МОТОГОНКИ.РУ, 18 сентября 2025 - Это четвертый выход материалов длительного тест-драйва моделей Zontes 2025 года на МОТОГОНКИ.РУ в рамках проекта «Энциклопедия Zontes», который развивается параллельно в трех направлениях: команда чемпионата России по кольцевым мотогонкам QTM Motorsport ведет разработку спортбайка Zontes 703RR, мы путешествуем за чемпионатом на туристическом эндуро Zontes ZT703F TOUR и используем максискутер Zontes ZT386-G как командный разъездной - и просто для удовольствия.
Оба мотоцикла построены на базе одного и того же двигателя, у них одинаковая рама, одинаковая электроника и схожий характер. И оба они представляют большой интерес именно с точки зрения инженерии, поскольку созданы Zontes с нуля.
Разница - в КПП, передаточных отношениях, подвесках, колесах, дизайне, посадке, эргономике... Но сердце - пламенный мотор - 3-цилиндровый 699-кубовый двигатель Zontes ZT370MU мощностью около 100 л.с. - один, со всеми своими особенностями. Мы до сих пор не вскрывали его и не подключали к стенду из-за ограничений, наложенных электроникой и просто из-за отсутствия ПО для сканирования блока управления Motion, являющегося в наши дни настоящей экзотикой. Это еще впереди, поскольку взлом вселенной Zontes продолжается!
Впечатления, полученные в мае 2025 года от знакомства с Zontes 703F TOUR и закрепленные серией длительных тестов, лишь подкрепились с приближением ТО-2: за первые 5000 км мотоцикл проявил себя исключительно положительно - продолжает удивлять
Мой подход к испытаниям мотоцикла был прост - сесть на него и поехать, куда глаза глядят. За месяц накатали 4000 км, включая рывок в Нижний Новгород, где мотоцикл ждали испытания на выносливость, проходимость, реальный расход, запас хода и так далее.

Вячеслав Горбунов, QTM Motorsport
Подход Славы Горбунова изначально иной: его интересует, как мотоцикл устроен на уровне инженерии.
Китайский уникум
У двигателя Zontes 703F TOUR просто замечательный мотор. Его уникальность даже не в самой конструкции с тремя цилиндрами, а глубже - как он разработан, и зачем.

Проект QTM Motorsport и Zontes RUSSIA: спортбайк Zontes 703RR - двигатель в частичном разрезе
перейти в фотогалерею
Вот этот вопрос - «зачем?» вы бы никогда не задали, садясь на типичный японский байк с 2- и 4-цилиндровым мотором: едет и едет. Но 3-цилиндровый Zontes заставляет думать
Здесь установлены четыре лямбда-зонда. Не два, не три, а четыре: по одному на каждый цилиндр, плюс, общий на выпуске. Зачем? Поскольку мы пока не можем подключиться к шине и увидеть работу каждой лямбды на графике и в дате, есть только рабочая теория, которую официально мы пока подтвердить не можем: блок управления может корректировать впрыск на каждом цилиндре в отдельности, что являлось бы своего рода революцией в индустрии.
Потому что никто на рынке - ни Yamaha, ни Suzuki, ни Honda, ни их гоночные ECU Yoshimura, ни GYTR, ни Mectronic не регулируют подачу топлива индивидуально в каждый цилиндр; там подача топливо-воздушной смеси единая на весь блок. Здесь же, наблюдается феномен - уникальный, но очень интересный с точки зрения инженерии.
Еще момент: впускной тракт имеет большую длину при очень скромном диаметре. Обычно, если вы хотите мощности, даете больше воздуха и добавляете бензина, чтобы топливо-воздушной смеси стало в целом больше, и она была богаче - открываете доступ воздуху через портирование каналов или устройство наддува, ставите фильтры низкого сопротивления и т.д., а затем через настройку инжектора добавляете бензин.
Очевидно, что с 3-цилиндрового двигателя объемом 699 куб.см. можно снять значительно больше 95 л.с. (по паспорту на 703F) и 105 лс. (по паспорту 703RR). Этот двигатель мог бы выдать 135 л.с. даже без поджатия головки блока, портирования и полировки, просто если ему дать нормальный доступ воздуха. Но Zontes нарочно снижает подачу! Зачем?
Очевидно, идея Zontes - обеспечить гладкость работы двигателя во всем диапазоне оборотов с легкой коррекцией электроникой, и это - работает!!! Длинный впускной коллектор при небольшом диаметре позволяет контролировать скорость потока, а не его объем, а значит, обеспечивать стабильность всей системы
Сама работа двигателя Zontes 703F TOUR, как и у спортбайка 703RR, который QTM Motorsport уже разобрала перестроила, чтобы сделать из него трековый болид, намекает на то, что в разных диапазонах оборотов ECU Motion по-разному регулирует "экологию" мотора. Особенно это ощущается у "туриста", поскольку рабочие обороты спортбайка начинаются с 7500 и до отсечки в районе 11500 об./мин., тогда как Zontes 703F TOUR чаще эксплуатируется в диапазоне 3500-7000.
В этом диапазоне наблюдается достаточно странная работа и звук двигателя - характерный звонкий, с легкими вибрациями на подножках водителя. Но стоит повысить обороты до 7000-9000, где мотоцикл просто оживает и становится по-настоящему веселым, а "звон" и вибрации уходят.
Теория инженера такова: «Во-первых, сама работа 3-цилиндрового двигателя здесь абсолютно нормальна со всеми вибрациям, так он устроен. А звук в диапазоне 3500-5500, скорее всего, связан с тем, что смесь нарочно обедняется для экономии. Неспроста здесь четыре "лямбды" - зачем-то они нужны. И по ощущениям, если говорить, то похоже, что так оно и есть! Поддай газку - топлива пойдет больше, смесь станет богаче, а двигатель сразу начинает работать мягче».
Во всем остальном, Слава просто в восторге от мотоцикла и, в особенности, от его двигателя:
«Тяга просто космическая во всем диапазоне. Первая сотня километров была настоящим открытием, я даже не верил, что так бывает: с 20 км/ч и со 2-й передачи тяга ровная до отсечки. И, честно говоря, я в режим "ECO" из "Sport" никогда не переключался. У спортбайка характер такой же, ведь они различаются только набором звезд и одной передачей»
Как показали трековые тесты на «Игора Драйв», спортбайк Zontes 703RR разгоняется до 230 км/ч, а турист 703F достигает отметки в 200 км/ч по данным GPS.
С этой точки зрения, Zontes 703F технически является сильным конкурентом любому однокласснику на рынке, не важно, какой бы бренд не красовался у того на баке - аналогов с такими ощущениями от езды... и цены... просто нет!
Шасси и подвеска
По эргономике, посадке и работе подвески мнения полностью разошлись. Причем, в результате дискуссии и обсуждения мы пришли к выводу, что это связано с персональными предпочтениями и непосредственно антропометрическими данными пилотов, и в меньшей степени конструкцией мотоцикла.
То, что мне в длительных путешествиях и городской езде показалось суперкомфортным, гоночный инженер, привыкший лично тестировать настроенные мотоциклы, посчитал жуткой недоработкой производителя. Правда, тут же предложил свое решение, как сделать из Zontes 703F «пушку на все случае жизни».

Zontes ZT703F TOUR (2025) в деталях: вилка-перевертыш и регулируемый амортизатор Marzocchi
перейти в фотогалерею
Длинноходная и мягкая вилка мотоцикла хорошо показывает себя в городе, когда приходится ходом брать многочисленные неровности и "лежачих полицейских". Но она же совсем перестает "помогать", стоит съехать на сыпучий грунт или в песок.
Рост Славы 182 см при весе 75 кг, у меня - 176 при 95. Это два принципиально разных типа пилота с точки зрения Zontes 703F - два подхода и два разных каскада ощущений
Для меня посадка суперкомфортная, работа аэродинамики - «в самый раз». Славе - слишком низко, а «ветер дует всегда». При этом, он настолько агрессивно тормозит, что складывает вилку до упора. А у меня при привычке прогрессивного выжима рычага до отбоя вилка не дошла ни разу.
Еще одна особенность - это загрузка вилки и переднего колеса, из-за чего при нашей разнице в весе в 20 кг ощущения от езды - разные. Слава отметил, что у него есть вибрации на переднем колесе, и если отпустить руль, при боковом ветре у мотоцикла может развиться вобблинг. Я же нарочно проводил эксперименты в поиске вобблинга на скорости, и отбросил все сомнения, просто не найдя к чему придраться.
Почему так происходит?
Ответ очень простой и сложный одновременно, и короткий ответ изначально будет неправильным, поскольку не учел бы опыт эксплуатации мотоцикла целой группой совершенно разных по комплекции, опыту и навыкам пилотов в длительный промежуток времени.
Короткий ответ мог бы выглядеть так: спецификация подвески у Zontes, как у 703F, так и у 703RR весьма бюджетная, простейшая. В 43-мм вилке стоят тонкие 18-мм картриджи, регулировка которых в действительности мало на что влияет без проведения реального лабораторного исследования с четкими замерами дропа, ходов - чем, как вы понимаете, никто и никогда заниматься не стал бы.
Но мы оказываемся в ситуации, когда 20 кг разницы в весе пилота являются критической массой: если в вас 85 кг или больше, то мотоцикл сконфигурирован на заводе для вас! А если легче, придется научиться его пушить и догружать.
Идеальный рост и вес пилота Zontes 703F TOUR - человек ростом 172-178 см весом 85-100 кг: именно под такой тип водителя мотоцикл сконфигурирован на заводе
При большой амплитуде демпфирование просто не успевает отрабатывать из-за недостаточной загрузки front-end или наоборот, при перегрузке, если давить на колесо слишком активно (тормозить до блокировки).
Какое решение?
«Менять картриджи - ставить любые другие, даже б/у, но с рабочей регулировкой - сразу изменится поведение мотоцикла!» - однозначно считает инженер.
*** Рекомендовать какие-то конкретные картриджи пока не можем, поскольку еще не провели испытания. В случае со спортбайком 703RR это оказалось проще - туда встают картриджи стандартной длины, например, созданные для Yamaha. На самом деле, цена вопроса - от 20 тысяч за комплект б/у картриджей от Yamaha до 64 тысяч за набор от Andriani или Ohlins.
К заднему амортизатору вопросов меньше в целом, поскольку у Zontes 703F очень длинный маятник, и за счет самой геометрии всё это работает почти под любой загрузкой. Хотя и здесь попытка регулировки почти ни к чему не привела, мы решили оставить это исследование "как-нибудь на потом", посколкьу не беспокоит вообще и при этом обеспечивает непревзойденный держак на заднем колесе на любой поверхности.
А как известно, старая инженерная мудрость гласит: работает - не трогай!
Эргономика и комфорт
Разница в росте в 5-6 см, когда речь идет о Zontes, тоже может оказаться критичной. Мотоцикл явно создан под среднестатистического европейца ростом 172-178 см; для пилота ниже мотоцикл будет слишком высок, а для райдера 180+ может начаться дискомфорт из-за "низкого" сиденья. А если хочется еще и серьезно поэндурить, могут потребоваться доработки.
Чтобы Zontes 703F стал больше эндуро, чем спорт-турист, сиденье ему следовало бы поднять
Сидение Zontes 703F - чисто дорожное, глубокое и в меру мягкое, а "дроп" от бензобака слишком крутой, что не позволяет активно перемещаться в нем вперед-назад и менять загрузку переднего или заднего колеса на off-road.
Пульты - еще одна история, в которой привыкнуть за неделю-две трудно. Для Славы позиция поворотников настолько низкая и непривычная после японских мотоциклов, что попасть по ним не глядя с первого раза никак не получается. А нащупать "аварийку" просто невозможно, приходится переводить взгляд и отвлекаться от дороги.
Мне самому потребовался месяц, чтобы привыкнуть опускать большой палец левой руки значительно ниже, чем у Honda и Yamaha. Вернувшись в седло Honda, рука сама собой нащупывает поворотник - с этой точки зрения эргономика японцев проработана за десятилетия. Пульты Zontes - они для тех, у кого нет привычки на рефлекторном уровне, сложившейся за 20 лет вождения классических мотоциклов. Если так, то вы быстро освоитесь.
Электроника: ABS и TCS
Гоночному инженеру, который привык к наличию адекватной и настраиваемой управляющей электроники, включая стратегии трекшн-контроля, простейшие алгоритмы Motion кажутся абсолютным злом.
Система трекшн-контроля Zontes 703F отрабатывает резко, либо не отрабатывает вовсе, и с этим мы оба со Славой столкнулись во время эксплуатации мотоцикла. Только я испытывал TCS целенаправленно, а он обнаружил это не в самый подходящий момент, в городе. В двух словах: ECU Motion обрубает зажигание и подачу топлива при срыве заднего колеса, но игнорирует позицию мотоцикла из-за отсутствия инерциальной платформы. Когда срыв начинается на прямом мотоцикле, например, когда вы едете в дождь и попадаете задним колесом на скользкую разметку или битумную заплатку - здесь всё работает ОК, вы не заметите проблемы. Но мотоцикл может испугать, если при входе в поворот вдруг окажетесь на песке - резкость, с которой пропадет тяга, похожа на удар. Впрочем, теперь вы знаете об этом, и это не должно вас испугать!
Предупрежден - значит вооружен
Работа ABS предсказуемая, но поскольку сама магистраль и блок актуатора очень длинные, всё вместе имеет инертность в работе. Поэтому, первое, что было сделано на спортбайке Zontes 703RR - базовая тормозная магистраль с ABS заменена на прямую - это мгновенно улучшило времена круга на треке. Для турэндуро, который изначально тяжелее спортбайка на 20 кг (на 40 кг после облегчения трековой версии), система ABS уже необходимость.
Однозначно, ABS нужно отключать сразу при съезде на off-road, как и полностью отключать TCS - они там станут первыми врагами
Выдающийся элемент
Quickshifter в базовой конфигурации Zontes 703F - это, наверное, самая забавная игрушка, которая просто меняет отношение к работе с КПП и двигателем туристического мотоцикла в принципе. В том, что этот элемент делает Zontes по-настоящему веселым, мы сошлись сразу!
Quickshifter настраивается по задержке в меню или через приложение, и если сделать задержку поменьше, получается просто уличная пушка!
Погрешности эволюции
С чем мы столкнулись в ходе эксплуатации всех трех Zontes'ов - спортбайка, туриста и скутера, это с явлением быстрого саморазряда аккумулятора. Мотоциклы Zontes комплектуются сверхлегкими и компактными современными литиевыми АКБ ёмкостью 6 А-ч, чего более чем достаточно для всего на свете. При одном важном условии:
если Zontes регулярно ездит, а не хранится длительное время в закрытом помещении.

Zontes ZT703F TOUR (2025) в деталях: бесключевой доступ - метка и клавиша активации/блокировки мотоцикла на правом пульте
перейти в фотогалерею
Важно понимать, что мотоцикл со слегка разряженным АКБ, оставленный даже на 12-14 дней в изолированном помещении (в подземном гараже), может превратиться в "кирпич" из-за особенностей работы современных систем бесключевого доступа.
«На самом деле, это в современной технике уже норма! Даже в инструкции к нашему новому фургону написано: "при длительном хранении в подземном гараже рекомендуется переводить систему в режим сна для предотвращения разряда АКБ". И это тренд. Зайди в любой автосалон. Почти все Audi, Porsche, M-B, BMW последних поколений - на зарядных устройствах стоят, потому что у них электроника "не спит" из-за системы бесключевого доступа, необходимости он-лайн обновлений, GPS-меток и так далее» - говорит Горбунов.
Критически низким Zontes считает заряд ниже 12 В. При разряде ниже 11 В вы рискуете не провернуть стартер, при этом, мотоцикл уйдет в безопасный режим и даже при наличии ключа не откроет сиденье с кнопки.
Иными словами, у всех мотоциклов и автомобилей с бесключевым доступом всегда активирован блок контроля доступа, который сканирует эфир в поиске метки; ведь, нажимая кнопку разблокировки мотоцикла или открывания багажника, вы уже взаимодействуете с фактически активированным транспортным средством. А "просыпается" оно сразу, как только обнаружит метку или ключ - для этого надо постоянно мониторить эфир, то есть оставаться включенным 24 часа в сутки и 7 дней в неделю

Zontes ZT703F TOUR (2025) в деталях: датчики давления и температуры шин, напряжение аккумулятора выведены на панель и хорошо читаются
перейти в фотогалерею
На всех мотоциклах и скутерах Zontes в контрольной панели есть индикация заряда АКБ, по которой можно отслеживать ее состояние. Мотоцикл демонстрирует на контрольной панели красную иконку аккумулятора, если заряд ниже 12 В.
Под этой крышкой находится гнездо подключения зарядного устройства Zontes
В комплекте поставки с каждым мотоциклом прилагается специальное зарядное устройство для литиевых мотоциклетных АКБ, которое обеспечивает быструю зарядку такого аккумулятора всего за 1-2 часа до 100%.

Гнездо зарядного устройства Zontes 703F TOUR
Для зарядки у мотоциклов и скутеров Zontes имеется специально гнездо, доступное даже без открывания сиденья. Зарядное устройство одновременно является и стартовым устройством.
Ну, теперь вы знаете всё!
Больше о мотоциклах Zontes на МОТОГОНКИ.РУ