МОТОГОНКИ.РУ, 8 июля 2023 - Илона пришла в мотоспорт не так давно, но сразу стала звездой российского паддока, благодаря невероятно серьезному и скрупулезному подходу ко всем делам. Сегодня она не только пилотесса Чемпионата России LAVR Motoring в классе Supersport 3, но и взяла на себя менеджмент команды Антона Безшляги. И дела у Академии идут превосходно! И вы поймете, почему, узнав больше о том, как серьезно Илона относится к самым незначительным деталям.
Итак, важнейший элемент современного мотоспорта - экипировка. Сегодня это не просто красиво, но и предельно функционально. С 2011 года индустрия защитной экипировки в MotoGP и World Superbike совершила грандиозный скачок вперед в некоторых элементарных моментах. С другой стороны, фундаментальные основы производства остались неизменными с 70-х: прежде всего, это подбор материалов; на втором месте - подход производителя к самому процессу производства; затем - к деталям. МОТОГОНКИ.РУ внимательно следит за развитием технологий итальянского производителя экипировки, поставщика топовых пилотов MotoGP из Асоло - Alpinestars. Мы видели, как родилась и стала повседневной технология, которая спасла карьеру десяткам гонщиков и стала обязательной для применения во всем профессиональном мотоспорте - встроенная подушка безопасности Tech Air, тестировали мотоботы, куртки и комбинезоны. Сегодня же узнаем, в чем ездят прорайдеры Российского Кольца. Слово - Илоне!

Базовый комплект экипировки на фото: комбинезон Alpinestars Stella Missile V2 с подушкой Tech-Air (5 поколение); мотоботы Alpinestars SMX-6 Drystar; перчатки Alpinestars SP-1 V2; шлем Shoei X-Spirit Pro с фотохромным визором.
перейти в фотогалерею
- С самого начала, как пришла в мотоспорт, всегда ездила в Alpinestars. Выбор был сделан достаточно быстро: первой моей мыслью было - если в этом ездят звезды MotoGP, такие, как Маркес, то вряд ли они шьют что-то средненькое; скорее всего, это – лучшее. А второе, так сложилось, что Alpinestars выпускает идеальные лекала именно на мою фигуру.
Почему-то Dainese не удалось сделать такой же чисто женский комбинезон. У меня он есть тоже, но мне неудобен по двум причинам: широкие плечи, совершенно нет груди и узкий в бедрах - на манекен, а не на девочку. У Alpinestars все анатомические особенности учтены. И это не индивидуальный пошив, а серийный Alpinestars Stella Missile V2 Tech-Air в моем размере.
Мой комбинезон сразу шел в комплекте с подушкой Tech Air Race, и это очень важно, поскольку подушка и блок размещаются в едином блоке защиты спины уже на заводе. Выгодное отличие от Dainese – возможность двойного срабатывания подушки за одну сессию. Там – два патрона: можно один раз упасть, он сработает раз, затем - сброс давления, и можно ехать дальше, понимая, что у тебя подушка готова еще раз «выстрелить».
Очень важная особенность заключается в том, что блок управления и патроны Tech Air устанавливаются в специальную нишу с «безопасной» стороны защиты спины – с внешней. То есть, если ты такой «счастливчик», что умудрился дважды за гонку грохнуться, и дважды подушка сработала, то даже после этого остается базовая (жесткая) защита спины и плеч, и можно продолжать.
Сама подушка Tech-Air в данной версии раскрывается до самого пояса, то есть и ребра, и плечи защищает. Эта конкретная версия Tech-Air Race – без защиты бедер, а новое поколение Tech-Air 10 уже идет с защитой бедер. Но для установки в женские комбинезоны она из соображений комфорта не идет. Есть гражданская версия моей подушки - Tech-Air 5: отличаетя от Race тем, что у нее тоже 2 патрона, но только одно срабатывание, после чего ее надо везти в сервис на перезарядку.
Подушка – сменная, сервис в Москве осуществляет «Байк Ленд» с первого дня, как Tech-Air появились в продаже. Есть сведения, что итальянцы уже предлагают простую быструю замену патронов. Но все же, после нескольких срабатываний логично менять подушку целиком. И при замене подушек делают перепрошивку управляющего блока, скачивать и зачищают телеметрию.

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: падают - все, это естественно, когда ищешь свои пределы. Главное, чтобы это было безопасно!
перейти в фотогалерею
Предыдущий комбинезон 2020 года (он вовсе не отличается от этого, 2023) служил верой и правдой даже после падения в Портимао. Знаменитые гравийные ловушки-убийцы и меня приняли в свои объятия, и там комбинезон этот здорово ушатался: на спине были сквозные дыры до подушки, и пришлось отдавать его в починку. Но даже после замены части спины, он затем служил и продолжает служить. А на мне – ни царапины.
Единственное, что я точно усвоила, это что лучше отдавать в ремонт или перешивку только туда, где комбинезон был изготовлен, то есть, в Италию. Там точно будут те же руки, те же нитки и тот же подход, что и при создании самого комбинезона – это как гарантия качества и носкости.
Боты Alpinestars SMX-6
Это новая версия SMX, и она здорово улучшилась в 2022 году. Раньше, боты были на поликарбонатовой трещетке. Но трещетка была снаружи бота, и в случае неудачного падения затиралась – в общем, весь ботинок после этого приходил в негодность. Теперь защелку поменяли на молнию с липучкой с внутренней стороны. Молнию сверху закрывает кожаный «клапан» с Velcro, так что ее сложно повредить.

Экипировка для гоночного трека – мотоботы Alpinestars SMX-6 Drystar: застежку теперь делают с внутренней стороны ботинка
перейти в фотогалерею
Защита голени и лодыжки у Alpinestars SMX-6 V2 Drystar на высоте всегда была. Сколько раз я падала, но ни разу пятку и лодыжку не травмировала. Голень здесь защищена жесткой полимерной накладкой из TPU, как у топовой версии Supertech R, но чуть меньше по размеру, хотя тому же стандарту безопасности CE EN 13634 Level 2 соответствует. Пятка и лодыжка также укреплены модулями TPU, которые препятствуют скручиванию сустава.

Экипировка для гоночного трека – мотоботы Alpinestars SMX-6 Drystar: защита пятки лодыжки от скручивания с манжетой из TPU
перейти в фотогалерею
В целом, очень легкие боты. Это не топовая версия, но стандарт безопасности – один. Дизайн сапога таков, что там нет никаких запорчиков или вентиляционных отверстий, как на SIDI, через которые внутрь могла бы попасть вода. Плюс, мембрана DryStar. Сколько мы под дождем ездили, боты ни разу не промокали у меня.
Подошва простая, без усиления и защиты от протирания о пегу, и несменная. Но на моей памяти ни на одном ботинке, – а это уже 4-я пара в моем гардеробе, – подошву не удалось затереть до дыр. Чего не скажешь о пластиковом слайдере.
В самом начале карьеры, когда еще не все нюансы посадки и свешивания понимала, затерла несколько слайдеров до клипсы. Это из-за неправильной посадки, когда достаешь асфальт не подножкой, а ботинком – и сильно раньше, чем коленом. Когда начинаешь правильно делать, эта проблем сама собой проходит. Думаю, что один комплект слайдеров на ботах каждый так стесал!
Перчатки Alpinestars SP-1 V2
Конечно, я больше любитель жестких чисто гоночных перчаток с манжетой из TPU, но думаю так: мы носим перчатки поверх комбинезона, с нахлестом, и кожаная манжета и так достаточно толстая, а вместе с рукавом – это двойная толщина; он скольжения защитит хорошо в любом случае, а от механического изгиба луча и пластиковая манжета не спасет.

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: перчатки Alpinestars SP-1 V2
перейти в фотогалерею
Перчатки Alpinestars SP-1 V2 – они все же не самые экстремальные «Race Only», а более гражданская версия типа Road/Track, поэтому у нее манжета полегче. Но дизайн ладоней очень технологичный, тут даже есть пипка для смартфона, чтобы тапать экран, не снимая перчаток. А на внешней части есть вставки из толстой искусственной замши, как раз там, где часто контакты бывают с асфальтом.
Важная для меня фишка: пальцы между собой не связаны, и пространство между ними достаточно гибкое, тянущееся, так что рука очень легко и комфортно себя чувствует.
Шлем SHOEI X-Spirit Pro (2023)
Меня в этом шлеме заинтересовала его история – то, что это шлем, в котором едет Марк Маркес.

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: шлем Shoei X-Spirit Pro с фотохромным визором
перейти в фотогалерею
В рекламном ролике очень активно продвигают, что SHOEI X-Spirit Pro создан специально для скоростей 350 км/ч и выше. Лучшая аэродинамика, задний спойлер и так далее.

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: шлем Shoei X-Spirit Pro с фотохромным визором
перейти в фотогалерею
Второй нюанс, это усовершенствованная система крепления визора. Теперь там аж две дополнительный застежки: одна – посередине, другая слева, и поднять визор можно только двумя руками. Такая вот защита – четыре точки крепления.

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: новая система крепления визора на Shoei X-Spirit Pro - на четырех точках
перейти в фотогалерею
Центральный запор – вертикальный, а второй – горизонтальный. И это реально круто, потому что отлет визора в гравии – это аттракцион «привет, стоматолог!», не говоря уже о прочих эстетических нюансах.

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: шлем Shoei X-Spirit Pro имеет высший сертификат FIM для MotoGP и World Superbike
перейти в фотогалерею
Все эти фишки - это новые требования омологации FIM для шлемов с сертификатом FRHPHE-01 - с ним можно в MotoGP!!
Первое, что я обычно делаю, когда достаю шлем из коробки, ставлю фотохроматический визор. Да, это такое – не самое дешевое удовольствие, все-таки стеклышко под 30… Но оно решает мигом все проблемы с длинными трек-днями и длинными гоночными днями, когда утро начинается в 9:00, а гонки завершаются в 19:30, как сегодня. Солнце светит оттуда, потом – оттуда, а потом начинает светить прямо в глаза.
Особенно это актуально на Moscow Raceway и в Игоре, где хорошие перепады высот и под вечер солнце низкое: заезжаешь в "яму" - темно, начинаешь выезжать - солнце в глаза. Прямая перед Т10 – прямо на запад и в горочку, и не знаешь, какой визор ставить перед сессией. Фотохром решает эту проблему. SHOEI SWR-1PN для X-Spirit 3, SWR-2PN для X-Spirit Pro – очень быстро перестраивается. В Игоре солнце боковое… Это здорово облегчает езду в целом.
На тренировочные шлемы мы ставим гарнитуру Cardo для занятий с тренером:

Экипировка для гоночного трека – выбор, нюансы и секреты Илоны Селиной: шлем Shoei X-Spirit Pro с гарнитурой Cardo - идеально для занятий с тренером
перейти в фотогалерею
Шлем тоже становится частью тебя, к нему привыкаешь. Я привыкла переключать передачи по звуку двигателя: как пошли верхние октавы, пора следующую передачу включать – и так далее. Но с новым X-Spirit поначалу возник вопрос: в нем совершенно иная тональность! Поскольку это профессиональный шлем, у него звукоизоляция не такая плотная, как у «гражданских» версий. Мне потребовалось несколько кругов, чтобы просто привыкнуть к новым звуковым ощущениям.
Шлемы X-Spirit PRO по комплектации никак не отличаются, только по цветовым схемам. Я предпочитаю самую простую – Plain. Тут расчет простой. Все падают, а шлем – это такой элемент экипировки, который иногда падает только раз, и затем его нужно менять. Рабочий инструмент, не вижу смысла переплачивать 20000 за цвета. Но сейчас много прикольных схем в наличии есть, каждый сам выбирает.
Как влияет новая экипировка на езду и на времена круга?
- Сильно влияет, конечно. Потому что вмешиваются новые ощущения, которые отвлекают. Это психологический момент больше, чем чисто физический: легкий дискомфорт отвлекает мозг и нарушает концентрацию на езде. Любые отвлекающие факторы, которые меняют выполнять задачу на треке, тут же сказываются на времени круга, на сосредоточенности.
И в рамках именно гоночного дня обкатать новый комплект часто не удается. Думаешь: вот сейчас – квалификация, а это значит – сразу плюс 2 секунды. Нет, поеду в старом, который уже прикатан. И на гонку тоже новые перчатки надевать не буду. Как-нибудь в другой раз.
Сколько сессий нужно, чтобы привыкнуть к новой коже?
- Перчаткам достаточно 1.5-2 сессии, и они уже «садятся», как надо. С комбинезонами примерно столько же 2-3 сессии. В идеале, перед по-настоящему ездовыми днями надо бы прикатать новую экипировку в комфортных, но близких к рабочим условиях. Например, на «Лидере». Трек очень рабочий, требовательный, и за 3 сессии там можно хорошенько вспотеть на мотоцикле. А ведь кожаному экипу как раз и надо – хорошо намокнуть однажды и сесть по фигуре!
А с ботами?
- Может быть, даже больше. Буквально сегодня это было: вдруг, в какой-то момент поняла, что передачи «не так» переключаться стали. Возвращаюсь, говорю тренеру. Антон отправляет меня на следующую сессию. И – всё становится нормально! Просто у меня из-за новых ощущений от ботинок пропало то – знакомое чувство обратной связи, а потом, вернулось, когда новые боты нормально «сели».
Как можно оценивать экипировку – подходит или нет?
- Сложная тема. Нужно проехать этапа 2-3, чтобы понять, будут тебе эти перчатки мозоли оставлять на руке, или нет. Будешь ты полностью чувствовать мотоцикл, или нет. Это такая, сложная история, поэтому и называют это всё «второй кожей», потому что должна сесть, как своя.
Пилоты команды Bezshlyaga Racing School экипированы компанией «Байк-Ленд», официальным дистрибьютором инновационного лидера в области защитной экипировки для мотоспорта и дорого общего пользования Alpinestars.