МОТОГОНКИ.РУ, 11 сентября 2024 - Magny-Cours - радость и проклятие для пилотов Мирового Супербайка, поскольку этот исторический французский трек реконструировали последний раз очень и очень давно, и по ряду требований он никак не удовлетворяет регламенту FIM, однако, год за годом получает новое одобрение.
Проблемы начинаются, как только в районе Невера ухудшается погода. Асфальт на Magny-Cours поменяли в 2020 году после требования FIM. До этого несколько лет там не происходило больших аварий, но покрытие трека деградировало значительно, местами он просто "посыпался", в зонах торможения образовались большие кочки - игнорировать это было невозможно. Асфальт сменили - и FIM это удовлетворило.
Да, новый асфальт оказался неплох, но сам дизайн трассы остался неизменным, и ряд других проблем так никогда не был решен. Magny-Cours не может быть каким-либо образом реконструирован, поскольку вписан внутрь "стадиона" со стационарными трибунами, как Hockenheimring, и расширение зон вылета или радиусов некоторых поворотов невозможно чисто физически.
Вот, что произошло в пятницу, в тренировочный день World Superbike 2024 года:
В результаты этого инцидента лидер чемпионата мира Топрак Разгатлиоглу получил серьезную травму - повредил легкое при ударе о жесткую "защиту" гардрейли на торможении перед шиканой Т15.
В 2012 году Паоло Фламмини, тогдашний директор World Superbike рассматривал возможность замены Magny-Cours на какой-то другой французский трек, но переход прав на чемпионат из рук Infront в руки Dorna Sports в 2013 остановил начатый диалог с командами - Magny-Cours остался в календаре, поскольку Dorna не хотела пересечения WSBK с MotoGP в Ле-Мане. Dorna только-только удалось добиться исключения из календаря WSBK мировой трассы в Валенсии, Ricardo Tormo Circut, где скорости и времена круга супербайков вплотную приблизились к прототипам...
Марко Меландри в World Superbike: Marco Melandri Superbike Trip - Брно всегда было удачным местом для Марко. 2011, Yamaha WSB
перейти в фотогалерею
«Я говорю это с 2011 года: та стена опасна... Как обычно, надо дождаться новой большой аварии, чтобы люди поверили в опасность ситуации. Я рад, что Топрак смог уйти оттуда на своих двоих. Но наверное надо дождаться, пока кто-то из молодых парней погибнет на этом углу, прежде чем они однажды таки решатся поменять дизайн поворота, да?» - написал Марко Меландри на своей стене
Истории неудачных этапов World Superbike из-за асфальта, дизайна трасс и погодных перепадов - ровно столько лет, сколько можно вспомнить. Да, примерно с 2010 года.
Серьезных аварий на Magny-Cours именно перед T15 в титульных классах SBK и SSP не было, но там было множество падений в младших классах STK-600 и STK-1000. Основные вылеты в старших категориях традиционно происходили в Т16, в той самой узкой шикане перед финишной прямой, в основном, из-за неудачного наезда на высокий поребрик. В гонках большинство инцидентов происходили в шпильке Adelaide (T5) или на входе в шпильку T14, но не на самой дуге Chicane, где упал Разгатлиоглу. В 2011 году Джереми Гуарнони был первым, кто так неудачно вылетел на дуге Chicane, что его мотоцикл врезался в тот же угол и буквально завязался узлом. Но сам француз не пострадал и продолжил уикенд. Тот вылет заставил пилотов WSBK задуматься о безопасности поворота... но явно не надолго.
В 2012 году на Magny-Cours чуть не изменилась судьба чемпионата. Макс Бьяджи подошел к финалу во Франции лидером, но первая гонка WSBK стала дождевой. Асфальт Magny-Cours тогда был просто суперскользким, и Бьяджи грохнулся и потерял массу очков. Шедший вторым в чемпионате Том Сайкс незамедлительно воспользовался этим, чтобы сократить отставание от пилота Aprilia Racing. Во второй гонке Бьяджи плохо стартовал и надолго застрял в середине пелетона, пытаясь пройти соперников, включая действующего чемпиона Карлоса Чеку и его партнера по Althea Ducati Давиде Джулиано. Сайкс уверенно выиграл вторую гонку, сделав буквально всё, что мог для реализации неожиданного шанса на титул. Бьяджи только в самый последний момент удалось пройти на 5 место, что обеспечило им с Сайксом равный счет по итогам сезона. Ну, почти: 2-й титул WSBK Максу Бьяджи принесло преимущество в 0.5 очка!
Эти пол-очка появились в зачете после крайне неудачного визита WSBK в Монцe, где только что был уложен новый асфальт, как выяснилось, с нарушением технологии дренажа. На обновленном треке в дождь и после дождя стало невозможно проводить гонки: в дождь вода с асфальта просто никуда не уходила, оставаясь плотной, непробиваемой дождевой нарезкой пленкой; а после дождя, когда асфальт нагревался и подсыхал, на нем начиналось "отпаривание" - вода скапливалась под рабочим слоем, и через поры начинала выпариваться, образовывая на поверхности едва заметные влажные пятна. На этих пятнах произошло более 10 внезапных вылетов в трех разных поворотах на гонке STK-1000, что заставило Дирекцию инициировать расследование.
Первую гонку WSBK в тот день в Монце отменили из-за проливного дождя. Состоялся только один заезд (второй), и то, его пришлось остановить после 8 кругов. Поскольку даже 50% дистанции не было пройдено, решением Дирекции всем финишировавшим выдали только половину очков. Объявленный победителем Том Сайкс заработал 12.5 очков, а Бьяджи - 5.5. И вот эти 0.5 очка разделили Бьяджи и Сайкса (в пользу Бьяджи) в последний день сезона! Добытый с таким трудом 2-й титул Бьяджи привела Макса к нервному срыву, после которого он принял решение о завершении карьеры призового пилота и вышел в отставку.
Монца после инцидента 2012 года лишилась омологации FIM и даже после полной замены асфальта так и не вернулась в календарь World Superbike.
В 2013 году на Magny-Cours решилась судьба двух других титулов - в классе World Supersport, где чемпионом стал Сэм Лоус, выступавший за российскую команду Yakhnich Motorsport, а также заводской пилот BMW Motorrad Italia GoldBet в классе World STK-1000 Силвейн Баррье. Предшествовавший финалу квалификационный день был полон аварий, особенно, в стоковых классах, а в тренировочный день практически каждая сессия прерывалась красными флагами.