государства. Но это не повод опускать руки. Многого можно добиться, имея желание изменить ситуацию и реально делая что-то, а не мечтая о манне небесной.
Мотогонки.ру: Может быть в странах, где мотоспорт развит, гонщики получают поддержку государства?
Практически ни в одной стране мира ни одному спортсмену государственные структуры никогда не покупали мотоциклов. Я спрашивал многих, включая известных чемпионов мира - Джереми МакГрафа, Дени Ла Порта, Хейнца Кинигаднера, Жоржа Жобе и многих других. Первые мотоциклы они получали от родителей, покупавших их на свой страх и риск. Конечно, они там живут по-другому, у нас есть большая часть людей, которые еще очень долго не смогут себе этого позволить. Но у нас есть и другие перегибы. У нас появилось уже некоторое количество спортсменов и команд, которые живут лучше, чем их западные коллеги. Так, у меня есть знакомый финн, сын которого ездил в пятерке лучших в Чемпионате мира по мотокроссу в классе 125 куб.см. (нынешний MX2). Так вот он, зарабатывал деньги на участие в гонках работой автослесарем в сервисе, потому что у него не было поддержки. И он мог успешно совмещать одно с другим.
Мотогонки.ру: Получается, спортсмены должны уметь выживать в любых условиях?
В нашей стране долгое время действовала система ДОСААФ. Отчасти в ней, в свое время было много пользы. Но был и огромный минус. Люди в спорте привыкали жить, постоянно без забот получая что-то, не заботясь о сохранности техники и оборудования и относясь к этому как к должному. Никто не думал об умении зарабатывать и ценить то, что им доставалось бесплатно. Никто не хотел учиться и развиваться для адаптации в дальнейшей жизни. И все это приводило к печальным последствиям. Я не буду называть фамилии многих уважаемых мною людей, это были действительно герои и кумиры, но многие из них не смогли адаптироваться в обычной жизни и продолжить свою карьеру в ином качестве. И печально видеть, что произошло с ними после окончания спортивной карьеры.
И возьмем западный пример, Стефан Эвертс – один из ведущих менеджеров KTM. Хейнс Кенигартнер – директор спортивного департамента KTM. Жорж Жобе, Джеки Мартенс, Эрик Гебоерс – а это я беру только чемпионов - все они очень успешно интегрированы в этот спорт.
На «Дакаре» я узнал интересные моменты из детства чемпиона мира по мотокроссу американца Дени Ла Порта, с кем мы выступали в одной команде. Папа купил ему мотоцикл, начались тренировки. Когда он сильно уставал и с вечера не успевал проверить мотоцикл или просто помыть его или смазать цепь, то папа на следующее утро лишал карманных расходов, игрушек, и тем самым приучил уважать труд и ценить каждую копейку. Закалка спортивного духа происходила в Неваде, когда они ездили через пустыню к дяде на ранчо. За 60 миль папа оглядывался на сына лишь дважды: на старте и на подъезде к ранчо, поэтому отстать означало заблудиться в пустыне. Вот такой добрый папа и так жестко он воспитывал сына. А результат –чемпионские титулы в США и в мире.
Поэтому все эти люди успешно адаптируются в дальнейшей жизни. Так не стоит ли и нам задуматься о нашей системе, которую мы с одной стороны хвалим, а с другой, которая развращает слабого человека «халявой». Лично мне импонирует западный пример выживания.
Мотогонки.ру: Раз мы коснулись системы ДОСААФ. Ведется много разговоров, по поводу выделяемых РОСТО денег на мотоспорт.
В прошлом году РОСТО получило на все технические виды спорта около 23 млн. рублей. Эта сумма была официально озвучена на заседании РОСТО. Сюда входит порядка двадцати видов – авиамодельные, радиоспорт, авиационный, автомобильный, мотоциклетный, арбалетный, служебные собаки и т.д.
В итоге на мотоспорт было выделено около миллиона рублей. Но все разумные люди должны понять, что 23, 100 или 200 миллионов даже не всколыхнут ситуацию в мотоциклетном спорте. И это самое большое заблуждение тех, кто прислушивается к обещаниям РОСТО, что все вот-вот будет, вы только держитесь. Я около тридцати лет в мотоспорте и долгое время я сам верил этим обещаниям. И мне искренне жаль тех мальчишек и тренеров, которые сидят в регионах и ждут, что вот-вот все переменится. Я и сам родился не в Москве и прошел через все это. Сразу хочу оговориться, и в РОСТО есть много хороших людей, которые стараются помогать на местах спортсменам и организаторам. Но это больше их человеческая заслуга.
Чем раньше мы поверим в то, что за нас самих никто ничего не сделает, тем быстрее ситуация в регионах начнет меняться к лучшему. Чего нам реально не хватает, так это поверить в себя и начать жить как-то иначе. У всех разные пути. Кто-то использует своего папу, кто-то ищет друзей, которые помогают.
Но главное не сидеть на месте и ждать, что кто-то решит за тебя все проблемы.
Кстати, после суперкросса в Олимпийском в 2007 году многие наши гонщики говорили, что все плохо, трасс нет, ничего нет, федерация не помогает. В качестве альтернативы приведу историю от известного мотокроссмена, француза Девида Виллемина, уехавшего выступать из Франции в Америку. Ради возможности хорошо отъездить суперкросс в Лас-Вегасе, вместе с друзьями-гонщиками, имея схему трассы, которая должна была быть построена на стадионе, сами построили похожую трассу недалеко от дома одного из гонщиков и успешно подготовились к суперкроссу. Каждый сделал свой вклад в это строительство. Один взял на ферме отца бульдозер и погрузчик, другой нашел деньги на топливо, третий решал вопрос с питанием, у четвертого отец приезжал и что-то делал, их подружки готовили еду. Главное их отличие от нас - у них там никто не ноет, потому что ной - не ной, никто не придет и не поможет. Просто скидываются и работают. За неделю простая тренировочная трасса была готова. А речь идет о гонщиках высокого уровня. И это обычная практика решения многих вопросов и проблем мотоспортсменов в США. В Европе, да и во всем мире практически то же самое. Эти трассы часто мелькают в видеороликах в интернете. Катается гонщик, а вокруг - ранчо, коровы пасутся, все что-то делают, а не мечтают лежа на печи.
Часть вторая: Суперкросс, мотофристайл - к чему это?
Часть третья: Будущее российского мотоспорта - уже сегодня!
Интервью провели: Екатерина и Кирилл Чернышевы