МОТОГОНКИ.РУ, 18 сентября 2025 - Yadea является дочерним предприятием китайского автомобильного гиганта BYD Group, чьи продажи в первом полугодии 2025 года достигли объема 2.14 млн единиц, что сделало BYD третьим мировыми производителем автомобилей после Toyota и Volkswagen.
Это будет первый случай, когда китайский производитель попытается конкурировать с японскими не где-то на просторах Азии, а непосредственно в Японии, одном из самых закрытых и труднодоступных рынков с точки зрения прохождения омологации транспортных средств. Но именно эта особенность сегодня бьет по японским гигантам, открывая двери производителям-гайдзинам.

Yadea Porta
Целевой продукт, выбранный китайцами для Японии - Yadea Porta, компактный электрический скутер индивидуального использования по цене сопоставимый с традиционными бензиновыми скутерами Honda и Yamaha. В зависимости от комплектации, Porta будет стоить от 100000 до 217800 иен, что в пересчете равняется 600-1255 евро (59000-125000 руб.). Для сравнения, новый 50-кубовый бензиновый скутер Honda Tact в самой Японии стоит порядка 125000 иен, но большинство других уже используют двигатели объемом от 110 куб.см., поэтому средняя цена на них превышает 190000 иен. Так, Honda Lead 125 стоит 236900 иен.
Однако в последние 5 лет японские производители мотоциклов и скутеров столкнулись с новой серьезной угрозой на внутреннем рынке - падением внутреннего спроса из-за стремительного старения нации и смещения среднего возрастного сегмента покупателей на 10-15 лет. Снижение потребности именно японского населения в дешевых транспортных средствах вынуждает крупнейших производителей, прежде всего, Honda и Yamaha, сокращать выпуск самых доступных моделей, смещая фокус на технику с двигателями более 125 куб.см., что само по себе неминуемо повышает планку доступности техники.
Есть еще один нюанс чисто японского подхода к регулированию рынка: власти Японии продолжают ужесточать экологические нормы, и производство классических 2-тактных 50-кубовых и более тяжелых 4-тактных 70-кубовых скутеров становится неконкурентоспособным, что также толкает производителей к смещению планов в сторону сегмента 4-тактных скутеров с двигателями 110-160 куб.см., унифицированных с азиатским модельным рядом.
Yadea на выставке в Шанхае
Yadea намерена использовать оба этих момента для вторжения на рынок Японии. Компания де-факто уже представлена и работает в Японии, но до сего момента была представлена только в сегменте электровелосипедов и самокатов. Но электроскутеры - основной продукт, с которым китайский бренд намерен делать оборот в Азии.
Объявлено, что продажи Porta начнутся в ноябре 2025 года. По реакции рынка на этот продукт, Yadea решит, расширять ассортимент или пока рано. В модельном ряду Yadea есть, как минимум, 6 моделей электроскутеров, сопоставимых по ценам с классическими продуктами Honda и Yamaha на ДВС. И опыт конкуренции с японцами уже есть!
В августе этого года Yadea уже произвела открытие регионального офиса и дилерской сети в Таиланде, где до этого момента Honda и Yamaha правили безгранично. С начала 2025 года китайская компания уже освоила все ключевые рынки, где японские производители были всегда №1 - Бразилию, Индонезию, Шри-Ланку и Индию.