МОТОГОНКИ.РУ, 11 сентября 2024 - Минувший понедельник на Misano World Circuit был полон открытий. Многие из них остались за кадром, поскольку интересовали очень узкую группу специалистов.
Пьеро Тарамассо, Michelin Motorsport
На презентации новой передней покрышки Michelin PowerSlick, которая станет базовой для 2025 года уже на тестах IRTA в Валенсии, рассказали о трех ключевых моментах, что изменится в езде на прототипах с приходом новинки. Затем, пилотам дали комплекты специально промаркированных баллонов и особую 30-минутную сессию в рамках тестового дня, чтобы они смогли сконцентрироваться только на этой работе.
Все 22 пилота, участвовавших в тестах, в обязательном порядке проехали этот тест и дали фидбек. Как сказал в конце дня Тарамассо, «большинство отзывов было положительными». Тарамассо был доволен вдвойне, поскольку ему, наконец, удалось собрать всех пилотов MotoGP и заставить их провести эти тесты.
Новая передняя Michelin PowerSlick готова к тесту в Мизано
Ключевое слово - «наконец»: в начале сезона французский шинник уже пытался организовать эти тесты, чтобы лучше подготовиться к 2025 году, но лишь часть пилотов MotoGP согласилась потратить 30 минут на "бесполезную" с их точки зрения работу на какое-то там отдаленное будущее, все были поглощены поиском лучших настроек на следующий уикенд.
Главное, что Michelin хотели исправить, это чувствительность покрышек PowerSlick к перепадам температур и давления
Ситуация стала слишком болезненной: если попадаешь в длительный слипстрим, твое переднее колесо греется как печка, давление растет, колесо "каменеет" и хуже держит асфальт из-за уменьшения пятна контакта. Вернуть температуру и давление обратно сложнее, поскольку приходится держать хороший темп, и даже если вырываешься из группы, с "каменным" передним колесом ехать быстрее никак не удается. Причем, обратный эффект бьет больнее: достаточно вдруг выкатиться в гравий и проехать хотя бы треть круга в темпе ниже гоночного, как температура покрышки резко падает, а вместе с ним, давление! Незапланированный вояж в гравий может привести к штрафу за нарушение нижнего лимита, прописанного в Регламенте. После выезда в гравий пилотам MotoGP приходится валить еще быстрее, чтобы просто догреть резину... в общем, сущий кошмар, а не гонки.
Гарантированный перегрев и рост давления нельзя преодолеть никак иначе, чем занижением давления перед стартом гонки: по ходу первых кругов оно возрастает, и пилоту останется только следить, чтобы оно достигло нужных значений, а затем контролировать его...
Большие всего в Michelin всегда боялись, что из-за читерства с понижением давления, однажды кто-то закачает так мало, что под нагрузкой покрышка просто выпрыгнет из обода - разбортуется, а пилот улетит в пампасы. Чтобы обезопасить себя, Michelin потребовала ужесточения Шинного Кодекса. И теперь у нас есть штрафы за низкое давление, которые назначаются автоматически, поскольку данные тоже собираются автоматически с датчиков, установленных внутри каждой покрышки.
Всё это - от лукавого. В Michelin понимали, что проблема есть, и ее надо решать. Как?
Новый PowerSlick действительно новый. Он даже выглядит не так, как обычные передние слики - на нем есть следы пресса, как на... Pirelli!
Прежде всего, ради этих покрышек в Клерман-Ферране перешли на новую технологию сборки баллонов - тот самый сверхсекретный процесс C3M, который напоминает 3D-печать и состоит из нескольких этапов сборки покрышки. Детального описания C3M-процесса не существует, иначе он не был бы секретным. Но аналитики считают, что он ближе к процессу производства Pirelli, нежели к традиционному Michelin.
Если верить энциклопедии Michelin, процесс C3M позволяет "собирать" покрышку из разных компаундов и размещать разные компаунды слой за слоем, почти вручную.
Причем, эту технологию уже применяли в создании задних баллонов для MotoGP... 15 лет назад - именно для сборки штучных, эксклюзивных баллонов для суперзвезд MotoGP, таких как Валентино Росси
Секретное оружие Валентино Росси - особые шины Michelin, которые ему варили специально на гонку
Как это происходит у Pirelli: на каркас, как нить на катушку, наматывается резиновый шнур - слой за слоем, а затем собранный каркас с компаундом отправляется в пресс-форму, где "запекается" под давлением при определенной температуре. Слои становятся монолитной массой и плотно приклеиваются к каркасу.
У Michelin при C3M-технологии на каркас наносится слой с помощью матрицы, что еще быстрее. Идее уже лет 20, она эксплуатировалась, когда в MotoGP не было правила единого поставщика, и шли «шинные войны» между Bridgestone и Michelin за сердца и головы сильнейших гонщиков Королевского класса.
Тогда, существовало такое понятие как «горячий пончик» - эксклюзивно созданная покрышка под конкретного пилота, конкретный трек и даже под конкретные погодные условия. С помощью матричного нанесения компаунда можно быстро изменить его состав, общие свойства, например, по итогам пятничных практик, и привезти эксклюзивную покрышку прямо к старту Гран-При какому-нибудь Валентино Росси. Так оно и было!
Тогда и сейчас: Пьеро Тарамассо, Michelin Motorsport
Тарамассо не скрывает и даже гордится этой практикой: «Ну, это правда, мы так и делали, чтобы противостоять Bridgestone. Это наша гордость, если честно. Никто так не преуспевал в MotoGP! Обычно, в четверг мы привозили своим пилотам (не только Росси) комплект шин для пятничных практик, чтобы, собрав нужные данные, попытаться сделать в субботу особый комплект на гонку. Конечно, это касалось только определенных этапов - Ле-Ман, Sachsenring, Барселона, куда можно доставить пару "горячих пончиков" в ночь перед Гран-При»
Царский подход радовал Валентино, пока однажды такой «горячий пончик» не развалился под ним прямо в ходе прогревочного круга. И такое бывает: если шина сделана едва ли не в единичном экземпляре, то и проверить ее никак иначе нельзя, пока не выйдешь на старт... Шуму было много.
Судя по всему, технологический процесс C3M в конце концов не отличается от Pirelli - то же запекание под давлением с высокой температурой: следы пресс-формы хорошо видны на фото - это радиальные линии на покрышке, подсвеченные красным маркером:
Следы пресс-формы C3M-технологии Michelin
Новый каркас и профиль более округлые, чем базовые передние PowerSlick. Таким образом, Michelin хотели достичь большего пятна контакта, особенно, под давлением, то есть, на торможении. Каркас значительно жестче предыдущего, чтобы выдерживать больший стресс.
Если всё так, что Пекко Баньяя в следующем году получит существенное преимущество, ведь ему так нравятся сверхпоздние торможения перед самым апексом!
Мэт Оксли сообщает из паддока Мизано, что Баньяя уже получил должное представление о новых Michelin и горит желанием поскорее оказаться на Ricardo Tormo Circuit, где тесты шин перейдут в совершенно иное русло.
Дело в том, что эти 30-минутные испытания в Мизано - это просто проба: команды не стали менять базовые сетапы прототипов под новый профиль покрышек, так что геометрия мотоциклов не менялась. Но по факту, она должна измениться значительно!
Пекко Банья доволен уже сейчас
И даже в этих условиях Баньяя поднял два больших пальца вверх: «Это именно то, что мне было надо! - сказал он. - Очевидно, что я использую торможение на входе в повороты, а не перед ними, и новый профиль дает мне возможность закатывать в вираж еще позднее, и я могу нагружать переднее колесо еще сильнее. На этом тесте я тормозил аки дьявол! С нынешней покрышкой я все-таки недотормаживаю немного, делаю это не так, как мне бы хотелось в наклоне... потому что покрышка не выдерживает».
Баньяя целенаправленно "бомбил" Т2 и Т4, медленные повороты, где высокий риск падения компенсировался бы низкой скоростью. И именно там Пекко и его инженеры отметили хороший прирост скорости прохождения: «Обычно, там я легко довожу переднее колесо до блокировки, но с этой покрышкой мне это просто не удалось - вот, что круто!»
В свое время Валентино Росси проводил аналогичные эксперименты с Bridgestone перед тем, как отказаться от Michelin и пересесть на японские шины. Очевидно, Пекко уже общался с Учителем и поделился с ним своими впечатлениями. Тем более, что Росси присутствовал в паддоке Misano World Circuit весь уикенд и на тесты приехал тоже.
В какой-то момент истории MotoGP не шинники стали делать покрышки для мотоциклов, а производители прототипов стали корректировать свои шасси для лучшей работы с конкретными покрышками. В данный момент, Michelin пытается идти от обратного - адаптировать покрышки под тренды в дизайне шасси
Очевидным в действиях Michelin является желание поддержать пилотов новой волны, которые используют все самые современные гаджеты и аэродинамические компоненты на 100% для повышения производительности. И смены тренда пока не намечается, как минимум, до 2027 года.
Пилоты старой школы вряд ли будут довольны в равной степени с нынешними звездами. Например, Марк Маркес, который любит "плясать" от переднего него и вокруг него. Даже с Ducati GP23 он пытается ехать с максимальным использованием front-end и высокого держака, который обеспечивает дизайн шасси Ducati.
С новой покрышкой ему придется переучиваться, что уже выяснилось на тестах в понедельник: «Несомненно, поведение байка в повороте совершенно иное из-за широкого профиля, - сказал он. - На первых кругах, когда баллон совсем новый, я не мог поворачивать, как привык: с этой покрышкой байк теряет часть своей живости при смене направления движения. Но просто потрясающая стабильность на торможении! Думаю, им надо поработать над поворачиваемостью, потому что байк ощущается совсем вязким, более тяжелым. Потому что аэродинамика делает его таким, а с широким профилем эффект усугубляется. Надо серьезно менять подход к поворотам, стиль в целом» - заявил Маркес.
Как новый профиль решил бы проблему с перегревом? Очевидно, что давление в колесе станет играть меньшую роль, поскольку пятно контакта будет значительно больше, даже на перекаченном колесе. Но еще и дизайн каркаса - он "поддерживающий", более жесткий, стабильный и рассчитан на плотное прилегание покрышки к ободу при любом давлении. Michelin будет меньше беспокоиться о шансах разбортовки, может быть... но Шинный Кодекс из-за этого пока никто пересматривать не планирует.